Югославская и американская теннисистка по имени Моника Селеш в конце 80-х годов стремительно ворвалась в элиту мирового женского тенниса. Эта привлекательная и невероятно талантливая девушка одержала массу ярких побед, став первой ракеткой мира.
Её называли «королевой» и «первой леди» тенниса, на счету Моники девять персональных побед в турнирах Большого шлема. В 1991-м и 1992-м годах она была первой ракеткой мира. Но, к сожалению, многим запомнился не столько её грандиозный триумф, сколько вопиющий случай, произошедший прямо на теннисном корте, когда безумный болельщик вонзил нож в спину девятнадцатилетней звезды спорта.
Юная теннисистка получила не столько физическую, сколько моральную травму, которая буквально сломала её и разделила жизнь на «до» и «после». Она пережила затяжную депрессию, и вынуждена была обратиться за квалифицированной помощью к известному психологу. Лишь спустя два с лишним года, Моника смогла возвратиться на корт.
Моника Селеш: биография, ранние годы, семья
Будущая спортсменка появилась на свет в югославском городе Нови-Сад (ныне это сербский город), в 1973-м году, второго декабря, и была вторым ребенком в семье, не имевшей непосредственного отношения к профессиональному спорту. Глава семейства был художником-мультипликатором, а мама работала программистом.
Инициатором того, чтобы юная наследница стала серьезно заниматься теннисом, выступил её отец. Девочка начала тренироваться в возрасте шести лет, а местом для тренировок служила автостоянка за домами. В качестве учебного пособия использовалось издание «Мировой теннис».
Папа, будучи художником, старался превратить тренировки в увлекательную игру. Он рисовал на мячах изображения мышонка из популярного мультфильма «Том и Джерри», и говорил дочери, чтобы та представила себя котом. Удивительно, но отцовская незамысловатая методика довольно быстро дала заметные результаты.
Карьерный взлет и спортивные достижения
Уже в девятилетнем возрасте Моника одержала победу в юношеском первенстве Югославии по теннису, среди девочек в возрасте до двенадцати лет. Годом позже восходящая звезда спорта стала первой на юношеском европейском чемпионате в аналогичной категории.
Когда девочке исполнилось двенадцать лет, её назвали спортсменом года в родной Югославии. Еще через год Селеш, вместе со своей семьей, отправилась за океан во Флориду, где поучаствовала в местном юношеском турнире, а после должна была возвратиться с родителями домой.
Однако, юное дарование заприметил известный наставник – Николас Джеймс Боллетьери (к слову, на следующей неделе он отметит свой 90-летний юбилей). По его воспоминаниям, сначала он не обратил никакого внимания на хрупкую и невзрачную девочку. Но, как только увидел её игру, то был буквально заворожен великолепной техникой, и умением предугадывать действия соперников.
Тренер предложил талантливой девочке обучаться в его академии, но выдвинул условие: Селеш должна была перебраться жить в Соединенные Штаты. На семейном совете было принято решение рискнуть всем ради карьеры дочери, и остаться за океаном.
Своей первой победы на профессиональном уровне девушка добилась в возрасте четырнадцати лет. В то время главной звездой большого тенниса была немка по имени Штеффи Граф, так что появление юной Моники внесло существенные коррективы в расклад сил.
Весной 1989-го года Селеш одолела титулованную американку по имени Крис Эверт. В том же году она дошла до полуфинала во Франции, но не смогла победить более взрослую и опытную Штеффи Граф.
Карьера юной теннисистки уверенно набирала обороты, но, несмотря на такие успехи, она вскоре рассталась со своим наставником, который, по мнению девушки и её отца, больше времени уделял другому своему талантливому подопечному – Андре Агасси.
Следующий год оказался еще более успешным в карьере Моники и ознаменовался рядом громких побед. Ко всему прочему, на Открытом первенстве Германии ей наконец-то удалось одолеть Граф.
Однако, напряженный график тренировок и соревнований, а также постоянные перелеты привели к тому, что девушка впервые публично призналась в том, что испытывает усталость. Тем не менее, она продолжала выступать и одерживала одну победу за другой.
Вскоре Моника выбилась в бесспорные лидеры, и обошла по результативности свою главную соперницу – Штеффи Граф, став первой ракеткой мира в 1991-м и 1992-м годах. За два года она завоевала более двух десятков титулов.
Но блестящий и наиболее значимый период её карьеры продолжался лишь немногим более четырех лет: с февраля 89-го года, когда Селеш буквально ворвалась в профессиональный спорт, до нападения на неё, совершенного в апреле 93-го года.
Главной особенностью стиля игры теннисистки было то, что девушка с обеих сторон била с двух рук. А вот в качестве основного недостатка эксперты называли её игру с лета, а точнее, полное отсутствие таковой. Мария Шарапова как-то в интервью назвала Селеш самой сложной соперницей, с которой ей доводилось встречаться.
Гонорары, смена имиджа и попытки скрыться от фанатов
Несмотря на прервавшуюся на самом пике карьеру, Моника входит в десятку лучших спортсменов в истории большого тенниса. Естественно, чем больше девушка завоевывала побед, тем больше зарабатывала.
В 1992-м году авторитетное издание «Forbes» опубликовало список самых высокооплачиваемых женщин-спортсменов, и первую строчку в нем тогда занимала Селеш.
Однако, даже заработав целое состояние, звезда мирового спорта оставалась обычным подростком. Она не расставалась со своим питомцем – йоркширским терьером по кличке Астро, которого брала с собой даже на пресс-конференции и интервью, где он иногда гавкал в микрофон.
Также девушка постоянно экспериментировала над своим имиджем, и меняла прически. Естественно, таблоиды не упускали возможности написать об этом, а журналист газеты «The New York Times» даже приписал Монике весьма необычный рекорд: она оказалась единственной в мире теннисисткой, которая выигрывала «Ролан Гаррос» трижды кряду, но каждый раз с новой стрижкой и цветом волос.
Но постоянная смена имиджа была не только классическим для подростков поиском себя, то была попытка скрыться от поклонников, которые буквально преследовали девушку.
Иногда она носила парики и большие темные очки, но жаловалась, что фаты узнают её даже в таком виде. А в гостиницах теннисистка частенько селилась под чужими именами.
Нередко Селеш спасалась от стресса, попросту заедая его, из-за чего она несколько набрала вес. Для журналистов это стало лишним поводом задать девушке неудобный вопрос. В интервью у Моники, без зазрений совести, спрашивали, нет ли у неё зависимости от сладкого, и не считает ли она сама свою «пятую точку» слишком большой.
Резонансное нападение на теннисистку
Этот вопиющий инцидент произошел тридцатого апреля 1993-го года в немецком Гамбурге. Ему предшествовал завоеванный девушкой третий подряд титул «Australian Open» и ряд громких побед на турнирах в Чикаго и Париже.
В ходе четвертьфинала турнира «Citizen Cup» Селеш вела счет против болгарки Магдалены Малеевой. Немецкие болельщики, которые обычно ведут себя достаточно сдержанно, на сей раз шумели, свистели и всячески выражали свое недовольство тем, что Моника опережает в рейтинге Штеффи Граф.
В перерыве один из фанатов Граф неожиданно подбежал к Селеш, и ударил её в спину разделочным ножом. Нападавшим оказался безработный немец по имени Гюнтер Пархе. Мужчина занес нож, чтобы нанести еще один удар, но в этот момент его скрутили подоспевшие на помощь охранники и брат пострадавшей.
Раненая девушка закричала, к ней подбежали несколько работников, обслуживавших мероприятие и находившихся на корте. Теннисистка была в шоковом состоянии, она начала оседать в их руках, а после её уложили на полотенце.
К счастью, ранение оказалось неглубоким, и никаких жизненно важных органов или сосудов задето не было. Но девятнадцатилетняя девушка получила серьезнейшую психологическую травму, из-за которой на долгое время прервала карьеру и стала буквально избегать людей.
Теннисистка заперлась в своем большом доме, расположенном в штате Флорида, спрятавшись ото всех за высоким забором с системой сигнализации и многочисленными камерами слежения.
Моника испытывала панические атаки, плохо спала и мучилась кошмарами, вновь и вновь переживая момент нападения. Обо всем этом девушка позже в подробностях рассказала в своей автобиографической книге.
Суд и наказание для нападавшего
На суде Гюнтер Пархе объяснил свой дерзкий и невероятно жестокий поступок тем, что он является давним поклонником Штеффи, и много лет пристально следил за её карьерой. Более того, мужчина отметил, что, когда в 1990-м году Селеш обыграла Граф на турнире «German Open», его мир буквально рухнул, и уже тогда он задумал отомстить Монике.
Когда ему выпал такой шанс, Гюнтер решил нанести девушке травму, чтобы та не смогла больше играть в теннис, и Граф снова стала первой. Свой поступок он называл наказанием для Селеш за те три года, когда она была выше Штеффи в мировом теннисном рейтинге.
Нанесенная Монике рана зажила за несколько недель, для восстановления поврежденной мышцы потребовалось несколько месяцев, а вот на лечение душевной травмы ушли годы.
На суде психолог, работавший с девушкой, говорил о том, что она постоянно мучается чувством страха и повышенной тревожности, её преследуют навязчивые мысли о том, что Пархе снова нападет.
В итоге суд признал фаната Граф психически неуравновешенным, и дал ему всего лишь два года условно, а также обязал пройти курс лечения. По сути, нападавший вообще избежал какого-либо серьезного наказания, и был освобожден прямо в зале суда. Семья теннисистки осталась недовольна приговором, но обжаловать это решение им не удалось.
Возвращение на корт
Возвратиться к прежней жизни Монике удалось лишь через два с половиной года. Девушка за это время вступила в общество поддержки жертв насилия, а в одном из своих редких интервью призналась, что мучается от ночных кошмаров, в которых за её спиной стоит мужчина с занесенным над ней огромным ножом.
В 1995-м году теннисистка все же вернулась в большой спорт, причем, сделала это триумфально. На «US Open» Моника добралась до финала, однако, уступила его Штеффи.
К слову, немка была недовольна решением WTA о том, что после возвращения её давней соперницы они обе будут считаться первыми ракетками мира (этому поспособствовала Мартина Навратилова).
Годом позже Моника в очередной раз одержала победу на «Australian Open», и тогда все были уверены в том, что она наверстает упущенное, и снова станет лучшей из лучших.
Но в девушке, словно что-то сломалось, она уже не была той бесстрашной чемпионкой с олимпийским спокойствием. Теннисистка и сама признавала это, добавляя, что, несмотря на работу с психологом, к ней так и не вернулось ощущение безопасности.
Смерть обожаемого отца и затяжная депрессия
После того нападения в жизни девушки началась буквально какая-то черная полоса. Она страдала от нанесенной ей физической и психологической травмы, и не могла побороть свои страхи, а вскоре Монику потряс новый удар, когда стало известно о том, что у её отца диагностировали онкологическое заболевание.
Папа всю жизнь был для неё одним из самых близких людей, который во много способствовал её становлению в большом спорте. Он всегда сопровождал наследницу на турнирах, всячески поддерживал и мотивировал её, а после покушения родитель помогал дочери справиться с последствиями сильного психологического потрясения, и убедил обратиться к квалифицированному специалисту.
Когда отца не стало, теннисистка снова начала заедать свой стресс, и сильно прибавила в весе. По воспоминаниям Моники, она старалась похудеть, пробовала разные диеты, но после срывалась, и потерянные килограммы возвращались снова.
После возвращения в большой спорт теннисистку начали преследовать травмы, в частности, она повредила плечо, но, несмотря на это, каждый сезон завершала в топе-10, и завоевала больше двух десятков титулов. Она продолжала играть на фоне затяжной депрессии, длившейся почти десять лет.
В 2000-м году на Олимпийских играх в Сиднее Селеш завоевала «бронзу» в одиночном разряде. Но в 2003-м году, после очередной серьезной травмы, звезда большого тенниса решила завершить свою карьеру.
Личная жизнь и долгий путь к счастью
После окончательного ухода из спорта Моника наконец-то взялась за себя, и начала свой путь к личному счастью. Для начала она похудела и стабилизировала свой вес, а после решила покончить со своим затянувшимся одиночеством.
Вскоре в прессе появилась информация о том, что теннисистка закрутила роман с американским миллиардером по имени Том Голисано. Некоторое время пара никак не комментировала эти слухи, и старалась не попадать в объективы камер папарацци.
Но в 2014-м году 72-х летний миллиардер официально объявил о том, что он сделал предложение своей сорокалетней избраннице, на которое она ответила согласием. При этом, большая разница в возрасте влюбленных нисколько не смущала.
Селеш выставила на продажу свой дом и перебралась жить к своему супругу. Пара вместе уже семь лет, но общих наследников у них так и не появилось.
Как сейчас живет бывшая теннисистка
После завершения профессиональной карьеры женщина увлеклась хатха-йогой, которая помогла ей побороть депрессию, нормализовать вес, и научиться жить в гармонии с собой. Она написала несколько автобиографических книг, которые пользовались большой популярностью у читателей.
Ныне экс-первая ракетка мира ведет светскую жизнь, посещает различные мероприятия, общается и водит дружбу со многими звездами шоу-бизнеса. Помимо этого, Селеш активно занимается благотворительностью, в частности, помогает приютам для бездомных животных.
Время от времени бывшая теннисистка появляется на телевидении, а в 2018-м году был снят документальный фильм под названием «Бессмертные: Пит Сампрас, Моника Селеш и Борн Борг», в котором рассказывается о её спортивной биографии, главных достижениях и ярких победах.