Самый мистический актер СССР Виктор Авилов и его вечная борьба

Глядя на Виктора Авилова, хочется вспомнить фразу из известной комедии: «Какой типаж!». Действительно, настолько выдающаяся, нестандартная внешность не дается просто так. С ней никогда не затеряешься в толпе, а в кино можно играть как жутких злодеев, так и благочестивых рыцарей или святых. Судьба у такого человека тоже должна быть выдающейся, причем или очень счастливой, или очень трагической. Третьего не дано.

Виктор Авилов. Фото: biographe.ru

Авилов верил в мистику и рок, но не хотел подчиняться их законам. Он успел перевоплотиться во всех фатальных героев, начиная Гамлетом и графом Монте-Кристо, заканчивая Калигулой и Воландом. Суеверные актеры боятся играть эти роли, считая, что тяготеющий над ними рок будет преследовать их до конца жизни. Но Виктор как будто бросал потусторонним силам вызов, и в итоге проиграл дуэль.

Разгильдяй-самородок с рабочей окраины

Виктор Авилов после армии. Фото: uznayvse.ru

Родился Виктор 8 августа 1953 года в рабочей семье. Авиловы жили в не слишком благополучном районе, а будущий актер был типичным мальчиком с окраины. Он плохо учился, хулиганил, прогуливал уроки и однажды родители махнули на непутевого сына рукой. Парень кое-как окончил школу, подал документы в индустриальный техникум, отслужил в армии. Во время службы он получил права и устроился на работу водителем.

В этот период в жизнь Виктора пришла водка. Он не скрывал этого факта – говорил, что не пить на автобазе было практически невозможно. Употребляли все, и тот, кто отказывался, считался белой вороной. Как это часто бывает, увлечение со временем переросло в губительную привычку.

Об актерской профессии Авилов не задумывался – он вообще плохо представлял, чем хочет заниматься в жизни. Однажды брат его друга Валерий Белякович, который был одержим искусством, решил создать собственный театр. Так Виктор прямо из-за «баранки» попал в Театр на Юго-Западе.

В роли Гамлета. Фото: avilov.ru

Получать актерское образование он даже не собирался, но это не требовалось. Авилов был самородком, самоучкой и настоящим талантом. Получился взаимовыгодный обмен – актер «сделал» театр, а театр «сделал» его. Виктор на долгие годы стал визитной карточкой храма Мельпомены. Он очень ответственно подходил к созданию образов – читал книги по философии, эзотерике, парапсихологии.

Авилов отлично справлялся с любыми ролями – Хлестакова, Мольера, Калигулы, Меркуцио. Но лучше всего ему удавались характерные, фатальные герои, в первую очередь Гамлет и Воланд. Он быстро завоевал популярность среди театралов не только в России, но и в других странах – объездил с гастролями почти весь мир. Виктор часто говорил, что настоящий актер владеет не только мастерством, но и гипнозом. Зритель в зале должен ощущать те же эмоции, что переживают люди, стоящие на сцене.

Трудно поверить, но в Англии назвали Гамлета в исполнении Виктора лучшим за последние 400 лет. Это можно считать наивысшей похвалой – британцы любят театр и отлично разбираются в сценическом искусстве.

Что ни роль, то сложная судьба

В кино Авилов попал после 30 лет. Он сыграл две роли в не слишком известных фильмах («По траве босиком», «Большая игра»), а потом Олег Тепцов взялся снимать один из первых в отечественном кинематографе триллеров. Виктор как нельзя лучше подходил для образа одержимого художника, который решает бросить вызов самому Богу, после чего сходит с ума. А может и не сходит – финал картины остается открытым. Картина получилась психоделической, с рваным, не всегда понятным сюжетом, но очень необычной.

Авилов в фильме «Господин оформитель». Фото: kino-teatr.ru

 

Интересно,что: в одном из интервью Авилов вспоминал, что, прочитав сценарий, толком ничего не понял, но решил попробовать. Нельзя сказать, чтобы фильм стал культовым, но приобрел популярность, во многом благодаря игре актера. А часть саундтреков записали участники группы «Кино» – правда, без Цоя.

Следующей большой работой в карьере актера стал «Узник замка Иф» по роману Дюма. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич всегда серьезно подходил к подбору актеров. Ему не нужен был красивый или даже симпатичный Эдмон Дантес. Он искал изможденного, выжженного изнутри героя, который одержим только жаждой мести. Увидев Авилова, он понял – вот же он, его граф Монте-Кристо! Благодаря фактурной внешности и таланту Виктор впоследствии стал одним из любимых актеров режиссера.

В роли Эдмона Дантеса, «Граф Монте-Кристо.» Фото: russian7

Юнгвальд-Хилькевич рассказывал, что в какой-то момент пьянство Авилова стало серьезной проблемой. Георгию губительная привычка была знакома не понаслышке – он сам был алкоголиком и часто работал с пьющими артистами. Но ни один из них не позволял себе приходить на съемку подшофе, как это делал Авилов.

Нельзя сказать, что фильмография актера была очень богатой. Но каждое его появление на экране даже в небольшой роли зрители хорошо запоминали. Он сыграл сына Миледи в «Мушкетерах 20 лет спустя», доктора Катцеля в «Петербургских тайнах», председателя ЧК в боевике «Волчья кровь».

Интересно, что последнюю роль Авилов тоже исполнил в фильме, имевшем мистический налет – сериале «Хиромант» (вышел после смерти актера в 2005 год). Главной его любовью и увлечением все-таки был театр, которому актер посвятил всю недолгую жизнь.

Три брака и два развода

Авилова не назовешь классическим киношным красавцем, но он притягивал женщин как магнит. Сначала в глаза бросалась необычная внешность, а потом Виктор «брал» харизмой и мужественностью. Первый брак случился сразу после армии, но о нем не знает практически никто. Известно только, что супругу звали Татьяной, она была старше супруга и имела ребенка от предыдущего брака.

С женой Галиной и дочерьми. Фото: rustars.tv

Со второй женой, актрисой Галиной Галкиной, он познакомился в театре и прожил много лет. В браке появились на свет две девочки – Анна и Ольга. А потом Виктор, который был увлекающимся человеком, а вдобавок сильно выпивал, сам разрушил семью. Это случилось в тяжелый период его жизни, и знакомые считают, что он сам не осознавал своих поступков. В кино и театре начался кризис, в 90-м году умерла сестра Авилова Ольга, которая тоже увлеклась театром. Затуманенный алкоголем Виктор даже не понял, что сотворил, потом долго мучился угрызениями совести, но исправить ошибку было нельзя.

С третьей женой Ларисой. Фото: kp.ru

С третьей женой Ларисой он познакомился в 1989 году. Ему было 36, а ей – всего 19. Девушка была замужем, но муж-моряк по полгода отсутствовал дома. Она работала на Одесской киностудии, и актер сразу напомнил ей лик с древней иконы. Начался роман, но поженились Лариса и Виктор только через 5 лет после знакомства.

Жена говорила об Авилове как о сложном человеке. Он был ревнивым и вспыльчивым – если ему что-то не нравилось, плохо было всем. А еще она подтверждает наличие у актера экстрасенсорных способностей. Руками он мог снять боль, убрал одной из своих бабушек бельмо на глазу. Перед смертью Виктор начал писать книгу о своей жизни и работе, но не успел ее закончить.

Смерть, которую он предчувствовал

Во время гастролей в Берлине в 1993 году актер почувствовал себя плохо, горлом пошла кровь. Врачи поставили диагноз – прободение язвы. Возможности современной медицины позволяют решить эту проблему без последствий, но у Виктора остановилось сердце. Он перенес клиническую смерть, после чего состояние начало ухудшаться. Обнаружился туберкулез, который почти год лечили в больнице, актеру дали вторую группу инвалидности, но сумели поставить на ноги.

В роли Воланда. Фото: avilov.ru

Свой роковой диагноз Виктор не смог вылечить, но предчувствовал. «Наверное, у меня рак», – говорил актер родственникам и показывал на живот. Они отмахивались – не нужно наговаривать на себя! Но, как оказалось позже, предчувствия оказались верными.

Онкологию выявили израильские специалисты. Во время гастролей у Авилова начались сильные боли в спине. Обследование показало рак печени четвертой стадии, неоперабельный. Официальная медицина могла предложить только паллиативное лечение, то есть устранение болей. Актер сильно мучился. Отказывали ноги, он не мог самостоятельно есть, бредил, не понимал, где находится.

Виктор и его отчаявшиеся родственники обратились за помощью к нетрадиционным методикам. В Новосибирске был центр «Вирус», который лечил опухоли растительными экстрактами и особой ионной-нейтринной-магнитной пушкой. Автор лечения – известный физик Геннадий Марков, всегда считавшийся в медицинской среде шарлатаном. Из Москвы актер прибыл в тяжелом состоянии – из самолета его выносили на руках. Через 2 дня Авилову стало легче, но лечение не помогло, и вскоре он умер – 21 августа 2004 года в возрасте 51 года.

Бюст на могиле Авилова. Фото: avilov.ru

Виктор считал, что все проблемы со здоровьем стали расплатой за роль булгаковского Воланда. «Я не суеверный, но знаю, что силы, о которых идет речь в «Мастере и Маргарите», существуют», – рассказывал он. Авилов – не первый и не последний актер, воплотивший образ Мессира на сцене. Смехов, Басилашвили, Козаков не ощутили мистического влияния и вполне счастливо дожили до преклонных лет. Возможно, все дело в вере – она способна творить настоящие чудеса, но даже чудо может иметь отрицательный знак.

Читайте нас в: