«Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» – любимые фильмы нескольких поколений советских зрителей. Помимо волшебных персонажей, в них присутствовала сказительница – нарядная пожилая женщина в красном платке, которая открывала детям окно в сказочный мир. Сыграла ее невероятно талантливая Анастасия Зуева – заслуженная артистка, одна из старейших актрис МХАТа, любимая бабушку всего СССР и живая энциклопедия советского искусства. В жизни многие актеры оказываются абсолютно не такими, как на сцене, но к Зуевой это не относится. Она много лет несла окружающим тепло и доброту, несмотря на трудности, которые ей пришлось пережить – жизнь вдали от матери, а потом и от сына, предательство близких людей и тяжелые военные годы.
Талантливая девочка
Родилась Анастасия 5 или 17 (по новому стилю) декабря 1896 года в небольшом селе Новомосковского района Тульской области. Родители происходили из крестьян, но были весьма богатыми – отец занимался гравировкой тех самых знаменитых тульских самоваров. Дети ни в чем не нуждались, но потом глава семьи скончался, а мать, погоревав немного, вышла замуж повторно. Настя и ее сестра Лиза мешали новой семье и отчиму-военному, поэтому женщина отдала их на воспитание тетке.
Родственница, заменившая девочкам мать, была добрым, но строгим человеком. Она работала управительницей в помещичьем доме и пользовалась уважением хозяев. Отношение к воспитанницам было соответствующим – их сажали за барский стол и разрешали слушать взрослые разговоры, где речь часто шла об искусстве. Настя даже некоторое время ходила в престижное учебное заведение вместе с детьми из богатых семей.
Позже тетка с племянницами перебралась в Москву. Там она завела знакомство с представителями интеллигенции, устроила девочек в гимназию, но учеба Настю не интересовала – мечта стать артисткой затмила все. Опекунша восприняла новость об этом в штыки – она считала театр местом разврата и категорически отказалась давать деньги на учебу. Племянница, которая всегда была спокойной и доброй девочкой, неожиданно проявила характер – прошла отбор в школу драматического искусства (сейчас школа-студия МХАТ), причем учиться ей разрешили бесплатно. Это стало решающим фактором, и Анастасия начала осваивать премудрости актерского мастерства.
Быть тебе вечной старухой!
Зуева оказалась невероятно талантливой актрисой, а еще ей повезло – учителем оказался сам Станиславский. Анастасия начала выходить на сцену уже через год после начала учебы, причем лучше всего ей удавались роли старух. Хрупкая молодая девушка надевала специальный костюм и на ее месте волшебным образом появлялась Коробочка из «Мертвых душ», Квашня из «На дне» или Мисс Уордл из «Пиквикского клуба». Поклонниками таланта молодой актрисы были не только рядовые зрители, но и известные литературные деятели – Максим Горький и Михаил Булгаков.
Однажды Станиславский в шутку сказал: «Быть тебе вечной старухой на сцене!». Слова оказались пророческими – Зуева действительно перевоплощалась в пожилых женщин почти 60 лет – именно столько она прослужила в МХАТе имени Горького. А еще Станиславскому принадлежат слова, которые характеризуют дар Анастасии лучше всего: «Не учите Зуеву системе, она сама система!».
В 1932 году актриса впервые сыграла в кино. Дебютом стала картина «Просперити», потом был ряд второстепенных и эпизодических ролей, а в 60-х годах Александр Роу, который снимал фильмы по мотивам русских народных сказок, решил включить в сюжет новую героиню. Так Анастасия Зуева стала известной на весь Советский Союз сказительницей.
Каждая картина начиналась с того, что приветливая бабушка с лукавыми глазами открывала ставни своего домика, здоровалась с юными зрителями и начинала рассказ. После окончания фильма она прощалась и закрывала окошко. Уже после первого появления Зуевой в этом амплуа дети стали воспринимать ее как полноценный персонаж волшебных историй. Последней ролью Анастасии Платоновны тоже стала бабушка – в картине Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках».
Два предательства
В театре и кино актриса играла бабушек, но в жизни была настоящей красавицей с отличным вкусом, которая всегда следила за собой и привлекала внимание мужчин. Впервые Зуева вышла замуж в 1917 году за высокопоставленного чиновника Ивана Евсеева, почетного гражданина Москвы. Партия считалась более чем выгодной – семья ни в чем не нуждалась, спустя год у супругов родился сын Константин, но скоро муж проявил себя не с лучшей стороны. Он требовал, чтобы Анастасия оставила сцену, закатывал скандалы ревновал жену, а собственную свободу не ограничивал – любил погулять с друзьями и не пропускал красивых женщин. С недовольством супруги он боролся с помощью рукоприкладства, и Зуева не выдержала – собрала вещи и ушла.
Как оказалось, развод не входил в планы Ивана, и он решил отомстить Анастасии – оставил сына у себя и практически не давал ему видеться с матерью. Женщина очень страдала от разлуки с Костей, а редкие встречи только усугубляли тоску. Полноценно общаться они начали только после того, как мальчик вырос и стал студентом, но влияние отца не прошло бесследно. Константин постоянно ссорился с матерью, и общий язык они нашли только после рождения внуков. Для внучки Елены Анастасия Платоновна стала лучшей в мире бабушкой – строгой, но очень доброй и справедливой.
Вторым мужем Зуевой стал композитор Виктор Оранский. Казалось бы, на этот раз все будет хорошо, ведь две творческие личности должны хорошо понимать друг друга. Поначалу семейная жизнь действительно казалась сказкой, но через несколько лет Анастасии пришлось пережить двойное предательство. Она приютила в своем доме бедную девушку, которая мечтала стать актрисой. Приживалка быстро освоилась, устроила свою жизнь и ушла из дома благодетельницы, прихватив с собой Виктора, с которым у нее начался страстный роман. Мужчина быстро оформил развод с Зуевой, женился на новой пассии, у них родилась дочь.
Больше Анастасия не выходила замуж, а через 5 лет случилось то, что сейчас называют кармой. Новая жена Оранского нашла себе более перспективного супруга и ушла, оставив на его попечение маленькую дочь. Ждать мужчине помощи было неоткуда, и он поселился в доме Зуевой вместе с ребенком. Позже нерадивая мать все-таки забрала девочку, но Виктор жил с Анастасией до самой смерти. Былых отношений между ними не было, хотя мужчина не раз просил прощения и предлагал снова пожениться – актриса так и не смогла забыть предательство полностью. Но внучка Зуевой утверждала, что бабушка продолжала любить Оранского до конца жизни.
Всеобщая любимица
Анастасия Платоновна всегда была общительным, веселым и очень добрым человеком. Она не отказывала в помощи даже незнакомым людям, хотя многие беззастенчиво использовали ее, как это получилось в ситуации со второй женой Оранского. Кроме того, Зуева всегда была верна своим убеждениям. Она считала себя верующим человеком и до самой смерти отказывалась вступать в партию – удивительно, но это сошло ей с рук. Анастасия Платоновна помогала раненым солдатам во время войны, ездила на передовую с концертами, защищала и брала под опеку репрессированных.
Слова «любовь» и «родина» тоже не были для актрисы пустым звуком. В 1959 году уже немолодая Зуева отправилась на гастроли в Японию, и там в нее неожиданно влюбился богатый бизнесмен. Мужчина приходил на все выступления театра, дарил Анастасии Платоновне цветы, предлагал руку и сердце, но встретил решительный отказ. Актриса не хотела уезжать из России и не могла забыть покойного мужа. Интересно, что спустя 9 лет, когда Зуева снова отправилась в Японию, оказалось, что ее поклонник так и не женился. Ситуация повторилась, но с тем же финалом – Анастасия Платоновна категорически отвергла ухаживания.
Квартира актрисы в Камергерском переулке прямо напротив МХАТа всегда была полна гостей. Там собирались представители интеллигенции и военная элита – Борис Ливанов, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Валерий Чкалов, Иосип Броз Тито. Со всеми Зуева поддерживала дружеские отношения – например, могла запросто спросить у маршала о численности войск или о чем-то вроде этого. А они до преклонных лет называли ее Настей и обожали слушать истории, которые актриса рассказывала с неповторимой интонацией – так, что окружающие забывали обо всем на свете.
На здоровье Зуева не жаловалась никогда, но в 1954 году у нее случился инсульт. Тогда Анастасия Платоновна сумела восстановиться и вернуться к работе, но после повторного удара в 1986 году она скончалась на 89-м году жизни. Похоронена любимая бабушка советских детей на Новодевичьем кладбище, на памятнике высечены слова стихотворения Бориса Пастернака, посвященного актрисе: «Вы – подлинность, вы – обаяние…». А зрители до сих пор с любовью и теплотой вспоминают слова, которыми начинались сказки Роу: «Здравствуйте, милые ребята!».