Прошло уже почти полвека со дня трагической и загадочной гибели знаменитой советской байдарочницы, победительницы всесоюзных первенств, чемпиона мира и обладательницы олимпийского «золота» по гребле – Юлии Петровны Рябчинской (в девичестве носила фамилию Бабак).
Лучшая байдарочница Советского Союза и Заслуженный мастер спорта СССР, которая считала воду родной стихией, утонула при не выясненных до конца обстоятельствах, в возрасте 25-ти лет, пребывая на пике своей спортивной формы. Трагедия произошла во время стандартных тренировочных сборов, проходивших в Грузии на реке Капарча. Лодка девушки, по непонятным причинам, перевернулась, и выплыть, увы, она не смогла, хотя и находилась недалеко от берега.
Любопытен и тот факт, что инцидент произошел в людном месте, но, самого момента, когда байдарка перевернулась, почему-то никто не видел. За многие десятилетия, прошедшие с того трагического дня, выдвигалось немало версий и предположений относительно причин и обстоятельств случившегося, даже мистические, но ни одно из них так и не нашло однозначных подтверждений. А некоторые знакомые Юлии утверждают, что она, словно предчувствовала свою скорую смерть.
Юлия Рябчинская: биография, ранние годы, начало спортивной карьеры
Байдарочница, покорившая спортивный Олимп, родилась в маленьком украинском селе (позже получившем статус поселка городского типа) под названием Песчанка, расположенном в Винницкой области, 21-го января 1947-го года. Юля была третьим ребенком у своих родителей. Она росла в простой советской семье вместе со старшими братом Анатолием и сестрой Галиной.
Девочка с ранних лет была артистичным ребенком: она занималась в кружке хорового пения, а также хорошо танцевала, и всерьез задумывалась над тем, чтобы после окончания школы связать свою жизнь со сценой.
Примечательно, что Юля с детства была крепкой, физически развитой и выносливой, хотя спортом она серьезно не занималась, но много помогала родным по хозяйству, а в селе такая работа порой тяжелее любых тренировок.
Получив аттестат, девушка, как и планировала, подала документы в эстрадно-цирковое училище, но на экзаменах она с треском провалилась, и, чтобы не терять год впустую, стала слушателем курсов медсестер в Виннице. Тогда же Юлия начала свой путь в профессиональном спорте, оказавшись в секции гребли на байдарке. Стоит отметить, что пришла она туда, можно сказать, случайно, из любопытства и за компанию с подругами.
Девушка быстро, что называется, влилась в команду, прониклась спортивным азартом и начала демонстрировать отличные результаты. Вскоре Юлю стали называть одной из лучших и самых перспективных байдарочниц, и её взял под свою опеку известный наставник – Анатолий Иванов, рассмотревший в юной девушке мощный потенциал.
Несмотря на то, что в профессиональный спорт Рябчинская пришла довольно поздно (ей было уже двадцать лет, когда она впервые взяла в руки весла), благодаря своему упорству, спортивной злости и выдающимся физическим данным, девушка всего через несколько месяцев одержала блестящую победу на состязаниях Кубка Большого Днепра по гребле.
Год спустя, на всеукраинском первенстве, проходившем в Донецкой области, Юля заняла второе место, всего на полсекунды отстав от победителя. Она выполнила установленный норматив и получила звание мастера спорта СССР.
Спортивные достижения
Еще через год спортсменка впервые отправилась на всесоюзное первенство по гребле, где заняла четвертое место в состязании байдарок-четвёрок, и пятое место в гонке двухместных байдарок. Для дебютантки это был весьма неплохой результат.
К тому времени девушка стала тренироваться у опытнейших наставников: двукратной обладательницы олимпийского «золота» – Антонины Александровны Серединой и Заслуженного тренера СССР – Геннадия Павловича Дьяченко. Именно под их руководством, Юлия сумела достичь самых высоких результатов в своей карьере.
В 1971-м году Рябчинская, готовясь к предстоящим Олимпийским играм, на сборах в Литве сумела выиграть решающую гонку, и, в ожесточенной борьбе обошла двукратную олимпийскую чемпионку – Людмилу Иосифовну Пинаеву.
По воспоминаниям очевидцев, дуэль двух сильных спортсменов на одиночных байдарках получилась очень эффектной и невероятно напряженной. Еще бы, ведь на кону было право представлять Советский Союз на Олимпиаде в Мюнхене. Ни одна из девушек и не думала уступать, но возле самого финиша у Юлии словно открылось второе дыхание, и она вырвалась вперед, отвоевав свое место в сборной.
В том же году на мировом первенстве в Белграде, девушка сумела завоевать свое первое «золото» международных состязаний в эстафете и гонке на байдарке-четверке, еще раз доказав свое право представлять страну на предстоящих Играх.
Удивительно, и даже странно, но наставнику Юлии – лучшему тренеру СССР Антонине Александровне Серединой, по непонятным причинам, не нашлось места в официальной олимпийской делегации. Поэтому женщина отправилась на состязание в качестве туриста. Но, несмотря на это, известного и уважаемого во всем мире наставника, все же, поселили в Олимпийской деревне, в одном номере с её подопечной.
Следует отметить, что Юлия совершила свой первый предварительный заезд на Играх пятого сентября – ровно через пять лет после того, как она впервые в своей жизни взялась за весла байдарки. То есть, она смогла так быстро пройти путь от знакомства с этим видом спорта до Олимпиады, на которой взяла «золото».
Рябчинская позже отметила, что она предвидела собственную победу, ведь ранее ей доводилось уже встречаться со своими главными конкурентками, так что у неё был шанс оценить их силы.
На олимпийском гребном канале, где проводился заезд на дистанцию в пять сотен метров среди байдарок-одиночек, советская спортсменка оказалась недосягаема для соперниц. Юлии удавалось делать по 132 гребка в минуту, и это дало ей ощутимое преимущество.
Свою главную конкурентку она обошла почти на четыре метра, что стало рекордным отрывом. А триумф Рябчинской положил начало череде побед гребцов сборной СССР, завоевавших в итоге шесть из семи золотых медалей.
Личная жизнь лучшей байдарочницы СССР
Еще в юности, будучи слушателем медицинских курсов, Юлия Бабак познакомилась со своим будущим супругом – студентом-медиком винницкого мединститута по имени Александр Рябчинский. Молодые люди встретились в период прохождения практики, и сразу же прониклись искренней симпатией друг к другу.
Их отношения развивались стремительно, и вскоре пара решила сыграть свадьбу. Спортивная карьера девушки тогда только-только начинала набирать обороты, и, глядя на её успехи, Александр тоже решил заняться греблей.
Вскоре после свадьбы Юлия забеременела, и подарила супругу сына, которому дали имя Игорь. Засиживаться в декрете молодая мама не стала, и довольно быстро возвратилась к тренировкам. Об уходе из спорта даже речи не шло, но, вероятно, такое положение дел не устраивало Александра, который видел свою жену домохозяйкой. В семье начались ссоры, и дело близилось к разводу.
Зловещее предчувствие
Удивительно, но байдарочница, одержавшая победу на мировом первенстве, и взявшая олимпийское «золото», как выяснилось, плохо держалась на воде без лодки. Юля почти не умела плавать, но тщательно скрывала ото всех эту информацию.
Поначалу девушка переживала, что по этой причине её могут не взять в сборную, а позже подумала, что данный аспект не играет особой роли. Она стала лучшей советской байдарочницей, чемпионом мира и Олимпийских игр, тренировалась до седьмого пота в гребле, но почему-то плаванию не уделяла никакого внимания.
Роковым для Юлии стал январь 1973-го года, когда она с командой отправилась на сборы в грузинский город Поти. Тогда ничто, как говорится, не предвещало беды.
Накануне трагедии девушка долго общалась со своим наставником – Антониной Александровной, но обсуждали они не только рабочие моменты. Юлия была в подавленном состоянии, она жаловалась на проблемы в семье, и говорила, что они с мужем находятся на грани развода.
Тренер, как могла, поддержала свою подопечную, и посоветовала ей не торопиться расторгать брак, а еще раз как следует все обдумать, взвесить все «за» и «против». Девушка немного успокоилась, и решила последовать совету наставника.
Утром, перед началом тренировки, Юлия снова зашла к Антонине Александровне. Они вместе отправились на завтрак, обсудили рабочие моменты, а после байдарочница отправилась на гребную базу. Но неожиданно она вернулась, потому как где-то оставила свою шапочку, и тренер, дабы не терять времени, отдала ей свою.
Уже в дверях Юлия несколько замешкалась, и зачем-то сказала, что возвращаться – плохая примета, потому что обратной дороги не будет. Затем девушка сделала паузу, и добавила, что она несуеверная. Юля вышла, и обратно, действительно, уже не вернулась.
Трагическая гибель обладательницы олимпийского «золота»
В тот день тренировка шла как обычно, а когда до спортивной базы оставался буквально километр, произошло непоправимое. Наставники видели, что Юлия обмолвилась парой фраз с другой байдарочницей – Ниной Гоповой, которая была её подругой. После этого Середина на какое-то время упустила свою подопечную из вида.
Людей на реке было немало, но, странное дело, никто из них не увидел, когда и как перевернулась Юлина байдарка. Буквально за минуту до этого по реке на большой скорости пролетел охотничий катер, спровоцировав появление волн. Прошла еще минута, и кто-то заметил байдарку, которая плавала вверх дном, но Юлии нигде видно не было. Изначально в случившемся винили тот самый катер, но эту версию быстро отклонили.
Наставник и коллеги девушки по команде отказывались верить в то, что Рябчинская могла утонуть: во-первых, лодка перевернулась почти у самого берега, а во-вторых, река в том месте была довольно узкая и неглубокая.
Сразу же начались поиски, но когда обнаружить девушку своими силами не удалось, подключились спасатели и водолазы. Тело Юлии нашли в реке неподалеку от места происшествия. Медэксперты установили, что её легкие чистые – в них нет ни капли воды, а посему в качестве причины смерти указали спазм дыхательных путей, произошедший из-за внезапного погружения в холодную воду.
Гибель 25-ти летней байдарочницы признали трагическим несчастным случаем. При этом, патологоанатомы, проводившие вскрытие, назвали организм девушки абсолютно здоровым и по-настоящему уникальным, ведь её тренированная сердечная мышца могла бы работать еще сотню лет без сбоев.
Несмотря на то, что Юлия была замужем, в последний путь её нарядили как невесту: в белое платье и белые туфли. Наряд покупали её коллеги за свои деньги, потому как считали Рябчинкую светлым и жизнерадостным человеком, вот и решили, что она должна уйти во всем светлом.
Вначале олимпийскую чемпионку планировали похоронить в Одессе, на мемориальном комплексе «Аллея Славы». Уже даже было подписано специальное распоряжение первым секретарем ЦК украинской Коммунистической партии. Но в последний момент вдовец Юлии Александр неожиданно настоял на том, чтобы её похоронили на сельском кладбище в родной Песчанке. Он мотивировал это волей родителей покойной. До своего 26-го дня рождения Рябчинская не дожила всего лишь неделю.
По инициативе наставника погибшей байдарочницы – Геннадия Павловича Дьяченко, в Одессе, на улице Богдана Хмельницкого создали музей памяти и спортивной славы Юлии Рябчинской. Помимо этого, был учрежден ежегодный Международный Мемориал её имени, который проводился вплоть до самого распада Советского Союза.
Как жила семья Рябчинской после её гибели
Для близких трагическая гибель Юлии стала огромным потрясением. Из Москвы в родную Песчанку приехал старший брат усопшей – 33-х летний Анатолий. Мужчина не мог смириться с утратой, и после посещения могилы сестры у него случился сердечный приступ, а на следующий день его самого не стало.
Сестра Галина взяла на себя хлопоты по установке памятника на могиле Юлии. С этой целью она пришла на прием к Владимиру Васильевичу Щербицкому – тогдашнему первому секретарю ЦК украинской Компартии. Он являлся большим поклонником спорта и уважительно относился к Рябчинской, а посему, сразу распорядился установить для неё памятник, достойный олимпийской чемпионки.
Вдовец, после гибели супруги, решил передать все Юлины награды, кубки и медали в музей её памяти. Вскоре он снова женился, и зачем-то пытался переоформить сынишку на свою новую жену, сделав её по документам мамой Игорька. Но в дело вмешались бывшие наставники и высокое спортивное руководство страны, поэтому Юлю не смогли, так сказать, посмертно лишить материнских прав.
Любопытно, что сам Александр, по какой-то странной иронии судьбы, в разгар лихих 90-х годов тоже утонул при невыясненных обстоятельствах. Некоторые считают это кармой, а особенно суеверные люди говорят, что Юля забрала супруга, не простив ему попытки оформить её ребенка на другую женщину.
Что же касается самого наследника, то после окончания школы он поступил в высшее мореходное училище, однако, с развалом Советского Союза нашел себя в предпринимательстве, став успешным бизнесменом. Он женился, в браке родилась дочка. Девочку мужчина назвал Юлией в честь своей матери, которую он сам, увы, практически не помнит.