В этом месяце исполнилось 110 лет со дня рождения культового советского и украинского актера и телеведущего – Петра Ефимовича Весклярова. Заслуженный артист Украинской ССР обрел наибольшую популярность под телевизионным псевдонимом Дед Панас, в образе которого он появлялся на экранах почти четверть века.
Свои вечерние сказки для малышей актер читал вначале на радио, а потом в эфире телепрограммы «Спокойной ночи, дети» (также выходившая под названием «Вечірня казка з Дідом Панасом»). Но так уж вышло, что любимый миллионами зрителей артист, так и не стал любимцем режиссеров.
Он снимался в фильмах, ставших классикой отечественного кинематографа, но, как правило, во второстепенных или эпизодических ролях. В частности, его можно увидеть в военной драме «Иванна», драматической ленте «Рождённые жить», первом отечественном фильме ужасов «Вий», исторической ленте «Севастополь», и десятках других фильмов.
Однако, о жизни популярного и любимого всеми артиста вне сцены и телеэкранов практически ничего неизвестно. Он не оставил мемуаров, очень редко давал интервью, так что память о том, каким Петр Ефимович был человеком, сохранилась лишь в многочисленных рассказах его коллег.
Но ныне в прессе о нем чаще всего вспоминают в связи с неприятным инцидентом, произошедшим в прямом эфире детской программы, и ставшим фатальным в судьбе и карьере актера.
Петр Вескляров: биография, семья, ранние годы
Будущий актер и телеведущий появился на свет в городке Тальное, Черкасской области (в то время это была Киевская губерния), в 1911-м году, десятого июня, и был средним из троих сыновей в еврейской семье портного. Настоящее имя мальчика, которое он носил при рождении, звучит, как Пинхас Хаймович Вескляр.
Семья была небогатой, на сегодняшний день фамилия отца сохранилась в старых архивах, в списках горожан иудейского вероисповедания. Мальчик с детства любил проводить время в местной избе-читальне за книгами, а также занимался в драматическом кружке.
В конце 20-х годов в Тальное приехал рабоче-крестьянский передвижной театр, режиссер которого решил посетить репетицию здешнего драмкружка. Там он обратил внимание на игру юного и талантливого Пинхаса, и предложил ему попробовать свои силы на профессиональной сцене. Юноша, недолго думая, согласился, и вскоре стал одним из ведущих театральных актеров, а позже и художественным руководителем.
Судьбы близких актера, к сожалению, сложились трагически. Его старший брат погиб в годы Гражданской войны, младший брат погиб под Сталинградом во время Великой Отечественной войны, а оба родителя пали жертвами холокоста. Пинхаса также могла постигнуть печальная участь, но ему чудом удалось спастись.
Когда грянула война, мужчина был мобилизован в составе военно-походного театра. Его труппа попала во вражеский плен, и оказалась в фильтрационном лагере. Евреев там практически сразу уничтожали, но актер назвался Петром Вескляровым, и, благодаря своей нетипичной внешности, был принят за русского.
Такая хитрость помогла ему выиграть время, а после ему удалось бежать и добраться до Киева. Там он устроился работать на железную дорогу, а вскоре организовал драматический кружок и начал ставить представления.
После окончания войны был вынужден уехать в Луцк, где более десяти лет проработал актером Волынского музыкального театра имени Тараса Шевченко, исполняя главные роли в постановках.
Там же, в Луцке мужчина познакомился со своей будущей супругой Галиной, работавшей секретарем в том же театре. Пара узаконила свои отношения, а в 1949-м году у них родился общий наследник – сын Богдан, который впоследствии пошел по отцовским стопам. Кроме того, актер также воспитывал свою племянницу Аллу – дочку погибшего брата. Семья проживала в комнате коммунальной квартиры в Луцке.
Но, когда Петру Ефимовичу предложили работу в Киеве, супруга отказалась туда переезжать. В семье начались ссоры, Галина не поддавалась на уговоры, и, в конечном счете, брак распался. Бывшая жена с сыном остались в Луцке.
Карьера в кино и на телевидении
В конце 50-х годов актер, который уже официально носил имя Петр Ефимович Вескляров, смог возвратиться в Киев, и был принят на работу на киностудию имени Александра Довженко.
В 1959-м году он дебютировал в кино, сыграв в исторической биографической драме «Олекса Довбуш» и военной драме «Иванна». Годом позже на экраны вышли сразу четыре фильма с его участием, и далее актер снимался ежегодно в нескольких картинах.
Он появился в драме «Рождённые жить», исполнил одну из ключевых ролей в фильме-сказке «Лесная песня», сыграл в биографической ленте «В мёртвой петле», драме «Сейм выходит из берегов», киноповести «Сумка, полная сердец», фильме ужасов «Вий», а также детском фильме «Большие хлопоты из-за маленького мальчика» и еще десятках других картин.
Помимо киностудии Довженко, актер также снимался на Одесской и Ялтинской киностудиях, а еще «Беларусьфильме» и «Арменфильме». Приходило ему предложение и с «Мосфильма», от культового кинорежиссера Василия Макаровича Шукшина, который хотел видеть Весклярова в экранизации собственного романа «Я пришел дать вам волю». Актеру сценарий очень понравился, но работа над фильмом так и не началась из-за скоропостижной смерти кинематографиста.
Примечательно, что Петр Ефимович говорил только на украинском языке, и шутил о том, что русский язык ему не дается (на самом деле, он просто не пользовался им в быту). Поэтому в советских русскоязычных фильмах его персонажи всегда говорили чужими голосами.
Многие уверены, что именно это обстоятельство стало основной причиной того, что актеру не давали крупных ролей в кино, а в 80-е годы, и вовсе, перестали приглашать сниматься.
Как создавался образ Деда Панаса
Наибольшую известность и всенародную любовь актеру, безусловно, принес образ сказочника Деда Панаса, в котором он почти четверть века читал детям сказки по радио и с телеэкранов. Этот же образ, увы, стал для него роковым.
Изначально в этом образе выступал другой украинский актер, но, в силу преклонного возраста, ему стали подыскивать замену. Было прослушано более двух сотен претендентов на эту роль, но, когда на пробы пришел Петр Ефимович, его сразу же, без колебаний, утвердили. На тот момент ему был 51 год.
У актера был своеобразный тембр голоса и особая манера повествования, которые буквально очаровывали слушателей. Через семь лет руководители Гостелерадио УССР решили перенести популярную детскую программу с радиоэфира на телеэкраны. Примечательно, что свой образ Вескляров доработал сам.
Он принес на съемки собственную вышиванку, потому как те, что имелись в реквизите на студии, ему не понравились. А также актер решил использовать театральный седой парик, чтобы прикрыть свою лысину.
Невероятная популярность и любовь зрителей
Популярность седовласого сказочника быстро росла, на адрес телестудии мешками стали приходить письма от маленьких зрителей и их родителей. Дети присылали Дедушке Панасу свои рисунки, стишки, задавали разные вопросы, а их родители писали слова благодарности актеру за его труд.
Петр Ефимович самостоятельно составлял сценарии, да и тексты сказок он зачастую писал сам, порой сильно отступая от привычных литературных версий. Передача шла в прямом эфире, на пленку практически ничего не фиксировалось, поэтому и записей выпусков почти не сохранилось.
А еще актер даже в преклонном возрасте обладал просто феноменальной памятью, ведь телесуфлеров не было, и ему приходилось держать весь сценарий в голове. Он нередко импровизировал, но это всегда органично вписывалось в сюжет, потому что Вескляров не играл, а жил на экране.
Однажды пожилой актер посреди программы сильно закашлялся, а, так как шел прямой эфир, вырезать или как-то скорректировать это не представлялось возможным. Всю следующую неделю на телестудию приходили уже не письма, а целые посылки для Деда Панаса с медом, малиновым вареньем, лекарственными травами и пожеланиями скорейшего выздоровления от обеспокоенных зрителей.
Но, несмотря на невероятную популярность и зрительское обожание, актер получал за свою работу очень скромное жалование. Долгое время он жил со своей второй супругой Лилией и их общей дочерью Татьяной в скромной однушке возле киностудии Довженко. И лишь к середине 80-х годов они смогли перебраться в цент города, получив более просторную, двухкомнатную квартиру.
Критика образа, попытки закрыть программу
Вескляров разговаривал только на украинском языке, появлялся перед камерами в вышиванке, из-за чего его нередко обвиняли в национализме. Несмотря на то, что еще в начале 70-х годов он получил звание Заслуженного артиста УССР, его считали «неудобным» актером, и искали способы избавиться от него.
Однако, несколько попыток снять Деда Панаса с эфира потерпели крах. Программу, можно сказать, отстояли зрители, и руководство вынуждено было пойти на уступки. Родители буквально требовали вернуть любимого сказочника, потом как «дети без его рассказов не засыпали».
Действительно ли актер нецензурно выразился в прямом эфире?
Крест на телевизионной карьере Петра Ефимовича поставил досадный инцидент, ставший с годами настоящей «городской легендой», только в масштабах всего бывшего Советского Союза. Произошел парадокс: свидетелей – масса, а записи – нет, поэтому подтвердить или опровергнуть эту историю фактически невозможно.
И так, когда очередной выпуск программы «Спокойной ночи, дети» подошел к концу, и камера уже должна была выключиться, Дед Панас по какой-то причине произнес фразу «Отака *****, малята». По одной из версий, камера в тот момент действительно уже выключилась, но микрофон продолжал работать. Так что, в считанные секунды, когда актера уже не было видно, зрители услышали эту финальную роковую фразу.
Это выражение стало крылатым и вошло в «Большой словарь мата». Однако, когда позже журналисты пытались проводить собственные расследования, в архивах телестудии не оказалось записи, которая могла бы послужить неопровержимым доказательством того, что актер действительно говорил что-то подобное.
Украинский музыкант Александр Сидоренко как-то в интервью рассказал о том, что его одноклассник записывал сказки Деда Панаса на магнитофон, и ему посчастливилось зафиксировать на пленку тот самый выпуск с бранной фразой. Но, в итоге, он так и не показал эту запись, существование которой, скорее всего, выдумал.
Ныне бытует мнение, что вся эта история была вымыслом с единственной целью – снять с эфира «неудобного актера».
К тому же, в то время сам формат телевещания менялся, и уже был более ориентирован на коммерцию. Но до сих пор находятся люди, которые утверждают, что слышали собственными ушами ту злосчастную фразу.
Дальнейшая судьба актера
После того рокового инцидента, Петра Ефимовича уволили, и на телевидении он более уже не появлялся. По воспоминаниям близких и коллег, актер, который буквально жил своей работой, очень тяжело и болезненно переживал её потерю. На нервной почве у него обострились хронические заболевания, и вскоре пожилой мужчина скончался.
Весклярова не стало в 1994-м году, пятого января. Он умер на 83-м году жизни, и был похоронен на киевском Байковом кладбище. В его родном городке Тальное увековечили память об актере мемориальной доской, на которой его изобразили в образе Деда Панаса.