Одна из самых известных русскоязычных песен – «Мурка» отмечает свой столетний юбилей. Первый известный вариант композиции, созданной в жанре городской романс (или жестокий романс) датируется 1921-м годом. Несколько позже появился её знаменитый «уголовный» вариант.
Со временем песня стала едва ли не гимном криминального мира, а её текст знали наизусть даже школьники. Однако, многие всерьез предполагают, что в её основу легла реальная история, а главная героиня повествования – Мария (Маруся) Климова была отнюдь не вымышленным персонажем.
За прошедшую сотню лет история стала настоящей легендой, она неоднократно дополнялась, менялась и пересказывалась на новый лад, так что теперь отделить правдивые факты от вымышленных или сильно преувеличенных довольно сложно. Но главный «блатной шлягер» СССР не теряет своей популярности и сегодня.
История создания шлягера
«Мурку» смело можно назвать уникальным детищем блатного фольклора, которая по популярности и известности до сих пор обходит многие прославленные хиты, созданные выдающимися поэтами и композиторами.
Первые варианты записи песни датируются началом 20-х годов прошлого столетия, примерно 1921-й или 1922-й год. Изначально в тексте отсутствовали уголовные реалии, и этот вариант без указания авторства был почти два десятка лет спустя опубликован на страницах «Нового песенника» В. В. Гадалина, изданного в Латвии.
А вот на пластинке, где текст несколько отличался от упомянутого ранее варианта, в качестве автора уже был указан поэт и писатель-сатирик – Яков Петрович Ядов. Он, к слову, также являлся автором таких известных композиций как «Цыпленок жаренный» и «Бублички». Все они были написаны в 20-е годы минувшего столетия, когда Одесса стала криминальной столицей воровского мира.
Сюжет песни повествует о некой молодой и привлекательной Марусе, которая является подругой авторитетного бандита. Однако текст «Мурки» имеет несколько вариантов, отличающихся друг от друга не только количеством куплетов, но и некоторыми существенными деталями (место действия и имена героев).
По легенде в песне идет речь о реальной секретной операции ЧК, главной целью которой была ликвидация главаря одесской банды – Бриллианта. Этот преступник был опытен, умен и опасен, но, как и любой человек, имел свою слабость – он был весьма неравнодушен к представительницам прекрасного пола.
Операция по устранению уголовника разрабатывалась в Москве, на Лубянке, в 1920-м году. Дабы подобраться к Бриллианту нужна была привлекательная и отважная дама, которая могла бы соблазнить главаря банды и втереться к нему в доверие. К тому же, в любой ситуации она должна была оставаться хладнокровной, рассудительной и готовой пожертвовать собой.
В Одессе действительно рассказывали о девушке-чекистке, внедренной в самую верхушку криминального мира, и погибшей от бандитской пули в ходе секретной операции. Эта история стала городской легендой, а многие энтузиасты занялись поисками реального прототипа главной героини.
Одесса начала 20-х годов
Стоит сказать пару слов об одесском криминальном мире. Этот город-порт с давних пор именовался «южными воротами» Росси в Европу, и через него проходил огромный поток всевозможных грузов, что, в свою очередь, вызывало неподдельный интерес у представителей криминалитета.
Едва центральная власть города давала слабину, как бандитские группировки становились даже не параллельной, а основной правящей силой.
В советский период серьезный разгул преступности в «жемчужине у моря» приходилось подавлять дважды: после гражданской войны и после окончания Великой Отечественной войны.
Примечательно, что в Одессе в начале 20-х годов был серьезный дефицит квалифицированных кадров в угрозыске. В связи с этим, самые масштабные операции по задержанию крупных криминальных элементов планировались в Москве.
Подруга для главаря
Операция по ликвидации лидера одесского криминального мира – Бриллианта была разработана в Москве на заре 20-х годов, совместными усилиями МУРа и ВЧК. О самом бандите у сыщиков было совсем немного информации, по некоторым данным, даже не было его портрета, что очень усложняло задачу.
Было принято рискованное решение внедрить под видом «бандитов-гастролеров» сразу целую группу оперативников. Но, так как местные уголовники могли объявить войну визитерам, то, согласно легенде, внедряемая группа, якобы, действовала от имени прославленного анархиста Нестора Махно, имевшего большой авторитет.
В те времена женщины нередко были полноправными членами банд, а ходившая в криминальной среде поговорка: «Баба в банде – вору на фарт», является тому подтверждением.
Поэтому среди внедренных оперативников появилась довольно приметная дама. Ставка делалась на то, что к подозрительному и очень осторожному главарю легче будет приблизиться и закрепиться женщине.
О том, как развивались события дальше, есть не менее десятка версий, и это только самые распространенные. Но все они схожи в одном: «Мурке» удалось втереться в доверие к главарю банды, однако позднее произошел провал, из-за чего она погибла.
Коллеги, которые должны были прикрывать чекистку, почему-то вовремя не среагировали, допустив трагедию. Согласно городской легенде, погибшую «Мурку» похоронили на одном из одесских кладбищ, однако все попытки историков, исследователей и обычных энтузиастов отыскать её могилу успехом не увенчались.
Поиски реального прототипа героини песни «Мурка»
Несмотря на то, что прошла уже сотня лет, в открытых архивах по сей день не появилось никакой информации о спецоперациях МУРа, которые проводились в Одессе в начале 20-х годов. Доподлинно известно только то, что с поставленной задачей правоохранители справились, и криминальные структуры были разгромлены.
Нередко Мурка используется как уменьшительно-ласкательное прозвище от имени Мария. К примеру, Корней Иванович Чуковский называл Мурочкой свою младшую дочку Машу, а Максим Горький звал Муркой свою возлюбленную – баронессу Марию Будберг.
А еще в 20-е годы «Мурками» стали называть сотрудниц МУРа. Однако, в песне есть подсказка: «Мурка – Маруся Климова», но реальное ли это имя?
Список претенденток оказался впечатляющим, причем, в нем фигурировали и имена реальных уголовниц, которые могли быть завербованы спецслужбами. Некоторые считали, что «Мурка» – это сотрудница уголовного розыска по имени Мария Евдокимова (видимо, из-за созвучности фамилий).
Евдокимова была внедрена в преступную группировку в середине 20-х годов, и сумела за несколько месяцев собрать ценные сведения об авторитетных бандитах. Но легендарная песня появилась несколькими годами ранее.
Некоторое время назад грянула сенсация: среди многочисленных документов Главного информационно-архивного центра МВД была обнаружена учетная карточка из личного дела капитана запаса милиции, некой Марии Климовой.
По некоторым данным, само личное дело было уничтожено или в связи со смертью сотрудницы, или по истечении установленного срока хранения документов.
Кем была Мария Климова
И так, полное имя предполагаемой героини – Мария Прокофьевна Климова, она была уроженкой города Великий Устюг, где появилась на свет в 1897-м году. К слову, несколько лет назад в родном городе ей даже установили памятник.
Если она и была реальным прототипом «Мурки», то эта женщина не только выжила, но и, судя по всему, продолжила работу в органах, потому как звание капитана, указанное в учетной карточке, было введено лишь весной 1936-го года. Также там значилось, что Марию Климову исключили из списков в 1952-м году, 27-го марта.
Если «Мурка» из песни и капитан Климова – одно и то же лицо, то на момент проведения секретной спецоперации ей было не более 25-ти лет. Но есть один нюанс: несмотря на длительные и кропотливые поиски исследователей, им так и не удалось найти никого, кто бы работал с Марией Климовой, да и вообще, знал её лично.
Если, предположить, что история именно этой женщины легла в сюжет песни, то получается заметная нестыковка. Выходит, что реальная Маруся осталась жива, в то время, как во всех известных вариантах блатного романса присутствует мотив отмщения за предательство, расправа над героиней, а в некоторых имеется даже описание похорон.
Крах легенды
Установка памятника Марии Климовой в Великом Устюге многих взбодрила, обрадовала и заставила поверить в то, что именно она и была реальной «Муркой» из культовой песни. На самом же деле, никаких неопровержимых доказательств этому нет.
На просторах интернета в открытом доступе гуляет немало фотографий «из личного дела», на которых, якобы, запечатлена Мария Прокофьевна Климова – «Мурка». Но самого дела нет, откуда же тогда взялись фотографии? Да и вообще, почему у героини песни непременно должен быть реальный прототип?
Некоторые, и вовсе, предполагают, что Яков Ядов сам придумал и рассказал криминальную историю любви и предательства, а фамилию Климова дал Марусе для рифмы, чтобы в припеве она органично вписывалась рядом с «любимым».
На сегодняшний день Маруся Климова по-прежнему является легендой, потому как не удалось найти какие-либо неопровержимые, документально подтвержденные свидетельства её существования.
Так же не удалось найти, как мы уже отметили, ни её могилу, ни людей, знавших её лично. Впрочем, поиски по-прежнему ведутся и историками, и простыми энтузиастами, так что все еще может измениться.