В этом месяце исполняется четырнадцатая годовщина со дня безвременной кончины знаменитой отечественной исполнительницы, получившей прозвище «королевы русского шансона» – Кристины Евгеньевны Пенхасовой, более известной под сценическим псевдонимом Катя Огонек.
Она была далеко не первой представительницей слабого пола, исполнявшей песни в жанре русского шансона, но стала первой, кто спел от лица женщины-заключенной, притом, что сама Катя в тюрьме никогда не сидела.
Почитатели «блатного» шансона, как правило, не очень-то доброжелательно относятся к выступающим в этом жанре дамам, исключением была, разве что, Любовь Успенская, но Огонек своим творчеством переломила ситуацию.
К сожалению, талантливая и харизматичная исполнительница ушла из жизни слишком рано, в возрасте тридцати лет. У неё осталась маленькая дочка Валерия, которой на момент трагедии было всего лишь шесть лет. Единственная наследница «королевы русского шансона» винит в безвременной кончине матери своего отца – бывшего боксера Левана Кояву.
Катя Огонек: биография, семья ранние годы
Будущая исполнительница появилась на свет в небольшом курортном поселке Джубга, что в Краснодарском крае, в 1977-м году, семнадцатого мая, в довольно известной творческой семье. Имя, данное девочке при рождении – Кристина Евгеньевна Пенхасова.
Глава семейства – Евгений Семенович был профессиональным музыкантом и работал с легендарным ВИА «Самоцветы», а мама – Тамара Ивановна была танцовщицей и выступала в танцевальном ансамбле имени Вирского. После рождения дочери родительница прекратила гастрольную деятельность, решив сосредоточиться на воспитании наследницы.
Когда маленькой Кристине было шесть лет, её семья перебралась в Кисловодск, где девочка вскоре пошла в первый класс одной из местных школ. С раннего возраста девочка проявляла творческие таланты, а вот к школьным предметам она была равнодушна, поэтому учителя нередко жаловались на её успеваемость и поведение.
Ребенок перенял таланты обоих родителей, она хорошо танцевала и обладала великолепными вокальными данными, посему посещала параллельно музыкальную и хореографическую школы. Помимо этого девочка была активным участником всех школьных праздничных мероприятий.
В целом, биография будущей исполнительницы и звезды отечественного шансона была вполне обычной, поэтому со временем она стала обрастать мифами, которые, в большинстве своем, не имели ничего общего с реальностью. О ней писали: шпана, отсидела в тюрьме, вышла условно-досрочно благодаря своему творчеству и еще много небылиц, в которые люди охотно верили.
Сама певица не скрывала, что в школе училась плохо, дружила в основном с мальчишками и нередко с ними же и хулиганила, но до какого-то конкретного криминала дело никогда не доходило.
Отец будущей звезды водил дружбу со знаменитым поэтом-песенником – Александром Алексеевичем Шагановым, нередко бывавшим у них в гостях. Как-то Евгений Пенхасов попросил друга написать песню для своей юной дочери, а после был записан целый альбом, где Кристина пела еще совсем детским голосом.
Тот дебютный альбом не имел, ровным счетом, никакого успеха, но для девочки он оказался бесценным опытом, пригодившимся ей, когда она перебралась в Москву и начала там свою сольную карьеру.
Переезд в столицу, первые шаги на сцене
Кристина ушла из школы после девятого класса, а в возрасте шестнадцати лет девушка отправилась покорять столицу. На дворе стояли лихие 90-е годы, и, по воспоминаниям самой исполнительницы, Москва быстро сделала её «взрослой», а заодно научила курить и употреблять алкоголь.
Первое время начинающую певицу преследовали неудачи. Она продолжала работать с Шагановым, который в то время стал присматриваться и прислушиваться к новым веяниям русского шансона. Одно время Кристина сотрудничала с Михаилом Исаевичем Таничем и его группой «Лесоповал», но отношения с коллективом не сложились.
Затем она одержала победу в конкурсе студии «Союз Продакшн» и около трех лет выступала под псевдонимом «Маша Ша», исполняя низкопробные песни, преисполненные второсортным пошлым юмором, и даже выпустила под этим именем два альбома.
Но слушатели упорно не принимали Кристину ни как самостоятельную исполнительницу, ни как бэк-вокалистку, ни как «Машу Ша». Однако, девушка не отчаивалась, продолжая экспериментировать и искать себя.
Параллельно Кристина длительное время серьезно занималась женским боксом, что помогало ей не только держать себя в форме, но и снимать накопившийся стресс.
Новый имидж и смена творческого псевдонима
Ближе к концу 90-х годов Кристина решилась кардинально сменить имидж и манеру исполнения. Она взяла новое сценическое имя – Катя Огонек, и сделала ставку на лирический русский шансон, так сказать, «песни со слезой».
Её новым продюсером стал Вячеслав Клименков, который вплотную занялся созданием правдоподобной легенды для своей подопечной. Её история должна была расположить к себе целевую аудитории. И так, согласно легенде, Катя два года отбывала наказание в местах лишения свободы за ДТП, но вышла по УДО благодаря своему творчеству.
Этот выдуманный факт своей биографии сама исполнительница неоднократно озвучивала в интервью. А первый же альбом «Белая тайга», записанный под новым именем, стал настоящим бестселлером.
В её репертуаре впоследствии было немало тюремной лирики, а также каторжанских песен, что укрепило веру слушателей в то, что певица действительно сидела в тюрьме.
Музыкальные критики, обратившие внимание на Катю Огонек, принялись сравнивать её с уже давно блиставшей на сцене Любовью Успенской, но вскоре стало очевидно, что у этих двух исполнительниц принципиально разный подход к манере исполнения шансона.
Катя Огонек пела не только о том, каково это быть «подругой заключенного», но и о жизни женщины в неволе. К примеру, в своей проникновенно композиции «Я ревную тебя», певица обращается к мужчине, который её ждет, и без единого намека становится понятно, откуда именно возлюбленный её ждет.
Своеобразный вокал Кати с «надрывной прокуренной хрипотцой» стал её визитной карточкой. Свои композиции она исполняла эмоционально, не оставляя слушателей равнодушными.
Альбомы певицы разлетались как горячие пирожки, а её песни звучали по радио, из окон домов, в маршрутках и даже на дискотеках. Причину всеобщей любви к ней поклонники объясняли просто: «душевно поет».
Если не брать в расчет её раннее творчество и выступления под псевдонимом «Маша Ша», то исполнительница выпустила два десятка альбомов, которые разошлись по всему бывшему Советскому Союзу просто сумасшедшими тиражами.
Её последний альбом «В сердце моем» увидел свет уже после смерти «королевы русского шансона».
Катя Огонек: личная жизнь исполнительницы
Официально певица вступала в брак только один раз в возрасте девятнадцати лет. Её супругом стал давний друг детства, которого Кристина провожала в армию и ждала его возвращения. Но их семейная жизнь продлилась всего лишь два года, хотя официальный развод был оформлен через три года, когда у исполнительницы появился новый мужчина.
По воспоминаниям самой звезды русского шансона, в юности девичьи страдания и слезы в подушку обошли её стороной, а первой большой любовью был парень, с которым она зарегистрировала брак. А вот развод дался ей очень тяжело.
Затем в её жизни была череда служебных романов, мимолетных интрижек и гражданских браков. Впрочем, вполне возможно, что бурная личная жизнь исполнительницы была частью легенды, раскрученной в прессе.
Длительное время певица состояла в гражданском браке с бывшим боксёром по имени Леван Коява, от которого она в 2001-м году родила своего единственного ребенка – дочку Валерию, которая впоследствии пошла по стопам своей знаменитой матери.
Несмотря на рождение общей дочери, пара официально так и не узаконила свои отношения. После безвременной кончины исполнительницы, маленькую Леру опекали и воспитывали её родители, а спустя годы в произошедшей с матерью трагедии девушка открыто стала винить родного отца.
Алчность супруга и пагубное пристрастие
С момента выхода первого успешного альбома, исполнительница не переставала трудиться: давала концерты, постоянно гастролировала и записывала новый материал. Менее чем за десять лет она выпустила два десятка качественных и полноценных альбомов. Такой график отнимал у неё все силы и время.
Но, любопытен тот факт, что, работая на износ, выпуская по несколько альбомов ежегодно и давая просто неимоверное количество концертов, певица так и не смогла разбогатеть, в отличие от других её коллег.
Она часто давала концерты на зонах, в маленьких захолустных городах или в ресторанах, а крупные предложения каким-то непостижимым образом обходили её стороной, или же им попросту не оставалось места в плотном графике исполнительницы.
Если у Кати, к примеру, был запланирован концерт в колонии, а вместо этого ей предлагали выступить где-то на большой площадке, то она отказывалась. Отменять выступления было не в её правилах, да и поклонник в местах лишения свободы искренне ждали её приезда, так что подвести их она не могла.
Позднее родные и друзья исполнительницы стали обвинять её гражданского супруга – Кояву в алчности и неразборчивости. Якобы, именно он не давал Кате поставить себя как дорогостоящую певицу, поощрял её выступления на маленьких площадках, лишь бы за концерт рассчитались немедленно.
А еще, по словам членов семьи, Леван вынудил гражданскую жену вернуться на сцену всего лишь через несколько недель после того, как она родила их общую дочку Валерию. Мужчина был жаден до денег, сам утруждать себя работой не хотел, а еще злоупотреблял горячительными напитками, пристрастив к этому и Катю.
Народную любимицу едва ли не после каждого выступления приглашали на застолья. Муж никогда её не сдерживал, а для самой певицы это был еще и способ снять стресс. По некоторым данным, она с детства страдала приступами эпилепсии, которые ей долгое время умело удавалось скрывать, но пагубная привычка усугубила недуг.
Как умерла Катя Огонек
Исполнительница почувствовала себя плохо семнадцатого октября 2007-го года. Она была экстренно госпитализирована в реанимационное отделение одной из столичных больниц.
У молодой женщины случился приступ эпилепсии на фоне проблем с алкоголем. Также у неё диагностировали цирроз печени, давший осложнения на почки и легкие.
23-го октября певицу перевели в обычную палату, хотя её родные были против, а вечером того же дня она начала задыхаться, и вновь была переведена в реанимацию. Наутро, 24-го октября, тридцатилетняя звезда шансона скончалась от сердечной недостаточности и отека легких на фоне цирроза.
Примечательно, что все это время в больнице дежурил Леван, который буквально требовал от врачей поставить Катю на ноги к предстоящему концерту, за который он уже успел получить аванс. О том, что исполнительница может умереть, а их маленькая дочь останется сиротой, мужчина, похоже, думал в последнюю очередь.
После смерти «королевы русского шансона»
Всеми финансовыми делами певицы Кати Огонек занимался её гражданский муж, который, как выяснилось, бездумно спускал деньги по своему усмотрению или же просто пропивал их. Все её гонорары попросту растворялись, в итоге не осталось ничего, что бы могла унаследовать осиротевшая шестилетняя Лера.
Исполнительница была похоронена на столичном Николо-Архангельском кладбище. У семьи даже не было денег на то, чтобы установить памятник, поэтому три года на могиле артистки возвышался обычный крест. В 2010-м году отец усопшей организовал благотворительный концерт, все средства с которого были потрачены на надгробие.
После смерти певицы девочку, как мы уже отметили, забрали к себе её бабушка с дедушкой по материнской линии, и самостоятельно её воспитали. В детстве Валерия занималась бальными танцами, но позже вынуждена была оставить танцевальную студию из-за дороговизны концертных костюмов.
С возрастом Лера решила пойти по материнским стопам, взяла себе в качестве псевдонима фамилию Огонек, и, при поддержке Елены Байдер, записала несколько песен в стиле русского шансона. Одну из композиций девушка посвятила своей так рано ушедшей матери.
В этом году начинающая исполнительница Валерия Огонек отметила свой двадцатилетний юбилей. В одном из своих недавних интервью девушка открыто заговорило о причастности отца к безвременной и трагической смерти матери. К слову, её отец — Леван Коява скончался в феврале нынешнего года.