В этом месяце исполняется 28-я годовщина со дня смерти советского легкоатлета, бегуна на средние и длинные дистанции – Хуберта Пярнакиви. Заслуженный мастер спорта СССР стал настоящей легендой, не выиграв ни одной Олимпиады, мирового или европейского первенства.
Серебряный призер всесоюзного первенства по легкой атлетике 1958-го года впоследствии стал победителем легкоатлетического матча между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.
Особенностью выступления советского легкоатлета в матче СССР – США 1959-го года стало то, что он финишировал в состоянии клинической смерти, когда его сердце перестало биться. Сам он говорил, что в то время для советского человека это было нормой – сражаться до конца за сборную и Родину. Вот только в родной стране о его подвиге узнали лишь спустя десять с лишним лет.
Хуберт Пярнакиви: биография, спортивная карьера
Будущий спортсмен-легкоатлет появился на свет в столице Эстонской республики – годе Таллин, в 1932-м году, шестнадцатого октября, в обычной семье, не имевшей прямого отношения к профессиональному спорту. В открытом доступе о его близких совсем немного информации.
По словам ныне здравствующей дочери Хуберта – Пилле, в эстонском городе Вильянди начиная с 1928-го года, проводились легкоатлетические соревнования, представлявшие собой забег вокруг одноименного озера. Этому состязанию уже более девяноста лет, и подобных турниров-долгожителей в стране больше нет.
Отец Пилле впервые увидел этот забег вокруг озера в девятилетнем возрасте, и уже тогда решил, что непременно должен выиграть данное состязание. После этого мальчик начал активно заниматься легкой атлетикой в профильной секции, а его первым наставником стал Эльмар Ардма.
В 1952-м году Хуберт окончил школу, в этом же году впервые принял участие в забеге вокруг озера, и выиграл его. Тогда же он поступил в Тартускую сельскохозяйственную академию, избрав для себя специальность врача-ветеринара.
После окончания школы легкоатлет тренировался под руководством Вальтера Калами, затем он перешел к наставнику Элмоту Хейдо. Длительное время выступал за эстонский спортивный клуб «Калев» из города Тарту. В 1957-м году спортсмен получил диплом о высшем образовании.
Легкоатлет одиннадцать раз выигрывал в забегах вокруг озера Вильянди, а в 1960-м году установил в этом состязании рекорд, который впоследствии продержался более четырех десятков лет, и был побил лишь в 2002-м году серебряным призером европейского первенства – легкоатлетом Павлом Лоскутовым.
Пярнакиви 28 раз становился чемпионом родной Эстонии, выигрывая состязания в забегах на разные дистанции. Он стал серебряным призером чемпионата Советского Союза по легкой атлетике, в забеге на пять километров.
Хуберт считался рядовым атлетом, демонстрировал неплохие результаты, регулярно попадал в состав национальной сборной, но каких-то выдающихся результатов на международном уровне не демонстрировал. К примеру, на европейском первенстве он занял лишь одиннадцатое место.
Первый в истории «Матч гигантов»
В 50-е годы соперничество между мировыми сверхдержавами США и СССР нарастало, что не могло не отразиться и на их противостоянии в спорте. После завершения Олимпийских игр 1956-го года в Мельбурне, стало очевидно, что советским и американским спортсменам, претендовавшим на звание лучших в мире, мало встречаться один раз в четыре года.
Поэтому вскоре был учрежден турнир, получивший название «Матч гигантов». Эти состязания проходили регулярно в период с 1958-го года по 1985-й год, практически без сбоев, за редким исключением.
Если обратить внимание на статистику, то она по сей день удивляет и даже потрясает: советские спортсмены пятнадцать раз выходили победителями, один раз соревнования закончились с одинаковым количеством баллов и всего лишь три раза победу одерживали американские легкоатлеты.
Соревнования имели огромный успех, о них активно писали в мировой прессе, а увидеть все воочию стремились тысячи болельщиков, так что, те, кому удавалось оказаться на трибунах, считались везунчиками.
Первый в истории легкоатлетический матч между сборными США и Советского Союза состоялся в июле 1958-го года в Москве. К тому времени двукратный олимпийский чемпион, несколько лет удерживавший звание лучшего стайера в мире – Владимир Петрович Куц, вынужден был завершить свою спортивную карьеру из-за серьезных проблем со здоровьем, и его место в команде занял молодой и перспективный Пярнакиви.
Незадолго до этого легкоатлет стал серебряным призером национального пер
венства на дистанции в пять тысяч метров. И в первом противостоянии с американскими бегунами сумел показать себя с наилучшей стороны, финишировав первым и принеся своей команде максимальное количество очков.
Реванш: «забег смерти»
После досадного проигрыша в Москве американцы грезили о реванше, а советские спортсмены мечтали закрепить свой успех еще и громкой победой на территории соперников. Второй легкоатлетический матч между сборными сверхдержав состоялся в июле 1959-го года в Филадельфии, штат Пенсильвания.
В день соревнований стало ясно, что забег несет опасность для жизней спортсменов, потому как к обеду столбики термометров достигли отметки в 35 градусов. Учитывая еще и высокую влажность воздуха, жара вообще казалась нестерпимой.
Врачи обеих команд забили тревогу, и настаивали на том, чтобы забег перенесли хотя бы на вечер, когда жара немного спадет. Но организаторы состязания не торопились вносить коррективы, ожидая одобрения со стороны команд-участников. Команды же, в свою очередь, отказывались что-либо менять, дабы не показать слабость перед соперниками.
Поэтому, в назначенный ранее час – 13:00 по местному времени, четыре бегуна вышли к стартовой линии стадиона «Франклин Филд». В забеге на десять тысяч метров участвовали: Хуберт Пярнакиви и Алексей Степанович Десятчиков (от советской сборной), а также Роберт Чарльз Сот и Макс Эдвин Труэкс (от сборной Соединенных Штатов). Основную ставку американцы делали на Труэкса, считавшегося фаворитом.
Первые километры лидировали советские бегуны, но все понимали, что американцы просто экономят силы для финального рывка. Примерно на седьмом круге Сот начал ускоряться, буквально превратившись в спринтера. Когда он обошел советских спортсменов, это их изумило и подстегнуло.
Десятчиков тоже ускорился, и обошел американца, а к восьмому километру уже собирался опережать всех бегунов на целый круг. Позади него поочередно обгоняли друг друга Пярнакиви и Сот.
В итоге, советский легкоатлет – Алексей Десятчиков пришел первым к финишу, но судьи, которые работали из рук вон плохо, заставили его пробежать лишний круг, каким-то образом не заметив, что он обогнал всех на этот самый круг.
Но в это время на дорожке происходил какой-то кошмар, и многие всерьез опасались, что без жертв этот забег не обойдется. Сначала стало плохо американцу Роберту Соту, которого стало мотать то в одну, то в другую сторону. Он начал как-то странно и слишком высоко поднимать колени и размахивать руками, но трибуны гудели, требуя от него продолжать забег.
Еще через несколько кругов американцу стало хуже, его бег стал напоминать какой-то припадок. Журналисты впоследствии писали, что он был похож на марионетку, которую кто-то сверху беспорядочно дергает за веревочки.
Атлет сделал еще один рывок, он выглядел мертвенно-бледным, а на лицо были все признаки церебральной аноксии (из-за жары в его организме практически не осталось ни солей, ни кислорода).
Наконец Сот упал, затем из последних сил поднялся, сделал еще несколько шагов, и снова упал, едва не ударившись головой о бордюр, после чего перестал шевелиться. Позднее в сводках писали о том, что у американца зашкаливал пульс (примерно 172 удара в минуту), а давление вообще невозможно было измерить, потому как аппарат его попросту не фиксировал.
Роберта с трудом откачали, из состязания он был исключен, а первую помощь ему оказывал доктор по фамилии Петров, сопровождавший советскую команду. Многие уверены, что только благодаря его стараниям американец выжил. Но сложившаяся ситуация лишь обострила интригу, потому как гонку никто останавливать не собирался.
Добежал на одной воле: клиническая смерть на финише
После того, как Сот выбыл из гонки, Хуберт начал заметно сдавать. Вскоре его движения начали походить на те, что незадолго до этого демонстрировал американец: атлет стал высоко поднимать колени, хаотично размахивать руками, словно цепляясь за воздух, у него появились те же симптомы церебральной аноксии.
В это же время Труэкс вновь ускорился, обогнав советского легкоатлета. Последнюю сотню метров до финиша Хуберт бежал целую минуту, и казалось, что он в любой момент может не просто потерять сознание, а упасть замертво.
Финишную черту эстонец переступил в полубессознательном состоянии. Он выглядел пугающе: глаза и щеки провалились, лицо было бледным и безжизненным, а пальцы рук свело судорогой. На финише его подхватил советский прыгун с шестом по имени Владимир Булатов, и отнес в сторону.
На Пярнакиви тут же разорвали майку, ему растирали конечности, делали искусственное дыхание и массаж сердца. Когда его уносили со стадиона, казалось, атлет не подает признаков жизни.
Позже говорили, что Хуберт переступил финишную черту в состоянии клинической смерти, когда его сердце не билось.
Судьи, опешившие от происходящего на дорожке, забыли о своих прямых обязанностях, и попросту перестали считать круги, которые пробежали атлеты. В итоге, Труэксу, опередившему эстонца, тоже добавили лишний круг.
В суматохе это решение вовремя не опротестовали, и Хуберт оказался вторым в забеге, выиграв гонку вместе со своим партнером. Позднее проверка показала все ошибки допущенные судьями, но в истории из «забеге смерти» победителями вышли советские спортсмены.
Итоги состязания
Десятчиков и Труэкс выбрали правильную тактику, которая позволила им удержаться на ногах. Пярнакиви достиг финиша каким-то чудом. Позже он говорил, что не мог допустить и мысли о том, чтобы в забеге победили американцы, а биться до смерти за родную сборную тогда считалось нормой.
Но, тот забег, по сути, поставил крест на карьерах всех его участников, а здоровью Пярнакиви и Труэкса нанес непоправимый ущерб.
У Труэкса начались проблемы с сердцем, и через несколько лет он ушел из спорта. Десятчиков уже не мог выступать на прежнем уровне, и вскоре после Олимпийских игр 1960-го года, где занял четвертое место, он завершил карьеру. К слову, Пярнакиви, и вовсе, не прошел отбор на эту Олимпиаду. Сот тоже не сумел вернуть былую форму, решив распрощаться со спортом.
Первым из жизни ушел Макс Труэкс. У него в возрасте сорока лет диагностировали болезнь Паркинсона, которая быстро прогрессировала. Он пытался лечиться методами нетрадиционной медицины, и даже сделал в Китае рискованную операцию на мозге. Но хирургическое вмешательство не помогло, и спортсмен скончался в 1991-м году, в возрасте 55-ти лет.
Через два года после этого не стало Пярнакиви, который скончался после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 61-го года. А вот его коллега по команде – Алексей Степанович Десятчиков дожил до преклонного возраста, и умер летом 2018-го года на 86-м году жизни.
Из всех участников того «забега смерти» ныне, что удивительно, жив лишь Роберт Сот, который в этом году отпраздновал свой 88-й день рождения.
Как сложилась дальнейшая судьба Хуберт Пярнакиви
После завершения профессиональной спортивной карьеры, легкоатлет стал работать по специальности – ветеринарным врачом. Он жил обычной жизнью, обзавелся семьей, а о его подвиге на родине ничего не было известно почти одиннадцать лет.
Почему так случилось, объяснить довольно сложно. При этом, многочисленные снимки бегуна, где он из последних сил финиширует и падает, обошли, наверное, все мировые спортивные журналы. Они сохранились в альбоме, подаренном Хуберту на память.
Лишь после того, как был снят фильм «Спорт, спорт, спорт», в который вошли кадры хроники тех событий, Хуберта удостоили звания Заслуженного мастера спорта СССР, о чем позаботился лично Леонид Ильич Брежнев.
В 1990-м году, еще при жизни Пярнакиви, на берегу озера Вильянди открыли мемориал, в центре которого – скульптура «Бегун», изображавшая Хуберта. Но вначале на этом монументе не было его имени, потому как он сам этого не хотел. Уже после смерти легкоатлета его имя все же появилось на скульптуре. А в 2007-м году вдова легкоатлета выпустила книгу воспоминаний под названием «Легендарный Хуберт Пярнакиви».