Лирическую комедию «Приморский бульвар» с прекрасными видами Одессы, песнями Вячеслава Добрынина и группы «Веселые ребята» зрители помнят и любят даже спустя 33 года после выхода. Главные роли в фильме сыграли Александр Кузнецов, Ольга Кабо, Валентина Талызина, Анатолий Равикович и совсем молодая Анна Назарьева. Для нее «Приморский бульвар» стал громким успехом – больше картин подобного масштаба в карьере актрисы не было, а в 2000-х она практически исчезла с экранов. Вопрос, где сейчас Анна Назарьева, которую часто называли «русской Эммануэль», и почему она больше не снимается, интересует многих поклонников фильма.
Первый опыт и слава
Родилась будущая актриса 24 июня 1969 года в простой московской семье. Мама работала врачом, отец – архитектором, а девочка до четырех лет отвечала, что хочет стать танцовщицей или бортпроводницей. Но жизнь распорядилась по-другому и слава, о которой мечтали многие сверстницы Ани, нашла ее сама.
Однажды к девочке подошла женщина, спросила, не хочет ли она стать актрисой, и пригласила на киностудию. Родители не поддержали идею, но бабушке удалось их уговорить, и вскоре Аня попала на пробы. Когда малышку попросили почитать стихи, девочка неожиданно продекламировала не Агнию Барто или что-то подобное, а лермонтовского «Демона». Дело в том, что отец Назарьевой был большим поклонником поэта и читал малышке его сочинения на ночь. Выступление сразило худсовет наповал, и Аня получила роль в картине «Огненное детство».
Во время работы над фильмом чуть не случилась трагедия. Один из эпизодов снимали на железнодорожных путях, и Аню предупредили – как только поезд начнет приближаться, она должна немедленно отойти. Почему-то девочка подумала, что состав остановится сам, и продолжала стоять на рельсах. Съемочная группа замерла в ужасе, а актер Алексей Ванин успел выдернуть ее из-под колес. Потом были роли в «Ералаше», «Юности Петра» и еще нескольких кинолентах. А в 13 лет Назарьева получила письмо от мэтра Сергея Герасимова. Он приглашал талантливую школьницу в качестве вольного слушателя на свой курс.
Обучение актерскому мастерству проходило в ущерб школьным урокам, но учителя, которые не раз видели ученицу на экране, смотрели на пропуски сквозь пальцы. Тем более, что Аня даже не думала о выборе другой профессии – кино полностью захватило ее, а Сергей Аполинариевич стал вторым отцом, опекал и поддерживал девочку. Среди студентов она даже получила шутливое прозвище «дочь полка». После смерти Герасимова Назарьева перешла в мастерскую Алексея Баталова, где опять же на протяжении четырех лет была вольным слушателем. Полноценной студенткой она стала только в 21, но всего за год прошла всю программу, сдала экзамены экстерном и получила диплом.
Русская Эммануэль
Прозвище «русская Эммануэль» Анна получила не зря. В 15 лет режиссер Самсон Самсонов, один из учеников Герасимова, снял фильм «Танцплощадка» с участием Назарьевой. Согласно сюжету, ее героиня Настя приходит на танцы в платье своей сестры Саши (Александра Яковлева). Родственница появляется там же, и, увидев на девушке свою одежду, сильно дергает ткань. Платье рвется на две части, а Настя-Анна остается топлес в одних трусиках. Впоследствии Анна говорила, что в момент съемок не беспокоилась о последствиях. Эпизод решили снимать в последний момент, и у нее попросту не было время на раздумья.
Картина вышла задолго до «Маленькой Веры» и «Интердевочки», поэтому подобные сцены были непривычны отечественному зрителю. У Назарьевой, которая училась в школе, начались неприятности. Ее не хотели принимать в комсомол, а учителя прямо заявили отцу девушки, что ее занятие – полный разврат. Мужчина заступился за дочь, со временем ситуация улеглась, но киношникам Анна запомнилась как актриса, которая может без проблем раздеться перед камерой. По большому счету так оно и было – Назарьева действительно не считает эротические сцены чем-то предосудительным, ведь в некоторых фильмах без них просто не обойтись.
После «Танцплощадки» в карьере актрисы было немало откровенных сцен. В киноленте «День любви», который, кстати, снял муж Анны, героиня подвергается насилию. В 1991 году он же стал автором откровенной комедийной мелодрамы «Обнаженная в шляпе», где Назарьева тоже несколько раз предстает в голом виде. А в картине «Идеальная пара», вышедшей год спустя, ей пришлось купаться в бассейне в чем мать родила. Чтобы слегка прикрыть прелести актрисы, в бассейн насыпали синьки – Назарьева вспоминала, что отмыться от интенсивного цвета было очень сложно.
Но настоящую славу Анне принесла лирическая мелодрама «Приморский бульвар». Съемочная группа работала в Одессе, и с тех пор Назарьева навсегда влюбилась в этот город. Через много лет актриса с мужем купили там квартиру и стараются ездить туда каждый год, невзирая на сложную политическую ситуацию, которая сложилась между Россией и Украиной. Назарьева говорит, что в Одессе ее узнают до сих пор, и даже иногда называют Дашенькой. Фильм действительно стал культовым, и Анна удивляется, почему актеры и съемочная группа не удостоились ни одной награды. Зато за картину «Кумпарсита», вышедшую в 1993 году, Назарьева получила особый приз, который вручают за женственность, продемонстрированную на экране.
Сбывшаяся мечта
В 11 лет Назарьева познакомилась с режиссером и оператором Александром Полынниковым («Приключения Электроника», «Берегите женщин»), но первая встреча оказалась неудачной – он забраковал актрису на пробах. Спустя несколько лет Анна все-таки попала в его картину «Поживем-увидим» и узнала Александра ближе. Полынников был на 28 лет старше, но произвел на девушку неизгладимое впечатление – Анна неожиданно почувствовала, что влюбляется в него. Скрывать свои чувства она не умела, поэтому красноречивые взгляды заметила вся съемочная группа. Полынников отшучивался: «Поженимся, когда тебе исполнится 18», но Назарьева поймала его на слове, сделав свидетелями всех, кто был на площадке.
Через два года Александр начал снимать «Приморский бульвар» и пригласил Анну на роль Даши. Как оказалось, юношеская влюбленность не прошла, а даже окрепла. Работа сблизила Полынникова и Назарьеву, а однажды он пригласил ее на прогулку по Одессе и сделал предложение. Молодая актриса была вне себя от счастья – очередная мечта сбывалась. Дело оставалось за малым – рассказать о своем решении родителям.
Мать с отцом в штыки восприняли новость о женихе, который был старше почти на 30 лет. Назарьев-старший переживал настолько сильно, что оказался в больнице. Поддержку Ане снова оказала бабушка, и родители смирились. Свадьба прошла на берегу реки без гостей – присутствовали только молодожены, мама и папа Назарьевой. Бабушка с дедушкой сразу же взяли семью под опеку – Александр с Анной поселились в их квартире. Молодая жена еще долго называла мужа по имени-отчеству – интересно, что разногласий в быту у них не было, а вот трудности в работе возникли практически сразу. Полынников хотел сделать из жены идеальную актрису и поначалу доводил ее до слез постоянными придирками.
У старших родственников, да и у самого Полынникова были мысли, что через несколько лет девушка передумает и разведется с возрастным мужем. К счастью, они ошиблись – пара прожила вместе больше 30 лет. Детей у Назарьевой и Полынникова нет – у Анны были проблемы со здоровьем, которые не удалось решить. Своей дочерью актриса считает крестницу Ульяну, а младшим братом – сына супруга от первого брака Дмитрия, который всего на два года моложе ее.
Журналисты часто спрашивают Анну об истинных причинах ее замужества. Если забыть о разнице в возрасте, Полынникова можно назвать выгодной партией – на момент свадьбы он уже был известным режиссером и снял жену практически во всех своих фильмах. На подобные вопросы Назарьева реагирует возмущенно: «Я влюбилась!». Она называет своего Сашу лучшим мужчиной на свете и утверждает, что никогда не испытывала желания изменить ему или уйти.
Надежды на лучшее
Пик популярности Назарьевой пришелся на конец 80-х и начало 90-х годов. В 2000-х, когда кино существенно изменилось, работы у Анны стало гораздо меньше. Она играла преимущественно в сериалах – в число самых известных проектов, где появилась актриса, входят «Возвращение Мухтара» и «Взрослые игры». Назарьева говорит, что подобные роли не слишком понравились ей, так как напоминают конвейер – дублей очень мало, съемки проходят быстро плюс все ее персонажи были второстепенными. Исключение составил «Институт благородных девиц», где Анна сыграла мать одной из героинь – актриса всегда мечтала сняться в историческом костюмированном фильме.
Последний проект с участием Назарьевой под названием «Крестная» вышел в 2016 году – после этого новых ролей у нее не было. Анна участвует в антрепризных спектаклях и продвигает сценарии, которые пишет ее муж. Александру Полынникову исполнилось 80 лет, он все еще работает, но сейчас в творческой деятельности пары наблюдается застой. Назарьеву беспокоит отсутствие приглашений от режиссеров, но она считает подобные паузы издержками профессии. Актриса верит, что еще сможет сделать в кино что-то заметное, ведь старые и, казалось бы, забытые кумиры иногда возвращаются, удивляя игрой и зрителей, и коллег.