Актер Юрий Богатырев был невероятно талантлив. Он играл в театре и кино, работал на радио и телевидении, а в свободное время рисовал прекрасные картины. Казалось бы, при полной творческой реализации человек должен быть абсолютно счастлив, но в случае с Юрием все оказалось по-другому. Высокий и сильный на вид, в душе он оставался ребенком, который так и не смог повзрослеть, научиться без потерь переносить невзгоды и справляться с одиночеством, сопровождавшим его практически всю жизнь.
Необычный мальчик
Юрий появился на свет в Риге 2 марта 1947 года. Отец был морским офицером, и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, но уже с детства было понятно – мальчика ждет другая судьба. Ребенок рос ранимым и нежным, играл только с девочками, любил шить одежду для кукол, за что его часто дразнили «девчоночником». Мать будущего актера рассказывала, что в детстве он страдал лунатизмом. Мог встать среди ночи, надеть ее одежду и ходить по квартире, не просыпаясь, а утром забывал о случившемся.
Кроме того, маленький Юра любил выступать перед публикой. Устраивал самодеятельные представления, танцевал, пел, читал стихи, причем делал это настолько артистично, что всем оставалось только восхищаться и говорить: «Настоящий артист!». Когда мальчику было 10 лет, отец все-таки сделал попытку слепить из него настоящего, согласно собственным понятиям, мужчину, и отправил в Нахимовское училище.
Решение стало серьезной ошибкой, которая не раз давала о себе знать во взрослом возрасте. Мальчики сразу начали издеваться над мягкотелым Юрой, который был слишком ранимым и интеллигентным, чтобы дать обидчикам отпор. Жаловаться он не пошел и покорно терпел насмешки, пока родители не забрали его домой. Посещать детских психологов в те времена было не принято, и травма навсегда разрушила внутреннюю гармонию Юрия.
Утешение будущий артист нашел в рисовании. После школы поступил в училище, решив стать художником по коврам, но судьба распорядилась по-другому. На каникулах он подрабатывал в команде археологов (делал зарисовки находок) и однажды познакомился с актерами кукольного театра. Богатырев начал участвовать в спектаклях, и в 1967 году решил изменить свою жизнь и поступить в «Щуку».
Любимец Михалкова
Сокурсники рассказывали, что Юрий выделялся на фоне остальных ребят – высокий, красивый и очень интеллигентный. Его любили, хотя и дразнили «пельменем» за плотное телосложение и «бело-розовым» за светлые волосы и бледную кожу. Он не обижался, потому что сам мог разыграть товарищей, хотя не всегда понимал, какие розыгрыши уместны в той или иной ситуации.
После получения диплома Юрий поступил в театр «Современник», но долго оставался на вторых ролях. Начинающего актера обожали гримеры – говорили, что на бледном лице со светлыми бровями и ресницами можно нарисовать все, что угодно, а вот режиссеры практически не замечали. Только в 1977 году Олег Ефремов позвал Богатырева во МХАТ, где его ждал успех. .
В кино Юрий попал благодаря начинающему тогда режиссеру Никите Михалкову. Он снялся в дипломном проекте будущего мэтра и на много лет стал его любимым артистом. В 1974 году Михалков снял дебютную картину «Свой среди чужих…» и отвел Богатыреву ключевую роль. На съемочной площадке молодой актер поразил всех своей самоотдачей – грузный, абсолютно неспортивный, он в рекордные сроки сбросил вес и научился ездить верхом не хуже заправского джигита.
Юрий с легкостью перевоплощался в любого персонажа, от трусливого подлеца до отважного героя. В мини-сериале «Два капитана» он филигранно сыграл роль мерзавца Ромашова, потом стал бездельником-либералом Войницевым в «Неоконченной пьесе…», через несколько лет – интеллигентом Стасиком в картине «Родня». А в 1986 году оказался на съемочной площадке с Марчелло Мастрояни – верный себе Михалков пригласил его в совместный проект Италии и СССР «Очи черные».
Еще одной страстью Богатырева было рисование. Он никогда не бросал кисть и создавал невероятные картины – чаще всего автопортреты и портреты знакомых. Работы Юрия были больше похожи на шаржи – необидные, но с тонко подмеченными деталями.
Чужой среди своих
Личная жизнь артиста всегда была окутана тайной. Сейчас ходит много слухов о его нетрадиционной сексуальной ориентации, которой он якобы очень стыдился. Говорят, что Юрий раскрыл тайну нескольким друзьям, но никто из тех, кто знал Богатырева при жизни, так и не подтвердил эту информацию из первых уст. В советские времена открыто говорить о собственной гомосексуальности действительно было опасно. В уголовном кодексе существовала статья «мужеложство» – по ней известный режиссер Сергей Параджанов отсидел пять лет, хотя и в его деле немало белых пятен. То есть, если актер действительно предпочитал мужчин, причин скрывать собственную ориентацию у него было немало.
Тема создания семьи была для артиста очень болезненной. Отношения с женщинами у Богатырева складывались скорее дружеские, чем любовные. Он близко общался с Ией Саввиной, Анастасией Вертинской и коллегой по детской передаче «Будильник» Натальей Назаровой,. Скорее всего, последняя была влюблена в Юрия — после его ухода из жизни она так и не вышла замуж и ухаживала за могилой возлюбленного.
По-настоящему серьезных связей у актера не было, хотя официальная жена все-таки имелась. Ею была артистка Надежда Серая, но женился мужчина не по любви, а скорее по родству душ. Судьба у Надежды тоже была незавидной – развелась с мужем, оставила маленькую дочь у родителей и жила в общежитии по соседству с Юрием. Два одиноких человека начали общаться, а потом Богатырев сделал Серой предложение – во время актерских посиделок, как будто бы шутя.
О свадьбе не знал практически никто, даже мать Юрия. Жили супруги, как и раньше, в соседних комнатах общежития, поэтому о нормальной семейной жизни речь не шла, хотя мужчина любил дочь Серой Варвару. Отношение Надежды к мужу можно назвать странным – она хотела быть его женой, но не спешила съезжаться. Предпочитала, чтобы каждый оставался на своей территории, а после расселения общежития переехала в собственную квартиру. Правда, актер тоже не стремился к созданию семьи – он умел жить один, прекрасно готовил, а в свободное время предпочитал рисовать или читать.
Последним близким Богатыреву человеком называют переводчицу Клариссу Столярову. Сначала отношения были дружескими, но потом, по словам женщины, переросли в любовные. Кларисса категорически отрицает слухи о нетрадиционной ориентации актера – утверждает, что между ними был полноценный роман. Юрий предлагал ей жить вместе, подумывал о том, чтобы развестись с Надеждой, но не успел. Они встретили вместе 1989 год, а спустя месяц актера не стало.
Одиночество в толпе
Если гомосексуальность Юрия вызывает немало вопросов, то о его сложной, чрезмерно ранимой натуре говорили абсолютно все знакомые. Он был ребенком в мужском теле – не любил брать на себя ответственность, часто обижался, безумно нуждался в одобрении и похвале. Никита Михалков, которого Богатырев считал своим крестным, отмечал, что актеру всегда нужен был человек, который может сказать, что и когда нужно делать. Вместе с тем, Юрий был очень отзывчивым, и этим качеством часто беззастенчиво пользовались окружающие.
В последние годы Богатырев переживал из-за спада в карьере – считал, что работает слишком мало, страдал от невостребованности. Неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения и особенности сложной натуры сделали свое дело. Развилась серьезная депрессия, актер набрал вес, начались проблемы с давлением. Он лежал в больнице, принимал антидепрессанты и продолжал страдать от одиночества, несмотря на большое количество друзей и знакомых. Юрий никогда не просил помощи, а все были слишком заняты своими делами, чтобы обращать внимание на его метания.
Еще одной серьезной проблемой был алкоголь. Пить Богатырев начал еще во МХАТе. Он безумно боялся оказаться «белой вороной» в коллективе, а практически вся труппа, как назло, оказалась пьющей. Со временем спиртное превратилось в привычку и способ ухода от реальности. Кларисса Столярова рассказывала, что пыталась бороться с пьянством актера, и на какое-то время ему удалось преодолеть зависимость. В сорокалетнем возрасте жизнь Богатырева, казалось бы, начала налаживаться. Он получил звание народного артиста и готовился к собственной выставке, но зимой 1989 года произошла трагедия.
В начале февраля в квартире актера происходила шумная вечеринка. Повод был серьезным – за съемки в фильме «Очи черные» он получил огромный по тем временам гонорар в валюте. В ходе празднования Богатыреву стало плохо, гости вызвали «скорую», хотя он просил позвонить Клариссе. Приехавшие врачи не знали о том, что мужчина принимает антидепрессанты, и вкололи ему несовместимый с ними препарат. Коктейль из спиртного и лекарств привел к летальному исходу – вскрытие показало, что сердце у молодого еще Юрия было изношенным, как у шестидесятилетнего человека.
Богатырева похоронили на Ваганьковском кладбище. В день похорон открылась его первая выставка – актер мечтал о ней, но не дожил до успеха. Детей или близких родственников у Юрия не было, но на могиле всегда лежат цветы. Их приносят знакомые и поклонники талантливого человека, который так и не сумел найти свое место среди людей.