Актриса Наталья Данилова сыграла в более чем 40 фильмах, но знаменитой ее сделала одна роль – юной, романтичной красавицы Варвары Синичкиной из сериала «Место встречи изменить нельзя». Сразу после выхода картины героиня стала эталоном для подражания и символом послевоенного поколения молодежи.
Его представителям пришлось взрослеть в непростые времена, но они сохранили верность идеалам и веру в лучшее будущее. В фильме судьба Вари неизвестна, но последние кадры оставляют надежду, что она будет жить долго и счастливо. К сожалению, жизнь самой Натальи сложилась не так хорошо. У нее была слава, миллионы поклонников и шансы на семейное благополучие, а потом в какой-то момент актриса осталась в полном одиночестве практически без средств к существованию.
Детство и быстрая карьера
На свет будущая актриса появилась в Ленинграде 25 сентября 1955 года. Ее отцом был известный советский археолог, доктор наук Юрий Мочанов, а мать занималась филологией. О детстве актрисы известно мало – из официальной информации можно сделать вывод, что мужчина ушел из семьи, а Наталья взяла фамилию матери. Юрий женился второй раз – в этом браке появился сын Алексей Мочанов, который живет в Киеве и стал известным автогонщиком.
Творческие способности проявлялись у Даниловой с детства. Она любила петь, сама подбирала аккорды на гитаре, а в 13 лет впервые снялась в кино. Дебютом стал фильм «Завтра, третьего апреля…», и ей сразу предрекли большую карьеру в кино. После школы Наташа подала документы в Ленинградский институт музыки и кинематографии. Здесь ей улыбнулась удача – в группе Аркадия Кацмана был недобор девушек, поэтому талантливую абитуриентку зачислили сразу на второй курс.
На дипломном спектакле присутствовал режиссер Георгий Товстоногов, которого игра Натальи просто поразила. Он пригласил выпускницу в свой театр, где она проработала много лет. Режиссер стал наставником и лучшим другом актрисы – между ними были творческие, очень теплые отношения, но завидовали Даниловой многие, считая ее любимицей, а иногда и любовницей режиссера.
Параллельно с театром Наталья снималась в кино. Роль Вари Синичкиной можно назвать звездным часом актрисы, потому что больше работ такого масштаба в ее карьере не было. Помимо известного фильма, она сыграла в «Тайне «Черных дроздов»», «Человеке-невидимке», «Жизни Клима Самгина», «Татьянином дне». Но узнавали Данилову именно благодаря красавице, комсомолке и просто доброй девушке Синичкиной.
Варя Синичкина и неоднозначные съемки
В пробах на роль возлюбленной Шарапова и «правильной девушки», как назвал ее Глеб Жеглов, участвовали 12 актрис. В их числе были Ольга Науменко и Ирина Азер, Высоцкий отстаивал кандидатуру Марины Влади, которая на тот момент была его женой, а сам Говорухин видел Синичкину только в Удовиченко. Лариса прочла сценарий и решила, что Манька Облигация – более характерная и интересная героиня. А Марину Влади забраковал худсовет – чиновники сказали, что девушку-милиционера должна сыграть только советская гражданка, причем кристально чистая с идеологической точки зрения.
Тогда Говорухин предложил роль Даниловой. Наталья была не в восторге – Варвара показалась ей слишком заштампованной и примитивной, поэтому поначалу актриса отказалась. Уговорил ее коллега по театру Владислав Стржельчик, который пробовался на роль Ивана Груздева. Впоследствии актриса была очень благодарна ему, ведь после выхода фильма она проснулась знаменитой.
О съемках «Места встречи…» у Натальи остались самые теплые воспоминания, за исключением одного момента – сцены с найденным подкидышем. Роль брошенного малыша сыграл сын помощника режиссера. Согласно сюжету, Варвара должна была взять младенца на руки и перепеленать, но она почему-то медлила. Съемочная группа недоумевающе смотрела на молодую актрису, а Наталья неожиданно разрыдалась.
Работа над фильмом оказалась под угрозой, и тогда на помощь Даниловой пришел Высоцкий. Он вывел ее из павильона, налил коньяка, и она неожиданно рассказала ему то, чего не знал практически никто. Дело в том, что незадолго до съемок актриса сделала аборт, тяжело переживала случившееся и даже один вид пеленок с распашонками приводил ее в состояние истерики. Владимиру Семеновичу удалось найти правильные слова – Данилова вышла на съемочную площадку и сыграла так, как хотел Говорухин.
Ключевой сценой в фильме Наталья считает последнюю – ту, где Шарапов видит ее с малышом на руках. Изначально она должна была быть другой – согласно книге братьев Вайнеров, в конце Синичкина погибает. Но режиссер счел такой финал слишком трагическим, и решил его изменить. Сцена снималась позже остальных, поэтому прическа у Вари изменилась, но именно по этим кадрам Данилову впоследствии узнавали на улицах.
Вместе с тем, было в душе актрисы и место для обиды. Дело в том, что Говорухин решил переозвучить героиню без ее ведома, и Варя «заговорила» голосом Натальи Рычаговой. В актерской среде это считается серьезным оскорблением, поэтому актриса определяет свое отношение к фильму как неоднозначное.
Потерянное материнство и отнятое счастье
Красавица Наташа всегда привлекала внимание мужчин, и брак не заставил себя ждать. Молодая актриса вышла замуж за дагестанца Асхаба Абакарова, который учился на режиссерском факультете. Безумно харизматичный, темпераментный парень на 10 лет старше завоевал сердце девушки, но проблемы в семье начались практически сразу. Данилова начала работать в БДТ, а Асхабу предлагали работу в Грузии, но он остался с женой.
Абакаров очень надеялся, что сможет реализоваться в Ленинграде, но все произошло иначе. Карьера Натальи шла в гору, а Асхаб перебивался случайными заработками. Вскоре он получил ярлык мужа восходящей звезды, что стало для мужчины крайне болезненным фактом. Начались конфликты, а потом случилась трагедия.
Однажды Наталья заболела и отправилась в больницу. Врачи толком не обследовали девушку и назначили ей гормональные препараты. А когда Наталья узнала о беременности, было уже поздно – из-за приема лекарств ребенок серьезно пострадал и должен был родиться глубоким инвалидом. Все уговаривали Данилову на аборт, за исключением Асхаба. Муж стоял на коленях, умолял родить малыша, обещал заботиться о нем, но жена решила по-своему. Срок уже был достаточно большим, поэтому операцию проводили подпольно. После аборта Наталье сказали, что детей у нее больше не будет.
Для Асхаба приговор стал тяжелым ударом — восточный мужчина хотел большую семью, как принято на его родине. Он пытался поддерживать жену, но очень страдал. В 1985 году Абакаров погиб в автокатастрофе недалеко от Махачкалы — ему было всего 40 лет.
Наталья тяжело пережила утрату и приготовилась к жизни в одиночестве, но судьба дала ей еще один шанс. Актриса встретила мужчину по имени Сергей. Он стал для нее всем – другом, нянькой, мужем и любовником. Супруги мечтали о счастливом будущем, хотели построить дом, усыновить ребенка и жить счастливой семьей. К сожалению, мечты так и остались мечтами. Неожиданно Сергей перенес инсульт, Наталья ухаживала за ним, но в 45 лет мужчина ушел из жизни вслед за мамой актрисы.
Испытание одиночеством и нищетой
После смерти Георгия Товстоногова в театре начались изменения. Наталья всегда считалась любимицей режиссера, а после его ухода из жизни завистники воспрянули и начали выживать актрису. Данилова была слишком интеллигентна, чтобы вступать в склоки, поэтому написала заявление об уходе. Серьезных ролей в кино ей не предлагали, Данилова перебивалась озвучкой фильмов, а потом и этот источник заработка иссяк – начались «лихие 90-е». В это время заболел муж, а вскоре самые близкие актрисе люди умерли.
От слез и горя Наталья заболела. Она лежала с высокой температурой, и рядом не было никого, кто мог бы принести ей воды. Из последних сил актриса поднималась, несла в комиссионку последние ценные вещи, покупала себе лекарства. Иногда собирала бутылки и все время разговаривала сама с собой. Как ни странно, это помогло не скатиться в бездну отчаяния и не сойти с ума. Наталья все-таки выстояла и вернулась к работе. Сейчас она играет в театре имени Комиссаржевской, занимается дубляжом, иногда снимается в сериалах (последние роли – «Беловодье. Тайна затерянной страны» и «Крылья империи»).
В 2020 году Наталье Даниловой исполнилось 65 лет. Она живет спокойной, размеренной жизнью, не отказывается от интервью, но все так же одинока. Актриса говорит, что не хочет даже заводить собаку – слишком хорошо помнит, насколько больно терять самое близкое и дорогое. Правда, одиночество больше не страшит ее. Наталья утверждает, что время после смерти мамы и мужа стало самым страшным в ее жизни, и, пережив его, она не боится больше ничего.