Наталью Назарову часто называли «королевой эпизода». Актриса не играла главных ролей, но всегда запоминалась благодаря своим второстепенным героиням. В ее исполнении они получались яркими, сильными и неординарными. В конце 80-х Наталья неожиданно исчезла с экранов – о ней полностью забыли, а кто-то считал, что Назарова умерла.
На самом деле актриса жива, но уже более 30 лет живет затворницей в маленькой квартире на окраине Москвы. Наталья, которая когда-то блистала рядом с Гурченко, Михалковым и другими легендами отечественного кино, пережила неудачный брак, тяжелую травму головы, потерю любимой работы и осталась практически нищей.
Статная красавица из Казахстана
О детстве Натальи Назаровой известно мало. Родилась 28 июня 1949 года в Алма-Ате – в те времена город был столицей союзной республики. Об актерской профессии Наташа мечтала всегда, а знакомые подогревали в ней желание блистать на сцене – называли прирожденной артисткой. Наташа росла статной, видной красавицей, умела одеваться, а утро начинала с песни – тренировала голос. После окончания школы девушка не задумывалась о выборе профессии, а сразу отправилась покорять Москву. Ей удалось поступить на курс Павла Массальского в школу-студию при МХАТе.
В общежитии она проживала с Татьяной Бронзовой и Ольгой Богдановой. Сокурсницы вспоминали Назарову как добрую девушку, склонную к смелым экспериментам – она любила броские наряды и однажды покрасила волосы в зеленый оттенок. После получения диплома Наталья служила в Малом художественном театре и снималась в кино.
Назарова относилась к категории, которую в кинематографе называют острохарактерными эпизодическими актрисами. Главных ролей ей не предлагали, но второстепенных, ярких героинь в ее карьере было много – в копилке около 30 фильмов. Больше всего она запомнилась зрителям в кинокартинах «Старый Новый год», «Молодая жена», «Любимая женщина механика Гаврилова» и многих других. Назарова работала с Михалковым, Калягиным, Соломиным и другими известными актерами. Несмотря на отсутствие главных ролей, она быстро стала любимицей зрителей, а в 1988 году стала заслуженной артисткой. Театру Наталья была предана просто фанатично. Однажды во время спектакля сломала руку из-за неосторожности партнера, но не выдала боли и доиграла роль до конца.
Во время работы над «Любимой женщиной…» Назарова сдружилась с Гурченко. Она напоминала Людмиле Марковне мать (такая же яркая и необычная), актрисы тепло общались, но долго дружба не продлилась – после окончания съемок они не встречались.
Неудавшаяся личная жизнь и сложный характер
Коллеги не раз говорили, что характер у Назаровой был сложным. Друзей она не заводила, а вот конфликты время от времени случались. В один из них оказалась вовлечена Елена Проклова. Однажды актрисы поспорили о чем-то, а после словесной перепалки Наталья достала булавку и подошла к обидчице. Все онемели – казалось, что она просто всадит острие в Елену. Но Назарова поступила по-другому – выбила из-под Прокловой стул, та упала и сильно повредила копчик. После этого пострадавшая сказала, что больше не будет играть в спектаклях с Натальей, так как боится ее.
Была и еще одна история, которую рассказывала Татьяна Бронзова. Назаровой долго не доверяли главных ролей в театре, но потом все-таки уговорила режиссера дать ей шанс. Наталья очень волновалась, а надежды не оправдались – спектакль провалился. Героиня, которую воплотила актриса, должна была быть хрупкой и нежной, но оказалась похожей на саму Назарову – яркая, сильная, слегка комичная. Зрители смеялись, что стало серьезным ударом для ранимой Натальи. Она пыталась повеситься, после чего лежала в больнице.
Влюблялась актриса редко – больше интересовалась карьерой. Когда ей было 19 лет, нашелся мужчина, который сумел завоевать ее сердце. Им был театровед Вячеслав Обросов – молодые люди поженились, прожили достаточно долго и разошлись в начале 80-х. Об отношениях пары ходили разные слухи. Основной причиной развода называли пьянство мужа, но также ходили слухи, что Назарова увлеклась Юрием Богатыревым.
Со звездой фильмов «Два капитана», «Родня» и многих других Наталья познакомилась в детской передаче «Будильник», которую они некоторое время вели вместе. Сразу пошли слухи о романе, но Наталья не подтверждала факт любовной связи. Личная жизнь Юрия всегда была загадкой – сейчас можно встретить утверждения, что он предпочитал мужчин, долго не мог принять свою сущность и очень страдал из-за этого. Вместе с тем, Богатырев был официально женат на Надежде Серой, а в конце жизни у него были отношения с переводчицей Клариссой Столяровой.
Скорее всего, это была односторонняя любовь или просто глубокая привязанность. Юрий считал Наталью хорошим другом, а она оставалась верна ему на протяжении долгих лет. После смерти Богатырева она регулярно ходила на его могилу, ухаживала за ней и даже пела покойному другу песни. Даже через много лет она очень тепло отзывалась о Юрии и не забывала его.
Назарова никогда не любила рассказывать о своей личной жизни. В редких интервью она говорила, что после развода не смогла найти любовь, хотя романы случались. А вот об отсутствии детей сильно сожалела. Когда-то актриса решила посвятить жизнь театру, и хотела создать семью, но не собиралась становиться матерью. В итоге ей не удалось ни одно, ни второе.
Роковой случай, нищета и забвение
В 1989 году с Назаровой произошло несчастье. Актриса возвращалась домой с репетиции, когда на нее напал какой-то мужчина и сильно ударил по голове. Неизвестно, чего хотел злоумышленник и кем был, так как уголовное дело осталось нераскрытым, но он разрушил карьеру и жизнь Натальи. Она лечилась почти год, вернулась на подмостки, а вскоре начала вести себя странно – на фоне черепно-мозговой травмы развилась шизофрения.
Играть Наталья больше не смогла и ушла из театра. Правда, на этот счет у актрисы своя версия событий. Она утверждает, что коллеги затеяли против нее настоящую войну. Ей резали обувь, сломали часы, которые она носила, чтобы не опаздывать на репетиции, а потом просто уволили. Сложно сказать, действительно ли в МХТ против Натальи плели заговоры (в театральной среде случается всякое), или ее подозрения появились из-за душевного недуга.
После окончания карьеры для Натальи и ее матери, которая осталась единственным близким для актрисы человеком, начались тяжелые времена. Жили на две пенсии (Назаровой присвоили статус инвалида второй группы), но денег не хватало даже на самое необходимое. Женщины питались свиными обрезками, заслуженной артистке приходилось петь и читать стихи на рынке за еду, а иногда и просить милостыню.
Наталья безумно стеснялась своей нищеты и затрапезного вида. Однажды на улице ее окликнул старый знакомый Борис Щербаков, с которым они учились в школе-студии. Назарова сказала, что он обознался, и быстро ушла. Постепенно коллеги и поклонники практически забыли актрису, а некоторые считали, что ее нет в живых. Но Назарова продолжала жить, или, вернее, выживать в крохотной квартире на окраине Москвы.
Надежда на лучшее
В начале 2000-х умерла мама Натальи, и женщина осталась совсем одна. В 2010 году Назарову вспомнили – она стала героиней ток-шоу «Пусть говорят». В студии забытая звезда рассказала об одиночестве и сложностях своей жизни – у актрисы было много бытовых проблем. Гости программы говорили о помощи Наталье, но, как оказалось впоследствии, после эфира в ее жизни изменилось немногое.
Во второй раз судьба Назаровой оказалась в центре внимания спустя 10 лет. На этот раз инициаторами стали соседи актрисы – беспокоились, что она станет жертвой квартирных махинаторов. Жильцы дома утверждали, что к пожилой женщине регулярно приходили подозрительные молодые люди с пачками документов. Журналисты приехали в гости к Наталье и застали все ту же плачевную картину.
В маленькой квартире более 30 лет не было ремонта. Назарова ела на гладильной доске – стол и практически все свободное пространство было завалено хламом. Наталья называла старые вещи своим богатством, постоянно перебирала и гладила их – старым чугунным утюгом, который нагревала на плите. Свободное время актриса посвящала вышивке, но в последнее время заниматься творчеством стало сложно – развился тремор рук.
При поддержке съемочной группы квартиру отремонтировали, Наталье сделали прическу и макияж, снова пригласили ее в студию программы «Прямой эфир». Она все так же живет одна, а карантин провела перед телевизором. Раньше Назарову навещали племянницы, но теперь перестали общаться с тетушкой даже по телефону – она успокаивает себя тем, что они слишком много работают. В студии ток-шоу актриса встретила старых знакомых и сказала, что после ремонта и смены имиджа ее жизнь обрела новый смысл. Наталья даже готова вернуться в кино, если ее вдруг позовут.