В мире большого спорта регулярно случаются всевозможные курьезные и скандальные истории. Большинство из них быстро забываются, но есть такие, которые с годами обрастают различными домыслами и порой нелепыми подробностями, становясь практически городскими легендами. К последним можно отнести историю советских сестер-легкоатлеток Ирины и Тамары Пресс.
Многократные победители всесоюзных и международных состязаний, у которых на двоих была одна серебряная и пять золотых олимпийских медалей, сестры Пресс в 60-е годы стали настоящими легендами спорта. Ко всему прочему, они установили ряд рекордов, среди которых один «вечный». В выбранных ими видах спорта сестры считались практически непобедимыми, вот и уйти на покой они решили непобежденными.
Однако, внезапное решение советских легкоатлетов-чемпионов покинуть большой спорт стало причиной громкого скандала. Все дело в том, что Пресс, из-за специфической внешности и внушительных физических данных, нередко называли «братьями», а завершить карьеры они одновременно решили в преддверии Олимпийских игр, на которых впервые ввели так называемый «гендерный тест» для однозначного определения половой принадлежности спортсменов.
К сожалению, ни одной из сестер Пресс на данный момент уже нет в живых: Ирина Натановна скончалась еще в середине 00-х годов, а Тамара Натановна ушла из жизни весной нынешнего года. Сами они никогда не комментировали свое прозвище «братья», травлю в прессе и слухи об операциях по смене пола. Но остроты всей этой истории придавало то обстоятельство, что ни одна из сестер так и не устроила личную жизнь и не обзавелась собственной семьей.
Сестры Пресс: биография, семья, ранние годы
Старшей из сестер была Тамара, которая родилась 10-го мая 1937-го года в Харькове в еврейской семье Цили Владимировны Шерман и Натана Исааковича Пресс. Через два года, 10-го марта 1939-го года, там же, в Харькове родилась её младшая сестра Ирина.
Ни один из родителей девочек не имел непосредственного отношения к профессиональному спорту. Когда началась война, глава семейства отправился на фронт, а мать, с двумя еще совсем маленьким детьми была эвакуирована в Самарканд.
Отца, к сожалению, девочки практически не помнили, потому как с войны он не возвратился, пав в бою в 1942-м году. Мама, трудившаяся кассиром, самостоятельно воспитывала и ставила на ноги дочерей.
Когда война закончилась, женщина с детьми решила не возвращаться обратно в Украинскую ССР, а остаться в Узбекистане, где дочери уже пошли в школу и у них появились друзья.
Тамара, будучи подростком, вытянулась и окрепла, но, несмотря на выдающиеся физические данные, девушка не походила на перспективного спортсмена. Все дело в том, что Тома стеснялась своего высокого роста, и постоянно сутулилась, чтобы сильно не выделяться на фоне ровесников. Но из-за этого она выглядела несколько нескладной и даже немного неуклюжей.
Тем не менее, на школьных занятиях физкультурой Тамара была самой сильной, быстрой и ловкой. Она запросто сдавала любые нормативы и демонстрировала удивительную выносливость, отдавая предпочтение легкой атлетике, в частности, бегу, а также прыжкам в длину и высоту.
Первые шаги в большом спорте
Будучи школьницей, старшая из сестер попала в поле зрения известного тренера – Владимира Пантелеймоновича Бессекерных. Он сразу разглядел в девушке внушительный потенциал, но вовсе не в беге или прыжках. Наставник посоветовал ей попробовать свои силы в метании диска, а также толкании ядра.
Бессекерных очень сочувствовал своей подопечной, потому как ей пришлось расти без отца, и старался всячески её опекать и поддерживать. Владимир Пантелеймонович даже помогал Томе с уроками, проверяя её тетрадки.
Девушка прониклась доверием к своему наставнику, и усиленные тренировки под его чутким руководством вскоре начали приносить свои плоды в виде трофеев и призовых мест на всевозможных состязаниях.
К тому времени младшая сестра Ирина, вдохновившись успехами Томы, также решила попробовать себя на спортивном поприще. При этом, Ира была гораздо ниже ростом, и куда более хрупкой, чем сестра, а посему преуспеть в толкании ядра или метании диска у неё было мало шансов.
Изначально наставники, глядя на младшую из сестер, вообще сомневались, что она сможет добиться серьезных результатов в какой-либо дисциплине. Так что Ирина буквально упрашивала тренеров поработать с ней, и хотя бы дать ей шанс показать свои способности и скрытый потенциал.
Взять девушку под свою опеку решился наставник по легкой атлетике – Иосиф Капустянский, который пришел к выводу, что Ирина, вероятно, сможет быстро бегать.
Опытный тренер не ошибся, а несколько позже юная спортсменка, все же попробовала свои силы и в толкании ядра, выступая в пятиборье. Результаты были довольно хорошими, но, все же, не шли ни в какое сравнение с теми, которые показывала Тамара.
В Узбекистане сестры проживали неподалеку от стадиона, и такое соседство играло свою роль в поддержании спортивного настроя девушек. Кроме того, они могли тренироваться ежедневно, и практически круглый год, благодаря мягкому климату и теплым зимам.
Обе сестры отличались упорством, трудолюбием и огромным желанием побеждать. Они стали занимать призовые места на местных первенствах и соревнованиях всесоюзного масштаба. Но наставники хорошо понимали, что, оставаясь в Самарканде, девушки едва ли добьются внушительных успехов.
А посему Владимир Пантелеймонович обратился с просьбой к своему давнему другу и коллеге – Виктору Ильичу Алексееву, попросив того забрать перспективную легкоатлетку Тамару в Северную столицу. Тот согласился, а вскоре после этого, следом за сестрой приехала и Ирина.
Тренер был настроен лепить чемпионов из обеих девушек, но сходу предупредил сестер о том, что не даст им никаких поблажек, а работать над собой и своими результатами им придется ежедневно.
Позднее Алексеев отметил, что Ира и Тома с первых дней удивляли его и поражали своим упорством, дисциплиной и самоотдачей. Помимо этого, девушки, безусловно, обладали талантом и невероятной выдержкой.
Сестры Пресс были любимицами наставника, он уделял им больше времени и внимания, чем остальным своим подопечным, потому как видел в них не только потенциал, но и надежность. Но, вот другие спортсмены из-за этого злились, а посему Тамара и Ирина на себе прочувствовали, что такое отчуждение и зависть коллектива.
Карьерный взлет, спортивные достижения
На тренировках сестры блистали и были лучшими, но вот на соревнованиях, выступая на глазах у зрителей и судей, застенчивые девушки терялись. Эта чрезмерная скромность чуть не разрушила карьеру Тамары.
Когда она дебютировала на всесоюзном первенстве, где у неё были неплохие шансы попасть в олимпийскую сборную страны, девушка, из-за сильных волнений, не смогла достойно себя проявить и не попала в тройку лидеров по метанию диска.
Тренер долго разговаривал с Томой, и сумел помочь ей настроиться на нужный лад. Девушка взяла себя в руки, и, ко всеобщему удивлению, заняла первое место в толкании ядра, обойдя обладательницу олимпийского золота – Галину Зыбину. Более того, Пресс даже установила новый рекорд в этой дисциплине.
В 1960-м году девушки отправились на первую в их карьере Олимпиаду. Игры проходили в Риме, и легкоатлетки сумели добыть там две золотые, а также одну серебряную медаль. В 1962-м году на европейском первенстве Тамара Натановна завоевала две золотые медали в дисциплинах «метание диска» и «толкание ядра».
На Олимпийские игры в Токио сестры поехали вместе. Тамаре Натановне удалось там выиграть два «золота», а Ирина Натановна в пятиборье не просто завоевала заветную золотую медаль, но и установила мировой рекорд, ставший «вечным». Все дело в том, что правила со временем поменялись, но до того момента побить рекорд, установленный Пресс, так никто и не смог.
Старшей из сестер удавалось целых одиннадцать раз обновлять рекорды по толканию ядра и метанию диска. Говорили, что конкуренток Тамара Натановна обходила, особенно не напрягаясь, а состязаться на международных первенствах ей доводилось с лучшими спортсменами мира. На самом же деле, каждый трофей давался сестрам тяжелым трудом.
Почему сестер Пресс называли братьями?
К тому времени в спортивных кругах уже случались громкие скандалы, связанные с гендерной идентификацией спортсменов. Были известны истории, когда титулованных спортсменок, ставивших рекорды, разоблачали, как мужчин.
На этом фоне в иностранной прессе все чаще стали появляться провокационные статьи о том, что советские сестры-рекордсменки, якобы, на самом деле братья.
При этом, каких-либо весомых доказательств для подобных заявлений не было, но это не мешало распространению слухов. Журналисты иностранных изданий устроили советским легкоатлеткам настоящую травлю: сестрам во время интервью задавали крайне бестактные и неудобные вопросы, всячески старались задеть их и обидеть.
Стоит отметить, что Ирина Натановна, которая всегда была куда более миниатюрной и женственной, практически не реагировала на колкости в свой адрес. Но вот с её старшей сестрой все было иначе.
Тома еще в школе терпела насмешки за свой высокий рост и мужественную внешность, а посему теперь, когда в прессе её называли мужчиной или гермафродитом, для неё это становилось настоящим ударом. Женщина бурно реагировала на подобные высказывания, но вот журналистов её негодование только подстегивало распускать новые слухи.
Резонансные скандалы, когда девушек-спортсменов подозревали или же открыто обвиняли в обмане на предмет половой принадлежности, происходили регулярно во всем мире, а когда подобные слухи достигли апогея, было принято решение о введении обязательного гендерного теста, для однозначного определения пола каждого из спортсменов.
В преддверии очередных Олимпийских игр, когда всем спортсменам нужно было проходить этот самый тест, советские непобедимые сестры-легкоатлетки внезапно отказались от участия в соревнованиях, а затем, и вовсе, решили завязать с профессиональным спортом.
Такой поворот событий спровоцировал очередную волну слухов на тему того, что сестры Пресс в действительности являются братьями. Более того, один из олимпийских врачей в интервью, на полном серьезе, выдвинул теорию о том, что легкоатлетки еще в ранней юности могли перенести операцию по смене пола.
Такое предположение изначально было абсурдным, но слова доктора мгновенно были подхвачены и растиражированы в прессе. При этом, никого не смутило то, что сестры родились в конце 30-х годов, и едва ли им в юности могли провести столь сложную и абсолютно бессмысленную хирургическую операцию.
Не последнюю роль во всей этой истории сыграло вызывающее, а порой и агрессивное поведение старшей сестры, которая нередко оскорбляла соперниц, и всячески старалась их деморализовать перед началом состязаний. Многие уверены, что для неё было принципиально важно уйти непобежденной, поэтому женщина завершила карьеру в зените славы.
Советская сторона отчаянно доказывала, что внезапный уход сестер со спортивной арены был связан лишь с их возрастом и накопившимися проблемами со здоровьем на фоне травм. А еще Пресс решили не дожидаться, когда их потеснят более молодые соперницы.
Но самым любопытным было то, что ни одна из сестер так и не обзавелась собственной семьей. Пресс не вступали в брак и не родили наследников, а их личные жизни так и остались для всех тайной за семью печатями.
Чем занимались сестры после ухода из спорта
Завершив карьеру в спорте, Ирина Натановна стала аспирантом ВНИИ физической культуры. Помимо этого, она работала в Центральном аппарате Всесоюзного спортобщества «Динамо».
В начале 70-х годов она защитила диссертацию, став кандидатом педагогических наук. Затем женщина много лет занимала руководящие посты в родном спортивном сообществе. Она была аттестована офицером, а после долгих лет безупречной службы получила звание полковника.
Тамара Натановна успешно реализовала себя в качестве наставника, а также занималась научной работой в сфере педагогики, и в середине 70-х годов защитила кандидатскую диссертацию в этой области.
Позднее она трудилась в ВЦСПС, занимала должность зампредседателя совета Всесоюзного физкультурно-спортивного общества профсоюзов РФ. В последние годы жизни женщина писала книги о спорте и педагогике.
Ирины Натановны не стало в 2004-м году, 22-го февраля, она умерла в возрасте 64-х лет, а 26-го апреля нынешнего года скончалась и Тамара Натановна, которая лишь пару недель не дожила до своего 84-го дня рождения. Обе сестры были кремированы, а урны с их прахом находятся в колумбарии столичного Донского кладбища.