Космонавт-исследователь по имени Абдул Ахад Моманд стал первым, и по сей день остается единственным афганским космонавтом. В 1988-м году он совершил полет на пилотируемом космическом аппарате «Союз ТМ-6» на советскую научно-исследовательскую орбитальную станцию «Мир».
В Афганистане его встречали как героя: когда космонавт ехал из аэропорта, казалось что все жители Кабула, от мала до велика, выстроились вдоль дороги, аплодировали, плакали от счастья и забрасывали кортеж цветами. Афганцы считали это величайшим достижением, ведь первый их соотечественник побывал в космосе.
Получив звание Героя Советского Союза, мужчина трудился в афганском филиале Института космических исследований АН СССР. Но в середине 90-х годов, после захвата власти в республике моджахедами, Моманд, находившийся в заграничной командировке, не смог возвратиться домой. Он хотел перебраться в Россию, но ему отказали не только в визе, но и восстановлении документов, полученных еще при СССР.
Абдул Ахад Моманд: биография, ранние годы
Будущий космонавт появился на свет в поселке Сарда Шангарского района, что в провинции Газни в 1959-м году, первого января. По национальности он пуштун. О семье и детстве Моманда практически нет никакой информации в открытом доступе.
После окончания средней школы молодой человек стал студентом Кабульского политеха. В 1978-м году девятнадцатилетнего парня призвали в армию, и отправили в Советский Союз, где он получил военное образование.
Способный юноша обучался в военно-авиационных училищах в Киеве и Краснодаре, а затем поступил в престижную Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, откуда выпустился в 1987-м году с красным дипломом.
В том же году он оказался в числе претендентов на полет в космос. Всего было около пяти сотен молодых людей из разных слоев населения, которые мечтали отправиться на орбиту.
Отбор и подготовка к полету
Абдул в то время пребывал в звании капитана афганских ВВС, был пилотом-отличником, но оказалось, что осуществить заветную мечту о полете в космос не так уж просто. На звание первого в истории афганского покорителя бескрайнего космоса претендовало немало родственников здешней партийной элиты.
Тем не менее, выбор руководства из Москвы пал на Моманда и Мухаммеда Даурани. Они оба были отличниками учебы и свободно владели русским языком. В феврале 1988-го года оба пилота приехали в закрытый Звездный городок и тут же приступили к подготовке и усиленным тренировкам.
Поначалу было сформировано два экипажа с советско-афганскими летчиками, однако вскоре Даурани сошел с дистанции, потому как был экстренно прооперирован из-за приступа аппендицита. Так что честь стать первым афганцем, побывавшим в космосе выпала Абдуле.
Первый и единственный афганец в бескрайнем космосе
Несмотря на то, что Моманд был человеком партийным, среди вещей, которые он взял с собой в полет на орбиту, было два экземпляра священного Корана. Также он взял флаг своей республики, а еще почтовые марки, чтобы погасить их там.
И так, 29-го августа космический аппарат «СоюзТМ-6» благополучно стартовал с космодрома Байконур, выполняя полет в рамках советской космической программы «Интеркосмос», а также афганской программы «Шамшад». В составе экипажа был опытнейший летчик-космонавт Владимир Афанасьевич Ляхов, а также молодой капитан Абдул Ахад Моманд.
Через двое суток, 31-го августа космический аппарат состыковался с орбитальной станцией «Мир». Там космонавты находились еще шесть суток, и за это время Абдул первым в истории произвел фотосъемку Афганистана из космоса, и занялся составлением подробных карт на основе снимков.
А еще он читал Коран в невесомости, и это было зафиксировано на видео. Примечательно, что его коллега – Владимир Афанасьевич в это время удерживал молодого напарника за ноги, дабы упростить процесс съемки и сделать нормальную запись с первого раза.
Проблемы при возвращении на Землю
Изначально планировалось, что космический аппарат с экипажем вернется в ночь с пятого на шестое сентября, но из-за возникшей внештатной ситуации космонавты едва не погибли. Произошел сбой в работе датчиков ориентации, а тормозной двигатель был на грани отказа.
В то время, как ученые в Советском Союзе экстренно пытались перепрограммировать и перезапустить аппарат, космонавты почти сутки находились в тесной капсуле без пищи, воды и туалета (вынуждены были использовать пластиковые пакетики), с имевшимся запасом кислорода всего на пару дней.
За сложившейся ситуацией, затаив дыхание, наблюдал весь мир. К счастью, седьмого сентября успешная посадка все же была совершена, хоть и с третьей попытки. Продолжительность полёта составляла почти девять суток.
По воспоминаниям Абдула, они с напарником вполне неплохо провели время, и почти сутки травили байки и анекдоты, в том числе и политические.
Жизнь после полета к звездам
Абдул Ахад Моманд, побывав в космосе, стал настоящей мировой знаменитостью, а у себя на родине, и вовсе, превратился в живую легенду. Он решил продолжить обучение в Советском Союзе, и получил диплом Военной академии Генштаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е. Ворошилова.
Моманд получил звание Героя Советского Союза и следующие несколько лет проработал в афганском филиале советского Института космических исследований АН СССР. Около полугода занимал высокий пост заместителя министра гражданской авиации Демократической Республики Афганистан (сокращенно ДРА). До 1992-го года являлся членом Народно-демократической политической партии Афганистана.
Захват власти в стране, попытки получить российское гражданство
Весной 1992-го года Моманд отправился в служебную командировку в Дели, где расследовал случаи коррупции среди сотрудников «Ariana Afghan Airlines Co. Ltd.» – афганской авиакомпании.
В это же самое время в его родной стране произошел захват власти моджахедами. Многие уверены, что космонавт остался жив только благодаря тому, что находился в тот момент в командировке. О происходящем дома он узнал по телефону от дипломатов.
Его супруга Зульфара с детьми успели бежать из страны, и семья воссоединилась в Индии. Но они потеряли все нажитое имущество, остался лишь небольшой чемоданчик с самым необходимым и четыре сотни долларов, которые заплатили Абдуле в качестве командировочных. Так что жить было буквально не на что.
Тогда мужчина обратился в российское посольство в надежде получить убежище и перебраться туда с семьей. Космонавт наивно думал, что Герою Советского Союза и выпускнику престижных советских военных академий не откажут в этом вопросе, но вскоре он осознал, что жестоко ошибается.
Мужчине быстро дали понять, что нынешнее правительство, во главе с Борисом Николаевичем Ельциным, совсем не заинтересовано в оформлении российских паспортов так называемым «сотрудникам прежнего режима».
Кроме того, ему отказали в восстановлении по архивным данным утерянного диплома. Он, по понятным причинам, не возил этот документ с собой, так что бумаги остались дома, а возможности забрать их теперь не было.
Как складывалась дальнейшая судьба космонавта и его семьи
В отчаянии, мужчина подал заявку на возможность получения политического убежища в Германии, и довольно быстро получил положительный ответ. Вскоре он с семьей перебрался в Штутгарт, где они и обосновались.
Чтобы как-то сводить концы с концами, космонавт был вынужден устроиться в местную типографию подсобным рабочим. Там он таскал тяжелые мешки и тюки, грузил их, принимал партии напечатанной продукции, и все это для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь жене и троим детям (у космонавта две дочери и сын).
Лишь по прошествии почти четверти века мужчина смог приехать в родной Афганистан. Он прилетел туда вместе со съёмочной группой организации «Би-би-си», снимавшей о нем документальный проект. Глава государства устроил теплый прием герою.
Ныне Абдул Ахад с семьей по-прежнему проживает в Германии, и уже давным-давно получили немецкое гражданство. Первый и единственный афганский космонавт владеет собственной небольшой компанией, приносящей ему довольно скромный, но стабильный доход.
Историю Моманда можно описать емкой фразой: «так проходит мирская слава». Человеку, добившемуся таких головокружительных высот, было невероятно больно и обидно падать буквально из космоса прямиком на дно: с должности офицера, выпускника Генштаба и первого космонавта родной страны, до подсобного рабочего на немецких задворках.
Но выбор у мужчины был совсем невелик, ведь тогдашнее правительство дружественной страны попросту отвергло знаменитого космонавта, который в числе последних людей в мире был отмечен званием Героя Советского Союза.