В кино Софья Пилявская сыграла более 30 ролей, но заметной оказалась только одна – представительница московской интеллигенции Алиса Витальевна в «Покровских воротах» Михаила Козакова. А вот судьба актрисы оказалась более интересной и трагичной, чем любой из фильмов с ее участием. Аристократка по крови Софья Станиславовна относилась к редкой категории женщин, для которых верность не является пустым звуком. Она была верна своему отцу и много лет носила клеймо «дочь врага народа», оставалась верной любимому театру, отдав ему почти 70 лет своей жизни, и почти полвека хранила верность покойному мужу, навсегда закрыв свое сердце для остальных мужчин.
Польская аристократка со сложной судьбой
Семейную историю Софья Станиславовна скрывала очень долго и рассказала только под конец жизни в своих мемуарах. Ее отец, потомственный дворянин Пилявский, был ярым приверженцем революционных идей, за что его сослали в Красноярск на вечное поселение. Правда, аристократическая семья оставалась таковой и на берегах сурового Енисея. У них был небольшой штат прислуги и собственная дача, а родственники поддерживали ссыльных деньгами.
Девочка в семье Пилявских появилась на свет 17 мая 1911 года. Ее крестили, согласно традициям, тремя именами – Софья Аделаида Антуанетта, но она предпочитала, чтобы ее звали Зосей. Будущая актриса росла болезненным, но бойким и активным ребенком, и однажды исполнила небольшую роль в местном театре, что впоследствии стало увлечением на всю жизнь.
Когда Софье было 5 лет, в доме появилась ссыльная революционерка Елена Смиттен. С ней у отца семейства разгорелся бурный роман, замешанный на любви к революции. Вскоре они вместе уехали в Петроград, но нашла в себе силы простить неверного мужа. Бывшие супруги остались друзьями, а женщина с маленькой Зосей и ее старшим братом тоже переселились в Северную столицу. Позже она совершила еще один благородный поступок – приняла в своем доме беременную и больную соперницу Елену Густавовну, которая родила девочку Наташу.
В 1919 году будущая актриса с матерью и братом оказалась в московской коммуналке. Ее отец тем временем стал крупным партийным функционером и жил с новой семьей в Кремле, где часто бывала маленькая Софья-Зося. Пилявский помогал первой жене и детям, но в 1937 году его неожиданно арестовали. Судьба мужчины долго оставалась неизвестной, и только через много лет дочь узнала, что он был расстрелян практически сразу после ареста. В то время семья жила в тревожном ожидании, и не зря – вторую жену отца Елену Смиттен тоже репрессировали. Она оказалась в лагерях и скончалась в начале войны. Ее дочь Наташа осталась на попечении единокровных родственников и первой жены отца, которые долгое время поддерживали и опекали ее.
Дочь врага народа и несоветская красавица
Театром Пилявская интересовалась с раннего детства. Она участвовала в школьных спектаклях и впоследствии сильно удивлялась, что сумела закончить учебу, ведь ничего, кроме искусства, ее не привлекало. Софья мечтала поступить в студию при МХАТе, но сестра Станиславского Зинаида Соколова не приняла девушку. Внешность у нее была подходящей – царственная, аристократичная красавица, но все портил выраженный польский акцент. Девушке пришлось работать над произношением целый год, пока оно не стало безупречным.
Начиная с 1931 года, жизнь Пилявской была неразрывно связана с МХАТом – она прослужила на сцене почти 70 лет. О годах в дружном коллективе театра Софья вспоминала часто и очень тепло – жизнь была бедной, но веселой и интересной. Из вещей у Софьи была одна юбка и две блузки, а для экзаменов пришлось сшить платье из старого мужского пиджака. Актерские посиделки проходили под пшенную кашу, печеную картошку и жидкий чай, но это была та жизнь, о которой Пилявская мечтала всю жизнь.
Арест отца поставил карьеру молодой актрисы под угрозу – ей настоятельно рекомендовали написать заявление об уходе по собственному желанию. Софья понимала, что другого выхода у нее нет, но в дело вмешался Константин Станиславский. Он не подписал бумагу, а после и вовсе порвал ее. Легендарный режиссер был на хорошем счету у руководства, и ссориться с ним не хотели даже партийные чиновники.
В автобиографической книге актриса вспоминала, что об истории с отцом в театре старались не говорить вслух. Пилявская продолжала играть, но перед спектаклями, на которых присутствовали члены правительства, ее проверяли на наличие оружия. Угроза репрессий оставалась, но Станиславского поддержал Немирович-Данченко, и судьба актрисы была решена – она осталась во МХАТе.
В кино Пилявская впервые сыграла уже после войны, в 1949 году, дебютный фильм – «Сталинградская битва». В общем на ее счету больше 30 второстепенных и эпизодических ролей – Софья Станиславовна всегда считала себя театральной актрисой. Кроме того, ее внешность оказалась слишком аристократичной и изящной – в советском кино подобный тип женщины успехом не пользовался. Она абсолютно не подходила на роли ткачих и колхозниц, поэтому играла преимущественно представительниц интеллигенции и аристократок – графиню Вронскую в «Анне Карениной», учительниц в «Доживем до понедельника» и «Горянке».
Зрителям Софья Станиславновна больше всего запомнилась по роли тетки главного героя Алисы Витальевны в картине «Покровские ворота». Режиссер Михаил Козаков говорил, что не мог даже представить другую актрису в этой роли. Типичную представительницу московской интеллигенции могла сыграть только Пилявская, которая до конца жизни сохранила красоту и царственные манеры. Кроме того, Софья Станиславовна буквально спасла картину от забвения. Глава Гостелерадиофонда Лапин не хотел выпускать фильм, но питал слабость к старым актерам МХАТа. По просьбе Козакова Пилявская отправилась на встречу с чиновником и «Покровские ворота» удалось отстоять.
Единственная любовь и верность
Аристократическую красоту Софьи замечали везде, где она появлялась. Знакомый актрисы как-то пошутил, что ходить рядом с ней по улице можно было только зимой – летом она становилась объектом всеобщего внимания. Соответственно, поклонников у такой женщины была масса, а вот любовь оказалась единственной на всю жизнь, хотя и трагической. Во МХАТе она познакомилась с актером Николаем Дорохиным, и вскоре молодые люди поженились. Это произошло в страшном 1937 году, в период, когда арестовали отца девушки. Мужчине предлагали отречься от жены, связанной с врагом народа, вызывали в НКВД, пытались склонить к сотрудничеству, кричали и угрожали, но он не предал любимую жену.
Николай стал для Софьи не только мужем, но и верным другом – поддерживал, понимал, защищал, рассказывал, как нужно вести себя с недоброжелателями. Дорохин буквально боготворил ее красоту и даже не смотрел в сторону других женщин. Однажды в музее он увидел статую Венеры и отметил: «Моя Зося намного лучше!». Супруги всегда были вместе, и даже дни рождения праздновали в один день – Софья родилась 17-го, а Николай 18-го мая.
Постоянная тревога за жену не прошла для Дорохина бесследно, и в 33 года он перенес первый инфаркт. Пилявская ухаживала за ним, и мужчина быстро пошел на поправку. Софья и Николай счастливо прожили еще 17 лет, а в канун 1954 года случилась трагедия. Пара отправилась встречать праздник к вдове Антона Чехова Ольге Книппер, где актеру внезапно стало плохо. Буквально за 20 минут до полуночи Дорохина не стало – второй приступ оказался смертельным, а врачи были бессильны.
Софья Станиславовна оставалась верной аристократическому воспитанию, не показывала своего горя на людях, но тяжело переживала смерть мужа. Она осталась совсем одна – сестра и брат погибли во время войны, мать умерла, а детей у супругов не было. Вдова, которой исполнилось 42 года, оставалась такой же красивой, как в молодости, поклонников у нее хватало, но замуж Пилявская больше не вышла. Говорила, что мужчин, которые могут сравниться с ее Коленькой, на свете не осталось. На протяжении следующих 46 лет каждый Новый год она отмечала в одиночестве – отдавала дань покойному мужу, который стал ее единственной любовью.
Сорок шесть лет одиночества
После смерти Николая все силы Софья Станиславовна отдавала профессии. Она продолжала служить в театре, иногда получала предложения от режиссеров, стала педагогом студии имени Немировича-Данченко, получила звание профессора, писала мемуары. В 1991 году Пилявская и Янковский стали последними актерами, которые удостоились звания «народный артист СССР». У нее были друзья, в том числе Наина Ельцина и Елена Булгакова, благодарные ученики, но счастье покинуло Софью Станиславовну навсегда. Особенно остро одиночество стало ощущаться после того, как один за другим начали уходить из жизни старые актеры, а искусство, да и вся жизнь, полностью изменились. Появились другие идеалы и кумиры, которых артистка старой закалки не понимала, и она все чаще чувствовала себя чужой.
В 1998 году Пилявская сказала, что дожила до 100-летия МХАТа, но абсолютно этому не рада: «Все ушли, а я одна для чего-то живу…». Софья Станиславовна умерла в январе 2000-го года и была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем, которого любила с первого дня знакомства и до самой смерти.