Сгорела как свеча: причины ухода Елены Майоровой

Знакомые Елены Майоровой говорят, что ее любимым выражением было: «Ничего, прорвемся!». Ее считали необыкновенной, сильной женщиной, и не смогли рассмотреть то, что скрывалось за показным оптимизмом – смертельную усталость, боль и выгорание. Прирожденная актриса, она часто играла с жизнью и смертью, не задумываясь о последствиях, которые стали трагическими.

Елена Майорова. Фото: sobesednik.ru

Настойчивая девочка из глубинки

 

Родилась Майорова 30 мая 1958 года в далеком Южно-Сахалинске. Она росла общительной, активной девочкой и всегда знала, что станет актрисой. Сразу после школы сразу отправилась покорять столицу, подала заявления во все театральные вузы и везде провалилась. Правда, домой настойчивая провинциалка не вернулась. Она поступила в ПТУ на изолировщицу и усиленно готовилась ко второй попытке.

На следующий год Елену снова хотели забраковать, но вмешался Олег Табаков. Он разглядел в абитуриентке талант и решил дать шанс. После окончания учебы Майорова служила в «Современнике», потом перешла во МХАТ по просьбе Олега Ефремова. Говорят, что молодая актриса стала последней любовью мэтра, и он даже делал ей предложение – правда, Елена отказалась.

Елена Майорова в молодости. Фото: kulturologia.ru

В кино Майорова начала сниматься в начале 80-х. Ей не всегда доставались главные роли, но режиссеры и зрители быстро полюбили актрису. Даже во время кризиса 90-х Елена была востребованной, в театре считалась примой, а во время гастролей в Греции ее окрестили «русской Гретой Гарбо». Казалось, мечта сбылась и судьба благосклонна к Майоровой, но ей была уготована страшная участь.

«У меня уже есть один, большой ребенок»

Майорова выходила замуж дважды. Первый брак с коллегой Владимиром Чаплыгиным случился после окончания ГИТИСа, но супруги разошлись через три месяца. Одни знакомые утверждают, что актрисе нужна была московская прописка – после получения диплома она получила распределение на Сахалин. Согласно другим сведениям, Елена не нашла общий язык со свекровью и перебралась назад в общежитие.

Сергей Шерстюк и Елена Майорова. / Фото: nevsedoma.com.ua

Знаете ли вы, что Майорова не могла иметь детей из-за перенесенного в детстве туберкулеза (по другим данным – из-за воспаления, полученного во время работы на морозе). Отсутствие наследников не расстраивало ее – забот хватало с мужем, который был абсолютно неприспособленным к жизни.

Вторым избранником стал художник Сергей Шерстюк. Их встречу можно назвать роковой. Однажды Елена сидела в общежитии с подругой и неожиданно сказала: «Вот-вот откроется дверь и войдет он». Дверь тут же открылась и вошел Сергей, которого Майорова раньше не видела – это была судьба.

Он был избалованным мальчиком из небедной семьи подполковника и чувствительной творческой личностью со всеми вытекающими последствиями. Кризис 90-х коснулся его, как и остальных представителей богемы, но выкручиваться Сергей не умел. На плечи Елены легла забота о нем, а заодно о свекрови-вдове, которая обожала сыночка и была классической женой военного – привыкла жить за широкой мужской спиной.

Олег Васильков, любовник Майоровой. Фото: rustars.tv

Когда матери Шерстюка говорили, что Майорова – прекрасная актриса, она равнодушно говорила: «Какая разница, лишь бы была хорошей женой для моего Сереженьки». Елена очень старалась – кормила всю семью, отстояла мастерскую мужа, когда ее хотели забрать, не отказывалась от ролей и очень уставала.

Вскоре в ее жизни появился Олег Васильков – артист, который был на 12 лет моложе. Майорова любила мужа, но завела роман с молодым коллегой. Наверное, он дал ей то, чего не смог дать Сергей – чувство защищенности. Елена могла позвонить ему в любой момент – он приезжал, разговаривал с ней, слушал, старался понять. Связь тяготила актрису, она металась и мучилась, но расстаться с Олегом не могла. И бросить мужа тоже была не в силах.

В тот роковой день

В фильме «Забытая мелодия для флейты». Фото: kino-teatr.ru

О последних днях актрисы рассказывала ее подруга Татьяна Догилева. Они сблизились во время съемок «Забытой мелодии для флейты» и долго дружили. Накануне трагедии женщины общались по телефону – Татьяну беспокоило то, что Елена часто выпивала. Голос у Майоровой был сиплым – она сослалась на ангину, но подруга заподозрила опьянение. Догилева пообещала себе, что уговорит Елену пойти к наркологу, и легла спать.

На следующий день, 23 августа 1997 года, они снова созвонились около полудня. На этот раз Майорова говорила нормально и казалась счастливой. В конце разговора она неожиданно сказала: «Танечка, я люблю тебя». Подруга окончательно успокоилась и занялась своими делами, а вечером узнала страшную новость.

Что случилось в следующие несколько часов, можно только гадать. Прохожие увидели, что по улице бежит объятая пламенем женщина. Она добежала до входа в театр Моссовета, который находился буквально во дворе, закричала: «Помогите мне!» и упала. Кто-то узнал в несчастной одну из лучших актрис МХАТа Елену Майорову. Одежду потушили, вызвали «скорую». Пострадавшую доставили в институт Склифосовского с ожогами 85% тела, и в тот же день она умерла. До последней минуты актриса оставалась в сознании.

Самоубийство или несчастный случай?

Согласно официальной версии, Майорова пролила на одежду керосин – либо полоскала больное горло, либо заправляла керосиновую лампу, которую привезла из Греции. Потом вышла на лестничную площадку покурить и случайно подожгла себя. Не сумев потушить платье, она бросилась за помощью, но во время бега пламя разгорается быстрее, что и привело к трагическому исходу. Дело закрыли с формулировкой «несчастный случай», но у знакомых и поклонников таланта актрисы остались вопросы. Возможно, она сама решила уйти из жизни, выбрав для этого самый мучительный способ.

Елена Майорова в поздние годы. Фото: kulturologia.ru

Елена была сложным человеком и обладала невероятным даром эмпатии. Она буквально пропускала чувства своих персонажей через себя и проживала их. Опытные актеры избегают подобного поведения, пытаются абстрагироваться и отстраниться – говорят, психика может не выдержать. Особенно это актуально, если попадаются деструктивные и трагичные образы, а в последние годы Майорова играла именно такие.

В сериале «На ножах» по одноименному роману Лескова она сыграла Глафиру – женщину, которая убивает своего мужа, а потом расплачивается за преступление. В фильме «Послушай, не идет ли дождь…» у нее была роль Смерти. А в спектакле «Тойбеле и ее демон» актриса воплотила главную героиню. Девушка по имени Тойбеле испытывает сложные чувства к тому, кого считает демоном из преисподней и медленно сходит с ума.

Интересно, что во МХАТе «Тойбеле и ее демон» считается роковым спектаклем – актеров, которые сыграли в нем, постигла беда. После постановки 95-го года скончалась Майорова, спустя год умер от сердечной недостаточности актер Сергей Шкаликов, а позже Вячеслав Невинный перенес ампутацию обеих ног.

В роли Тойбеле, спектакль «Тойбеле и ее демон», Фото: Youtube-канал «Страница памяти Музея МХАТ»

В душе Елены накапливался негатив – психологически сложные роли, усталость от необходимости тащить на себе всю семью, метания между двумя мужчинами. А еще она выпивала, причем спиртное действовало странно – вгоняло в тоску и депрессию. Недоброжелатели и завистники из театра «накручивали» ее, передавали сплетни, говорили гадости, которые Майорова принимала близко к сердцу. Все сложилось воедино и могло привести к суицидальным мыслям – тем более, что у Елены были попытки суицида, но какие-то слишком театральные, наигранные.

Татьяна Догилева считает, что после разговора с ней подруга могла выпить и снова сыграть самоубийство, но не рассчитала опасность. Тем более, что буквально за час до трагедии она отсылала сообщения с просьбой приехать на пейджеры мужа и Олега, но оба не прочитали их. Возможно, это была демонстрация, крик о помощи или желание проучить близких. Когда Елена поняла, что ситуация серьезная, было слишком поздно.

Версию несчастного случая отметать тоже нельзя. Майорова отличалась беспечностью и часто играла с огнем во всех смыслах. Во время съемок сериала «На ножах» Елена должна была подойти к горящему камину и упасть перед ним. Ей говорили не приближаться слишком близко, но актриса не слушала. Чтобы избежать трагедии, режиссеру пришлось поставить рядом рабочего с ведром воды и огнетушителем. А если веселые актерские компании задерживала милиция (такое изредка случалось), она любила пошутить – выхватить у стража порядка пистолет из кобуры. Ефремов выручал свою любимицу, но подобное поведение рано или поздно должно было привести к неприятностям.

Забрала с собой?

После смерти Майоровой странности продолжились. У Сергея Шерстюка неожиданно обнаружился рак, на который раньше не было даже намека. Художник сгорел за 9 месяцев, причем умер того же числа, что и Елена, но в другой месяц. Возможно, онкология возникла на почве стресса – Сергей любил жену и тяжело переживал ее смерть.

А 30 мая, в день рождения Елены, беда случилась с Олегом Васильковым. Он попал в уличную драку, оказался в больнице в тяжелом состоянии. В черепе застрял осколок бутылки, которой актера ударили по голове, и врачи с трудом извлекли стекло. В полубреду Олег повторял: «Лена хочет забрать меня!». Василькову удалось выкарабкаться – он женился, стал отцом, продолжил сниматься, но случившееся с Майоровой сильно подействовало на него. Актриса и режиссер Наталья Пьянкова говорит, что сейчас он категорически открещивается от всего, что связано с Еленой.

Елена Майорова и Елизавета Никищихина. Фото: из открытых источников

Через 2 месяца в актерской среде произошла еще одна трагедия и снова при странных обстоятельствах. Умерла Елизавета Никищихина, которая последние годы жила одна, злоупотребляла алкоголем и сильно болела. Согласно официальной версии, актриса, страдающая астмой, скончалась, подавившись кусочком яблока.

Майорова и Никищихина были похожи внешне, хотя больше ничего общего между ними не было. Семнадцать лет разницы в возрасте, служили в разных театрах, никогда не сталкивались на съемочной площадке, но журналисты – народ любопытный и изобретательный. Появилась версия, что между актрисами были дружеские или даже любовные отношения, и Елизавета не подавилась, а покончила с собой от тоски по подруге. Иными словами, Елена забрала ее к себе. Проверить теорию уже невозможно.

Могила Елены Майоровой. Фото: biographe.ru

Работники Троекуровского кладбища, где похоронена Майорова с мужем, рассказывают неприятные вещи – странные люди используют могилу актрисы для проведения ритуалов. Рядом с памятником действительно лежат вилки и зубные щетки. Говорят, что это инструменты, которые «заряжают» для порчи на смерть. Почему выбор пал именно на место захоронения актрисы, остается загадкой.

Елена Майорова ничего не делала наполовину. Она не играла, а пропускала через себя эмоции и чувства героев. Не жила, а ходила по краю, не любила, а пылала любовью, и однажды просто сгорела во всех смыслах этого слова. Именно так уходят из жизни звезды – ярко вспыхивают и гаснут навсегда.

Читайте нас в:

Обсудить