На экране Николай Парфенов обычно воплощал образ «маленького человека» – ограниченного, суетливого, лишенного чувства юмора, косноязычного и озабоченного исключительно общественными делами. Его персонажей, которые следуют мантре «Так положено!» трудно назвать выдающимися, но они близки простым людям гораздо больше, чем лубочные положительные герои. За всю жизнь Парфенов не сыграл ни одной главной роли, но это и не требовалось. Его любили, узнавали и часто приглашали на съемки, но судьба любит злые шутки, и когда-то востребованный, популярный и счастливый Николай Иванович на склоне лет оказался не нужен никому, кроме сестры.
Тяжелое детство и мечта
Будущий актер появился на свет 26 июля 1912 года в большой семье. Мать, отец и шестеро детей жили в небольшом селе Владимирской области. Глава семьи был моряком, жена занималась хозяйством и все у них складывалось неплохо. Но потом отец умер, старшим сыновьям пришлось работать с утра до вечера. Жизнь только начала налаживаться, когда пришла новая беда.
Парфеновых признали кулаками, мать выслали на Север, дети подались искать счастья в Москве и твердо решили «выбиться в люди». Практически все они получили высшее образование, кроме одной, Анны, которая быстро вышла замуж и осела дома. Николай работал на заводе и подал документы в школу-студию при театре Моссовета. Во время вступительных экзаменов он до слез рассмешил приемную комиссию – парня назвали неотесанным, забавным и разглядели в нем редкий комический талант.
После окончания учебы Парфенов поступил на службу в «родной» театр. Ему он посвятил больше 50 лет жизни – сначала играл маленькие, незначительные роли, а потом начал выходить на сцену с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Любовью Орловой и другими мастерами сцены.
Типажи для персонажей Николай Иванович действительно брал из народа. Он любил ходить на базар, наблюдать за людьми и сценами, которые там разыгрываются. Актер говорил, что там люди показывают себя именно такими, какими являются на самом деле, поэтому рынок – «его любимый учебный класс». Современники характеризуют Парфенова как общительного, приветливого человека, который как никто другой умел рассмешить и поднять настроение.
Более 130 работ «Короля эпизода»
В кинематограф Парфенов пришел поздно — после 30 лет. Дебютом стала картина «Родные поля», но сыгранный отрывок был крошечным – фамилии Николая даже не указывалась в титрах. В следующей киноленте «Сын полка» роль была более заметной. А потом начинающего артиста заметили режиссеры, и он начал сниматься регулярно – в год выходило по 5-6 кинолент с его участием.
Чаще всего Парфенов воплощал бытовых персонажей комического характера. Председатель месткома из «Афони», начальник поезда из «Чародеев», прокурор из «Берегись автомобиля» запомнились зрителям наряду с главными героями. У Николая Ивановича был редкий талант, который украшал любой фильм. Его персонажи вызывали целую гамму чувств, от презрения до жалости. Помимо художественных фильмов, актер снимался в киножурнале «Фитиль» – всего в копилке Парфенова около 130 ролей. Кроме того, он дал более 2 тысяч концертов и побывал в самых отдаленных уголках страны.
У Николая Ивановича обладал еще одним, не менее важным талантом – ценить то, что у него есть. В отличие от других актеров, он не бегал по театрам, не требовал от режиссеров главных ролей, не заглядывал в рюмку из-за отсутствия масштабных работ. Он делал то, что умел лучше всего – смешил людей. Актер всегда вел правильный образ жизни, любил спорт, хорошо разбирался в поэзии, любил играть в шахматы и был сильным соперником.
Парфенов любил свою работу и снимался в кино до преклонного возраста. Последнюю роль полковника КГБ Петренко в картине «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» он сыграл в 80 лет, и, возможно, продолжал бы карьеру, если бы не 90-е годы. Кризис серьезно ударил по искусству, и Николай Иванович ушел на пенсию.
Семейное счастье со второй попытки
Впервые Парфенов женился в студенческие годы. Его женой стала коллега по театру Ольга Васильева. Молодожены сыграли свадьбу, в семье родилась девочка Ирина, но жизнь не заладилась. Супруги много работали, неудовлетворенность и бытовые проблемы накапливались, и вскоре последовал развод.
Николай Иванович тяжело переживал расставание и настроился оставаться холостяком до конца жизни, но подоспели друзья. Они свели актера с Ларисой, которая тоже работала в театре, но не имела отношения к актерской профессии. Женщина была разведена и воспитывала двоих детей. В ее лице Парфенов нашел долгожданный покой – пара провела вместе 47 лет.
Жена была младше мужа на 9 лет и отличалась редкой красотой. Родственники вспоминают, что он безумно любил ее, тяжело переносил расставание и часто ревновал. Парфенов мог неожиданно нагрянуть домой, на работу или в санаторий с проверкой, но Лариса Алексеевна ни разу не дала повода усомниться в своей верности. Николай Иванович писал любимой супруге стихи, но редко показывал их посторонним, считая наивными. Жена, в свою очередь, ценила его любовь, понимала, уважала, обеспечивала уют.
Общие дети в семье не появились, но отчим принял сына и дочь любимой супруги как собственных. В интервью он говорил, что главным своим достижением считает не 130 сыгранных ролей, а крепкую, счастливую семью. О детях актер говорил, что у него есть две дочери и сын, а после появления внуков тоже не разделял их на чужих и своих.
Смерть в одиночестве
Парфенов много снимался и неплохо зарабатывал. Деньги лежали на книжке – актер мечтал на старости лет съездить с супругой в путешествие. Но во время кризиса 92-го года все накопления сгорели, и семья осталась практически ни с чем. Потом Лариса Алексеевна упала, сломала шейку бедра и перестала вставать с постели. Муж преданно ухаживал за ней и не жалел денег на лечение.
После ухода Ларисы из жизни актер стал одиноким – иногда его навещали родная дочь Ирина и сестра Тоня. О родственниках покойной жены ходят неприятные слухи. Говорят, что они заходили в гости, но исключительно для того, чтобы забрать из квартиры что-нибудь стоящее.
Вскоре из вещей у Парфенова остался только потертый диван и награды, которые он получил за долгую карьеру. Николай Иванович старался не впадать в уныние, но безумно боялся одиночества. Он сильно сдал, но не позволял себе полностью опуститься – соблюдал режим, делал зарядку, гулял в любое время года. Прогулки стали единственной радостью в его жизни. Незнакомые люди узнавали актера на улице, улыбались, говорили добрые слова. Но через некоторое время моционы пришлось прекратить. У Парфенова начались проблемы с памятью – он несколько раз забывал дорогу домой.
Имущества актера внукам покойной жены оказалось мало. «Благодарные потомки» начали намекать, что старик становится обузой, и неплохо было бы освободить жилье. Николай Иванович подумал и решил переехать в пансионат престарелых для актеров. Там он мог получить уход и общение, которого ему так не хватало.
Трудно поверить, но судьба снова нанесла талантливому человеку удар. Оказалось, что в учреждение берут только тех, кто добровольно отдает квартиру государству. Парфенов начал оформлять документы и узнал, что покойная супруга без его ведома прописала на общей жилплощади внучку. А та не захотела отказываться от своей доли, и с мечтой о пансионате пришлось распрощаться.
Информация, что внуки Ларисы Алексеевны бросили Парфенова в нищете и одиночестве, часто тиражируется на разных ресурсах, но подтверждения не имеет. О том, что Николай Иванович не попал в дом престарелых из-за поступка жены, пишет Федор Раззаков в книге «Как уходили кумиры». А в документальных сюжетах, посвященных жизни и творчеству актера, дочь его пасынка Лариса отзывалась о «дедушке Коле» тепло и с нежностью.
Парфенов скончался в рождественский день 1999 года на руках у сестры, пережив любимую жену всего на год. Перед уходом актер, который никогда не был религиозным, неожиданно попросил перекрестить его, после чего сразу скончался. Врачи диагностировали кровоизлияние в головной мозг. Женщина решила кремировать брата и почти год держала урну дома. Думала, коллеги из театра Моссовета, где актер прослужил 54 года, захотят попрощаться с ним. Но никто так и не пришел.