Во время войны Гитлер говорил, что первый, кого он повесит, когда «доблестные войска Вермахта» войдут в Москву – диктор Левитан. Этот человек действительно был оружием, и не менее мощным, чем целая колонна танков. Его узнаваемый, строгий баритон вселял в советский народ уверенность в победе, а впоследствии стал достоянием страны.
Легендарный голос СССР
Интересно, что в военные годы никто, кроме приближенных людей, не представлял, как выглядит знаменитый Левитан. Каждый слушатель представлял его по-разному, а на самом деле он был невысоким мужчиной в круглых очках родом из простой еврейской семьи. Юрий Борисович улыбался и сохранял оптимизм даже в самое тяжелое время, получал все материальные блага, но не был абсолютно счастливым человеком.
Одной из самых больших удач в его жизни можно назвать то, что он умер в преклонном возрасте, уважаемым человеком и героем своего народа. Левитан не узнал о страшной, тяжелой участи, которая постигла его единственную дочь и любимого внука.
Неудачный брак и развод
Современники характеризуют Юрия Борисовича как общительного, но скромного человека. Женился он один раз – в 25 лет на студентке иняза Раисе. Красотой известный диктор не блистал, но был обаятельным мужчиной, а его бархатный голос сразу покорил девушку.
Молодая семья поселилась в коммунальной квартире недалеко от Кремля. Левитан был хорошим мужем, а когда появилась дочь Наталья, стал отличным отцом. Но работать ему приходилось очень много. На пороге комнаты регулярно появлялись военные и увозили диктора читать важные правительственные сводки. Раиса устраивала сцены и требовала, чтобы муж больше времени проводил с ней, но он не обижался, и шутя прозвал ее Мадам Приказ.
Прожив 11 лет в браке, женщина заявила, что нашла другого спутника жизни и уходит из семьи. Левитан без упреков отпустил жену, а сам остался с дочерью и тещей, которая приняла его сторону. Он больше не вступил в брак. Говорил, что не может жениться на молодой, так как она выйдет замуж из меркантильных соображений, а старухи его не привлекают. Юрию Борисовичу выделили шикарную трехкомнатную жилплощадь в Воротниковском переулке – домах, построенных для известных деятелей искусства.
Интересно, что интеллигентный Юрий Борисович сохранил дружеские отношения с Раисой и ее новым мужем-офицером. Он приглашал их на все семейные торжества и представлял своими родственниками. Правда, этот брак тоже не продержался долго – у женщины был слишком сложный характер.
Странная девочка Наташа и внук Борис
Дочь Левитана Наташа росла странной, капризной девочкой. Иногда была замкнутой и молчаливой, а иногда становилась не в меру разговорчивой. Она раздражала окружающих бесконечной болтовней, а через минуту забывала сказанное. Отец переживал за нее и ласково называл «моя дурочка». Используя связи, Юрию Борисовичу удалось пристроить дочь в МГУ, но диплом он буквально выпросил у руководства учебного заведения. Наташа не блистала умом и особого рвения к учебе не проявляла.
Единственным преимуществом девушки была красота. Вскоре отец нашел ей тихого, скромного парня Льва Сударикова. Он работал врачом, и после свадьбы Юрий Борисович вздохнул спокойно – за дочерью будет присмотр. Появлению внука Бориса диктор невероятно обрадовался. Тем более, что мальчик, в отличие от матери, был умным и прилежно учился. Счастливый дед купил себе кооперативную квартиру, а огромную «трешку» в престижном районе оставил молодым.
О жизни Натальи Судариковой известно немного. Согласно одним свидетельствам, она трудилась редактором на радио, куда ее устроил вездесущий отец. Другие знакомые рассказывают, что женщина никогда не работала. Левитан выделял ей 250 рублей на месяц, что было внушительной суммой, и Наталья никогда не нуждалась в деньгах.
В 1983 году диктора пригласили на встречу ветеранов Курской битвы в Белгородскую область. Там ему стало плохо, и вскоре Юрий Борисович скончался, не дожив до 69-го дня рождения.
Наследственная болезнь и тяжелый характер
После смерти Юрия Борисовича, а потом и Льва Наталья и Борис остались вдвоем. Странности, с которыми умел справляться муж, проявились во всей красе. Сударикова была нездоровым человеком, а вдобавок унаследовала от матери властный, авторитарный характер. Она старалась контролировать сына, начались конфликты. А в 20 лет Борис влюбился в девушку с Кавказа с литературным именем Гаянэ и заявил, что собирается жениться.
Как и можно было ожидать, Наталья сразу невзлюбила невестку. Ее раздражало происхождение девушки и то, что она получала непрестижное торговое образование в училище. У молодоженов родился сын Артур, но свекровь планомерно добивалась своего. В итоге Гаянэ уехала, забрав ребенка, который был совсем маленьким.
Борис тяжело переживал расставание. Он начал конфликтовать с матерью еще больше, а в конце 90-х у мужчины случился припадок. Его отправили в психиатрическую клинику, и домой он вернулся с диагнозом «параноидальная шизофрения». Мать и сын продолжали жить вместе в той самой «трешке» в Воротниковском переулке.
Квартира родственников Левитана была беспокойной. Впоследствии соседи рассказывали, что между Борисом и Натальей постоянно случались громкие конфликты. Ходили слухи, что мужчина психически болен и употребляет наркотики. Соответственно, желающих связываться с ним не находилось, и окружающие просто не обращали внимания на скандалы вплоть до рокового зимнего дня в 2006 году.
Трагедия в Воротниковском переулке
В феврале 2006 года житель дома Александр услышал крики из квартиры наверху. На дворе стояла ночь, мужчина прислушался, но вскоре шум стих. Через некоторое время он услышал, как где-то капает вода. Александр включил свет и ужаснулся – на потолке появилось красное пятно, которое медленно расплывалось. Сосед поднялся этажом выше и начал стучать в дверь. Ответа не было, хотя он слышал, что в квартире льют воду.
Тогда мужчина пошел к охраннику и вызвал милицию. На требования открыть дверь жильцы не реагировали, и правоохранителям пришлось ломать ее. В квартире милиционеры и понятые увидели тело 65-летней Натальи в огромной луже с размозженной головой и изрезанным лицом, рядом валялся молоток и столовые приборы. На кухне сидел 35-летний Борис, на его одежде и лице была кровь. Больше на месте преступления никого не было. Хозяйка скончалась до приезда правоохранителей и врачей от травм, предположительно нанесенных собственным сыном.
Соседи говорят о хозяевах квартире как о странных людях. Наталью иногда видели во дворе – она выходила в магазин и в аптеку, с удовольствием общались с людьми, а Борис практически все время проводил дома.
Подозреваемый не смог ответить на вопросы. Он сказал только то, что лил воду на тело матери, чтобы отмыть ее душу. Мужчину прямо в домашней одежде забрала милиция. Позже экспертиза признала его виновным в убийстве женщины и подтвердила невменяемость. На похоронах Натальи кто-то сказал: какое счастье, что великий диктор не застал этот день и не видит трагедию, которая постигла его семью. Бориса определили в психиатрическое учреждение, а через 6 лет он вышел на свободу.
Что происходило с ним после этого – неизвестно. В апреле 2013 года в Серебряном Бору был обнаружен труп мужчины, а рядом документы. В них значилось имя и фамилия – Борис Судариков. Следствие установило, что покойный – действительно сын убитой много лет назад Натальи и внук Левитана. Признаков насильственной смерти обнаружено не было – мужчина умер еще зимой от переохлаждения.
Единственный выживший член семьи Юрия Борисович – правнук Артур Судариков. Он работал на ведущим на телевидении, потом занимался дизайном и создал собственную студию. Парень знает историю своей семьи, приходит на могилу знаменитого прадеда и был на похоронах бабушки, а об отце говорит, что это чужой ему человек.
Слухи и судебные заседания
На этом печальная история не закончилась. Со временем трагедия семьи Левитана начала обрастать слухами и домыслами. Говорили, что в убийстве виновен не Борис, а неизвестные люди – возможно, представители органов безопасности. У диктора был архив ценных немецких и советских документов, за которыми охотились убийцы. Возможно, они хотели продать их, или просто спрятать подальше какие-то компрометирующие сведения. Перед смертью Юрий Борисович передал бумаги дочери, и в итоге она поплатилась за это. Появились даже жуткие подробности – Наталью жестоко пытали, чтобы получить информацию, что объясняет порезы на лице. А еще Сударикова хотела написать об отце книгу и могла знать неизвестные, но неприятные обстоятельства его деятельности.
Эту версию категорически опровергает журналист Юрий Белкин, который знал Левитана при жизни. Он говорит, что Наталья была больным, недалеким человеком, о чем отец прекрасно знал. Ценных исторических документов у Юрия не было (своим архивом он называл чемодан с письмами благодарных слушателей), и он не передавал их дочери, а книгу Сударикова написать никак не могла по причине своего недуга.
Потом появились слухи, что Артур Судариков – вовсе не потомок диктора. Некоторые знакомые семьи утверждают, что Наталья никогда не рассказывала о внуке. А Борис был тяжело болен, и представить женщину, которая хотела бы создать с ним семью, просто невозможно. Они допускают, что парень может быть внебрачным ребенком или попросту самозванцем, как и его мать Гаянэ. Тем более, что он взял фамилию предка и из Сударикова превратился в Левитана – не иначе как для того, чтобы пропиариться на ней.
Злосчастная недвижимость в Воротниковском переулке тоже стала предметом споров. Мать Артура Гаянэ Смирнова утверждала, что ее сын – единственный наследник. Но через некоторое время объявилась дальняя родственница семьи Левитанов, которая предъявила свои права. В Москве прошло несколько судебных заседаний, но их исход неизвестен.
Жилплощадь много лет пустовала. А после смерти Бориса в ней сделали ремонт, появились новые жильцы. Однажды журналистам удалось поговорить с ними. Они сказали, что квартиру снимают, не знают ничего о хозяевах и об их семейной трагедии. Иначе никогда не согласились бы жить там, где произошло жестокое убийство.