У киносценариста Алексея Каплера были десятки романов. Была и небезызвестная интрижка с дочкой самого Сталина, и 4 попытки создать семью… Удивительно, что при подобном обилии любимых у известного большинству людей в роли ведущего «Кинопанорамы» Каплера появился лишь 1 ребенок. В последнем браке, который сам сценарист окрестил «истинной любовью», детей и вовсе не было. Именно союз, возникший на 51-м году жизни режиссера, стал самым долговечным – и последним.
Экскурс в прошлое
18-летний Леша впервые женился в 1921 году. Его избранница Татьяна Тарновская – из числа первых «звезд» кинематографа СССР. Актриса, будучи на 6 лет старше новоиспеченного супруга, происходила из древнего дворянского рода. Чтобы бракосочетание состоялось, урожденному Лазарю Янкелевичу Каплеру пришлось креститься. У Тани родился сын Анатолий, но семья продержалась всего 9 лет – в 1930 году пара развелась.
Потом был долгий гражданский союз с актрисой и сценаристкой Татьяной Златогоровой. Точно неизвестно, что помешало паре узаконить связь. Оборвалась она из-за интрижки Каплера с юной Светланой Сталиной в 1942 году. Свидания 39-летнего сценариста с 16-летней барышней не устроили ее сурового отца, Иосифа Виссарионовича. В 1943 году кинодеятеля на 5 лет сослали в Воркуту.
Интересно, что: примерно тогда же репрессировали и Златогорову – подлинные причины ее задержания окутаны тайной.
В 1953 году Каплер встретился с Валентиной Токарской, тоже актрисой. Это случилось уже после тюремного самоубийства Златогоровой. С Валей встречались еще при заключении драматурга, расписались – сразу по освобождении и реабилитации, когда умер Сталин. Они жили вместе до 1960 года, без детей.
Знакомство с Юлией Друниной
В 1954 году 51-летний Каплер встретил Юлию Друнину на кремлевском Съезде писателей. Чувства между ним и поэтессой, вопреки 20-летней разнице, вспыхнули моментально. Поскольку оба состояли в зарегистрированных браках, то узаконить отношения получилось только в 1960 году.
Как позже напишет в стихах женщина, Каплер оказался единственным, кто принял ее полностью. Он принял не только красоту и приятный характер, но и трудное прошлое – в юности добровольцем ушла на войну, была поэтом-фронтовиком, познала лишения, пережила ранение и настрадалась не по годам.
Дуэт тяжелых судеб
Отношения Каплера и Друниной казались обреченными на успех. В этом были убеждены все друзья, ведь влюбленных так тянуло друг ко дружке, что противостоять было невозможно. Бракоразводные формальности Алексея Яковлевича затянулись, но после получения заветной «расписки» он, свободный, повел Друнину в ЗАГС.
Любопытно, что впервые влюбленные увиделись еще в декабре 1942 года. Девушка заканчивала обучение в гимназии, вернувшись домой с ранением. Старший мужчина ухаживал, но после 2-3 свиданий произошел тот самый злосчастный арест. Юля, отчасти ощущая вину перед мужчиной – ведь это из-за нее он задержался в столице, где и был арестован – вскоре вернулась на передовую.
И вот, через 11 лет – новая встреча. Ее конец, в отличие от первой попытки, оказался счастливым.
Друзья Юлии любили шутить, что после войны она «не сняла солдатские сапоги». И лишь встреча с Каплером превратила ее в настоящую даму, заставила «надеть хрустальные туфельки». Она действительно преобразилась. Изменения коснулись и драматурга – он предстал чутким, серьезным, надежным. За 19 лет в браке Алексей и не помышлял о сторонних связях. Кто-то скажет, что «виной» тому зрелость, но близкие уверяли – это настоящая любовь изменила его в лучшую сторону.
Влюбленные проводили вдвоем почти всё время, кроме рабочего. Часто отдыхали в пос. Планерское, ныне – Коктебель. Они любили пешие прогулки по Старому Крыму, несколько раз поднимались на гору Кара-Даг. Много разговаривали об искусстве.
Каплер был своеобразным «патроном» Друниной-поэтессы. Он договаривался с издателями, тайком от любимой приходил в магазин «Поэзия» и обещал выкупить очередной тираж, если не разберут читатели. Он взвалил на себя бытовые хлопоты, чтобы у Юлии было больше времени на творчество. Он помог супруге уладить разногласия с некоторыми авторами – среди них Павел Антокольский и Константин Симонов.
Друнина же платила за заботу искренней любовью. Муж постоянно фигурировал в ее стихотворениях – то в форме посвящения «А. К.», то как лирический герой. Супруги делали друг дружку счастливыми, и это было так заметно, что завидовали все знакомые.
Интересно, что: Эльдар Рязанов в 2002 году рассказал, что сердился на Каплера, ведь тот ни разу не пригласил его в «Кинопанораму». А на премьере «Иронии судьбы» супруги покинули кинозал посреди картины. Но история пары всё равно так впечатлила Рязанова, что режиссер вознамерился непременно сделать фильм о подлинной любви.
Трагичный финал
Свадебная клятва «Пока смерть не разлучит нас» была своего рода пророчеством. После 19 лет семейного счастья 75-летний киносценарист скончался от рака. Его погребли на кладбище Старокрымском, согласно последней воле. Место выбрал не случайно – именно Старый Крым был символом позднего счастья Алексея и Юлии.
Кончина супруга после продолжительного сражения с недугом не оказалась для Друниной сюрпризом, но всё же сильно потрясла писательницу. Юлия сразу настояла, чтобы рядом с надгробием оставили место для нее. Скорбь поспособствовала развитию депрессии, и за считанные месяцы Юля превратилась в ту, кем была до судьбоносной встречи.
Смутные времена перестройки стали дополнительным стрессом и окончательно погрузили Друнину в пучину отчаяния. Юлия Владимировна провела небольшой период борьбы за идеалы – в 90-ые пошла в депутаты, отстаивала честь и права воинов ВОВ и Афганистана. Но скоро сдалась и бросила политику.
В ноябре 1991 года Юлия Друнина свела счеты с жизнью – отравилась выхлопами автомобиля в собственном гараже. На воротах с внешней стороны прикрепила письмо зятю Андрею с просьбой не пугаться и вызвать милицию, прежде чем вскрывать. Близкие похоронили поэтессу, как и просила, рядом с любимым мужем.
Это интересно: однажды, ожидая Юлю из заграничной командировки, Каплер сорвался из Москвы в Брест, чтобы увидеться с ней на несколько часов раньше. Этот случай стал одной из ярких иллюстраций искренней любви супругов.
Кто такая Юлия Друнина?
Юлия Владимировна Друнина появилась на свет в Москве в 1924 году. С ранних лет увлеклась поэзией, в отрочестве дебютировала в «Учительской газете».
Война прервала спокойный быт 17-летней девушки. Сначала она добровольно работала дружинницей-санитаркой, потом направилась строить защитные укрепления вблизи Можайска – но после немецкой атаки отстала от отряда, потерялась и примкнула к незнакомой группе пехотинцев. Друнина успела побывать в тылу врага, сменить ряд «профессий», увидеть гибель товарищей и получить ранение. Сквозной темой ее будущего творчества стали пережитые кошмары.
Из-за контузии Юля вернулась в столицу, где встретила Каплера в первый раз. Когда мужчину отправили «по этапу», опять поехала на фронт. Она воевала в стрелковой дивизии, была ранена осколком снаряда в шею – чудом не погибла, избежала разрыва сонной артерии. Едва излечилась и в третий раз вернулась воевать.
После войны вступила в Союз писателей при заступничестве Александра Твардовского, позже – работала секретарем этого объединения. Юлия вышла замуж за поэта-фронтовика Николая Старшинова, и в 1946 году родила дочку Лену.
В 1960 году Юлия Друнина ушла, взяв с собой дочь, после длительной внутренней борьбы между любовью к Каплеру и желанием сохранить семью. Только тогда, по личному признанию, она наконец обрела счастье.