Борис Сморчков сыграл в кино более 40 ролей, но знаменитым его сделали Владимир Меньшов и простой парень Коля из оскароносной картины «Москва слезам не верит». Незадачливый электрик полюбился зрителям, а его выражения про «дружить домами» и «всех впускать, никого не выпускать» сразу ушли в народ. В жизни Борис был примерно таким же простым и скромным, но честным и прямым парнем. Практически всю жизнь актер прожил в общежитии, отдал 33 года одному театру и любил одну женщину, с которой прожил всего несколько лет.
Работал стюардом, но мечтал о сцене
Борис родился в Москве в тяжелый 1944 год, причем его рождению предшествовала интересная история. Отец будущего актера Федор Сморчков работал в столице на заводе, а мать с тремя детьми жила во Владимирской области в эвакуации. Однажды она получила письмо от знакомой с предостережением, что у мужа вот-вот может появиться любовница. Не желая остаться в одиночестве с тремя детьми, женщина отправилась в столицу – долго добиралась попутками, расплачиваясь с водителями махоркой, а кое-где шла пешком. Наконец попала в общежитие, где жил муж, а он очень обрадовался ее появлению. Спустя 9 месяцев появился маленький Борис Сморчков, и вся семья перебралась в Москву.
Интерес к творчеству проявился у мальчика еще в школе. Он записался в театральный кружок и параллельно посещал боксерскую секцию, но полученные навыки чуть не сыграли с ним злую шутку. Однажды на репетиции Борис ударил одноклассника, который мешал школьным актерам, но не рассчитал силу и сломал ему нос. На беду, парень оказался сыном крупного чиновника, и Сморчков чуть не угодил в детскую колонию. Заступились учителя – Боря был настоящей гордостью школы, хорошо учился и отлично пел.
После получения аттестата будущий актер отслужил в армии, а потом сестра Зинаида устроила его стюардом на самолет. За один рейс он получал 650 рублей, что считалось огромными деньгами, но мечтал совсем о другом. Вскоре Борис бросил высокооплачиваемую профессию и стал рабочим сцены в театре Вахтангова. Зарплата составляла всего 70 рублей, но давала возможность наблюдать за игрой великих актеров и кое-чему у них научиться. В 1967 году Сморчков прошел конкурс в «Щуку», попал на один курс с Гундаревой, Райкиным и Богатыревым, а после окончания учебы служил в «Современнике».
Одна большая роль и сорок маленьких
В кино Борис начал сниматься еще в 1961 году. Дебютом стал практически неизвестный зрителям фильм «Зеленый патруль», после чего было еще несколько ролей в картинах «Пропавшая экспедиция», «Поединок в тайге», «Баламут» и т.д. А в конце 70-х наступил звездный час Сморчкова – Владимир Меньшов пригласил его в картину «Москва слезам не верит».
Следует отметить, что в успех фильма практически никто не верил, включая самого режиссера. Владимир предлагал роль главной героини Жанне Болотовой, Анастасии Вертинской, Ирине Купченко и Маргарите Тереховой, но все они нашли сценарий неинтересным. В итоге Меньшов взял свою супругу Веру Алентову, перед которой встала сложная задача – в 37 лет сыграть 19-летнюю девушку. На второстепенную, но характерную роль электрика Николая претендентов было немного, поэтому Сморчков с легкостью прошел пробы.
За полтора года съемок Борис получил всего 600 рублей, но до конца жизни с теплотой вспоминал о работе. Актеры хулиганили, дурачились, пили настоящую водку и даже не думали, что фильм станет один из самых популярных в истории отечественного кино. Картина вырвалась в безоговорочные лидеры проката 80-го года (около 90 млн зрителей), а потом получила «Оскара». Никого из съемочной группы не пустили на церемонию вручения, но все исполнители ролей, в том числе Сморчков, стали всенародными любимцами. А Борису удалось отлично вжиться в роль Николая, простого парня, у которого жизнь сложилась немного скучно, но зато так, как надо.
Правда, после успеха «Москва слезам не верит» заметных ролей у актера не было. Он снялся в известных картинах «Парад планет», «Зина-Зинуля», «Визит к Минотавру», «Ширли-мырли», но все герои были или второстепенными, или эпизодическими. Борис не расстраивался. Он действительно любил свою профессию и снимался не ради славы и денег, а из любви к искусству.
Сморчков был не только талантливым актером, но и прямым, честным человеком. Однажды на юбилейном вечере, посвященном выходу «Москва слезам не верит», актер поссорился с самим Жириновским. Владимир Вольфович взял слово и начал говорить про лимитчиков то, что не понравилось Борису Федоровичу. Он стал громко протестовать, а когда оратор сел на место, просто послал его на три буквы. К удивлению актера, Жириновский ничего не ответил, а просто встал и ушел. Эту историю Борис Федорович рассказал корреспонденту «Эксперсс-газеты» за год до смерти.
Единственный брак с дочерью врага народа
Женился Сморчков в начале 70-х. Его супругой стала однокурсница Анна Варпаховская, красивая девушка со сложной судьбой. Ее отцом был режиссер Леонид Варпаховский, бывший соратник Мейерхольда, отбывавший ссылку в Магадане по обвинению в троцкизме и контрреволюционной агитации. Там он встретил Иду Зискину-Гекдишман, которую арестовали как жену расстрелянного врага народа. Ее зачислили в культбригаду лагеря, выступавшую под руководством Леонида, заключенные быстро нашли общий язык, а потом поженились. В Магадане на свет появилась общая дочь пары Анна.
После освобождения родителей семья жила в Тбилиси и Киеве, а потом в Москве. В столице Варпаховская закончила школу и поступила в «Щуку», где и познакомилась с Борисом и начала встречаться с ним. Учеба давалась Анне нелегко – педагоги собирались отчислить ее, и Сморчков решил помочь возлюбленной. Вдвоем они прекрасно исполнили отрывок из «Чайки», и юную актрису оставили в вузе. Вскоре молодые люди сыграли свадьбу, но счастье продлилось недолго.
Анна служила в театре имени Станиславского, снималась в кино, но режиссеры приглашали ее неохотно – сказывалась испорченная биография. Позже Варпаховская рассказывала, что на Мосфильме был негласный запрет не снимать ее из-за неблагонадежного отца. Единоутробный брат девушки, сын ее матери от первого брака с расстрелянным сотрудником НКВД, жил и работал в Канаде. Он не раз приглашал ее к себе, и вскоре эмиграция стала единственной мечтой актрисы. Борис категорически отказывался уезжать, супруги начали ссориться, а потом развелись. Расставание прошло достаточно легко – детей у пары не было.
После развода Анна вышла замуж за бизнесмена Владимира Колерова, родила сына и дочь, а в 1995 году все-таки эмигрировала в Канаду вместе с семьей. Сейчас она живет на две страны – часто бывает в Украине, участвует в постановках театра имени Леси Украинки. А Борис навсегда остался один – он называл Варпаховскую единственной любимой женщиной и не хотел больше жениться.
Смерть в одиночестве
В последние годы у Бориса Федоровича начались проблемы со здоровьем, а еще ходили слухи, что он выпивал от одиночества. Актер действительно рассказывал, что не дружил практически ни с кем из коллег. В числе близких знакомых называл Раису Рязанову, свою киножену из «Москва слезам не верит», и Вахтанга Кикабидзе. Изредка его навещали родственники Сергея Гармаша, с которым Сморчков когда-то жил в общежитии.
Из театра «Современник» артист ушел в 2004 году. Однажды на съемках очередного фильма он упал и сильно ушиб грудную клетку, что сказалось на общем самочувствии. Потом образовалась катаракта на одном глазу, и Борис Федорович частично потерял зрение. В кино он практически не снимался, начиная с 1995 года – жил в одиночестве в квартире, которую получил только на шестом десятке. Практически всю жизнь актер провел в общежитии – не умел скандалить, не хотел идти по головам и с боем вырывать жилплощадь, как это делали многие его коллеги.
Сморчков не жаловался, не просил помощи и старался не падать духом. Он мечтал о том, что ляжет в больницу, поправит здоровье и сможет еще сняться в кино. За год до смерти рассказывал журналистам о творческих планах – Валерий Тодоровский приглашал его в новый проект. Но этим планам не суждено было сбыться – последней работой актера стал боевик «Запрещенная реальность» по роману Василия Головачева «Смерш 2». В мае 2008 года Борис Федорович ушел из жизни – скончался во сне от инфаркта так же тихо и незаметно, как прожил практически всю жизнь.