Наталью Богунову знают по роли учительницы Светланы Афанасьевны из известной комедии «Большая перемена». Зрители воспринимали актрису такой, какой она была на экране – интеллигентной женщиной с удачной карьерой и счастливой семьей. Но в жизни, как водится, все было по-другому. Наталья больше напоминала другую свою героиню – Снегурочку. Слишком хрупкая, возвышенная, отстраненная, как будто неприспособленная к этому миру. И жизнь ее закончилось точно так же – она попросту растаяла под жарким солнцем чужой страны, надеясь на то, что счастье ждет впереди.
Балетное детство и первые роли
Родилась Наталья Богунова 8 апреля 1948 года в простой ленинградской семье. Девочка росла настоящей красавицей – хрупкой, светловолосой, с лучезарной улыбкой и голубыми глазами. Родители решили – с такими данными ей прямая дорога в балерины и отдали дочь в хореографическое училище. Воспитанниц часто привлекали к массовым мероприятиям – например, вручать цветы высокопоставленным людям. Наташа с интеллигентной, привлекательной внешностью и безупречным воспитанием участвовала в них чаще остальных. А еще в училище часто бывали представители киностудий и выбирали девочек для участия в съемках.
В 11 лет Наташа впервые появилась на экране, хотя даже не думала о карьере актрисы. Дебютом стала картина Игоря Таланкина под названием «Вступление» о подростках, чье взросление пришлось на тяжелые военные годы. Жизнь на съемочной площадке понравилась Богуновой и она с нетерпением ждала следующих приглашений.
Через три года девочка снова появилась в кино – на этот раз в картине «До свидания, мальчики», которую снимали в солнечной Евпаториии. Встал вопрос выбора между карьерой балерины и актрисы – Наташа остановилась на втором варианте. Немаловажную роль сыграл факт, что после первых съемок она мало занималась танцами, набрала вес и не смогла от него избавиться.
Евгений Стеблов, который стал партнером Богуновой, рассказывал, что перед поездкой в Евпаторию режиссер взял с парней обещание не трогать девочку, ведь ей было всего 14 лет. Особого интереса у старших ребят Наташа не вызывала, но сама хотела участвовать в их взрослой жизни. По словам Евгения, однажды она выпила дешевого вина и приглашала его в свой номер. Вместе с тем, юная актриса очень стеснялась, когда снимали одну из первых в СССР сцен потери невинности. Говорила, что ее будет ругать учительница в школе.
«Большая перемена» и сложный характер
Окончив школу экстерном, Богунова поступила во ВГИК. Она училась на курсе Бориса Бабочкина, причем руководитель явно выделял ученицу из числа остальных. Наташа действительно держалась особняком – как будто жила в собственном мире. Не участвовала в студенческих попойках, не заводила краткосрочных романов. Бабочкин не позволял себе лишнего, но опекал девушку и даже выбил ей жилье. После получения диплома Богунова служила в театре Моссовета и продолжала сниматься в кино.
В 1971 году она сыграла роль, которая подходила ей как нельзя лучше – нежной, хрупкой, неземной Снегурочки. А спустя два года настал звездный час актрисы – в четырехсерийной комедии «Большая перемена» она появилась в качестве учительницы вечерней школы и жены шутника Ганжи. На Богунову обрушилась слава – ее узнавали на улице, брали автографы и пророчили большое будущее.
Интересно, что Наталью часто называли женой Александра Збруева, сыгравшего Ганжу. Актеру, который был женат на Людмиле Савельевой, приходилось постоянно оправдываться – с Богуновой у них не было не то что романа, но даже дружбы.
О характере актрисы знакомые говорят разное, но сходятся во мнении, что она была сложным человеком. Татьяна Бестаева рассказывала, что молодая Богунова часто вела себя нахально и даже вызывающе, за что ей делали замечания. Она спорила с режиссерами, могла встать и уйти прямо во время съемки. Людмила Гладунко, которая тоже знала Наталью, считала, что высокомерие, отсутствие друзей и другие странности были проявлением прогрессирующей болезни.
С другой стороны Богунову характеризуют как интеллигентную, ранимую женщину с полным отсутствием пробивных качеств, которые незаменимы в кинематографе. Бывший муж Александр Стефанович категорически отрицает, что актриса была сумасшедшей. Говорит, что у нее были проблемы с нервами, но на то были причины. В 1969 году Наталья должна была сыграть Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании», но режиссер без объяснений заменил ее другой актрисой. То же самое произошло и с фильмом «Единственная» 1975 года, где вместо Богуновой, которая очень ждала роли, снялась Проклова. Неудачи актриса переживала очень остро.
А Вы знаете, что Михаил Кононов, сыгравший в «Большой перемене» романтика-идеалиста Нестора Петровича, как и Наталья, славился сложным нравом. Перед работой он любил поссориться с кем-то из коллег, чтобы лучше вжиться в роль. Об этой особенности знали все актеры и не обращали на нее внимания. Но когда Михаил выбрал Богунову в качестве мишени, она сильно расстроилась, долго плакала и всей съемочной группе пришлось ее успокаивать.
Спад карьеры и болезнь
После «Большой перемены» актриса практически не получала приглашений на съемки. Режиссеры не хотели связываться с Богуновой, славившейся тяжелым характером. К тому же кинематограф постепенно менялся и образ хрупкой, возвышенной женщины уже не был востребованным. Наталья снялась еще в нескольких картинах, после чего сосредоточилась на работе в театре.
Вскоре обострилось душевное заболевание. Впервые в психиатрическую клинику актрису забрали в конце 70-х прямо из театра. Врачи поставили диагноз «шизофрения», и с тех пор Наталья регулярно ложилась в клинику для профилактического лечения. А для окружающих Богунова оставалась неприятным и сложным человеком. Близко общаться с ней не хотел практически никто. Она постоянно рассказывала, что кто-то преследует ее, заходит в квартиру и ворует вещи, а иногда обвиняла в этом коллег, из-за чего возникали конфликты.
В окружении Натальи были люди, которые хотели поддержать ее (например, актрисы Нина Маслова и Людмила Гладунко), но общение давалось тяжело, поэтому настоящих друзей у нее не было. То же касается и мужчин. Единственный брак Натальи с режиссером Александром Стефановичем продлился 6 лет. Молодые люди развелись из-за бытовых неурядиц, плотного графика и сложного характера актрисы.
Интересно, что после развода с Богуновой Стефанович женился на Алле Пугачевой. Ходили слухи, что Наталья хотела вернуть мужа и даже ходила к Примадонне на разговор, но фактами они не подтвердились.
Единственным близким для актрисы человеком стала мама, но и с ней отношения складывались плохо. Наталья считала женщину виновной во многих собственных неудачах. В частности, в отсутствии детей. В молодости актриса сделала несколько абортов, чтобы не рисковать карьерой, а потом родить не получилось. Богунова полагала, что мать должна была отговорить ее от опрометчивых поступков. Конфликтов на бытовой почве тоже было немало, поэтому о покое приходилось только мечтать.
Забвение и одиночество
В 1987 году в театре Моссовета поменялось руководство – неудивительно, что Наталья не нашла с новым директором общий язык и уволилась. Последний фильм, в котором она появилась – «Бег по солнечной стороне» 1992 года. После этого Богунова исчезла с экранов окончательно – изредка появлялась на ток-шоу и концертах, но не общалась с журналистами.
О двадцатилетнем периоде жизни актрисы ходили противоречивые слухи. Кто-то говорил, что она бедствовала, жила на мамину пенсию и небольшую помощь от Гильдии актеров. Нина Маслова утверждала – актриса никогда не выглядела нищей. Она хорошо одевалась, ухаживала за собой, регулярно посещала мероприятия в Доме кино и очень хотела найти любовь – недостаток мужского внимания Наталья переносила тяжело.
В 2011 году произошла трагедия. Мать Богуновой неожиданно выпала из окна. Было открыто уголовное дело, но в итоге случившееся списали на несчастный случай. Злые языки говорили, что капризная дочь довела женщину до самоубийства или случайно толкнула ее во время конфликта. После смерти матери состояние Натальи ухудшилось, она попала в психбольницу почти на год.
Пока актриса лечилась, нашлись мошенники, которые решили завладеть ее квартирами. Названные родственники заняли жилплощадь и распространяли слухи, что Богунова серьезно больна и нуждается в опеке. За дело взялись адвокаты, которых наняла Гильдия актеров, и недвижимость удалось отстоять.
Большие планы и неожиданная смерть
Выйдя из больницы, Наталья твердо решила наладить свою жизнь. Планировала давать концерты, много думала о возвращении к творческой деятельности. Во время лечения она сдавала мамину квартиру, накопилась пенсия, которую Богунова практически не трогала. Актриса решила, что после долгой черной полосы в жизни ей нужно отдохнуть и долго выбирала место для отпуска. Выбор пал на солнечный Крит.
Вскоре после приезда в Грецию у Натальи случилось обострение. Персонал отеля, где она остановилась, заметил, что постоялица ведет себя странно и агрессивно, приехала полиция. Богунову забрали в больницу, где ей вкололи какой-то препарат. Возможно, лекарство оказалось несовместимым с теми, которые она пила дома, и у актрисы случился инфаркт. Она скончалась 9 августа 2013 года в возрасте 65 лет.
В России о смерти Натальи узнали через несколько дней – страховая компания искала родственников покойной. Возникла новая сложность – доставить тело на родину. За дело взялся Союз кинематографистов. Через два месяца Богунову кремировали и захоронили на Ваганьковском кладбище. Любимая многими зрителями советская Снегурочка, которая медленно таяла много лет, наконец нашла долгожданный покой.