На этой неделе исполнился 61 год со дня рождения знаменитой советской гимнастки и Заслуженного мастера спорта СССР – Елены Вячеславовны Мухиной. Но, к сожалению, вот уже пятнадцать лет, как выдающейся звезды отечественного спорта нет в живых.
На счету Елены Вячеславовны четыре золотые медали европейских первенств, три «золота» чемпионата мира и две золотые медали Кубка мира по спортивной гимнастике. Она была абсолютным чемпионом СССР и абсолютным чемпионом мира.
Её считали фаворитом домашней Олимпиады 1980-го года, но, к сожалению, в ходе подготовки к Играм, гимнастка получила фатальную травму позвоночника, разделившую жизнь девушки на «до» и «после».
На момент трагедии Мухиной было всего двадцать лет. Она выжила, но больше четверти века была прикована к инвалидному креслу. Многие по сей день винят в трагедии наставника гимнастки – Михаила Яковлевича Клименко, который был безжалостен в отношении своей подопечной, а после случившегося, переживая за собственную судьбу и карьеру, спешно эмигрировал в Италию.
Елена Мухина: биография, семья, ранние годы
Будущая звезда спортивной гимнастики родилась в Москве, в 1960-м году, первого июня. О родителях Лены практически нет никакой информации, по некоторым данным, семья была неблагополучной, а мама погибла в пожаре, который произошел по вине нетрезвого супруга. Девочке на тот момент не было еще и трех лет, с тех пор её воспитанием занималась бабушка – Анна Ивановна.
Девочка росла застенчивой и неулыбчивой, но она с ранних лет мечтала заниматься гимнастикой. Однажды в школу, где училась Лена, пришла некая женщина, она вошла в класс, представилась Антониной Павловной Олежко – мастером спорта по гимнастике, и пригласила всех желающих попробовать себя в этом виде спорта.
Лена так обрадовалась, что тут же записалась в секцию. Заниматься гимнастикой девочка начала несколько поздновато, но, благодаря своему упорству и просто поразительному трудолюбию, она быстро начала демонстрировать впечатляющие результаты. Она приводила в восторг наставников, которые называли её одной из самых перспективных и многообещающих юных гимнасток.
Через некоторое время девочка стала тренироваться под руководством Александра Эглита, который привел её в четырнадцать лет к званию кандидата в мастера спорта. Затем наставником Лены стал Михаил Яковлевич Клименко, который до этого тренировал исключительно мужчин-гимнастов.
Именно с этим тренером и связана необыкновенно яркая, но, к несчастью, слишком короткая спортивная карьера девушки.
Тренировки за гранью человеческих возможностей
Прогресс Мухиной был просто фантастическим, всего за пару лет она смогла добиться неимоверных результатов. То, что делала эта девушка, не мог повторить никто. В то время в спортивной гимнастике начинался новый этап, а статичные элементы сменялись динамикой и эффектными полетами.
Нагрузка была колоссальной, Лене было тяжело, порой страшно, но она шла к снарядам и продолжала оттачивать свое мастерство. В возрасте пятнадцати лет, выступая на Спартакиаде, девушка получила первую серьезную травму. Она сильно повредила шею, настолько, что у неё случился отрыв остистых отростков позвонков.
Гимнастке необходимо было носить специальный шейный корсет, а также её прописала полный покой. Однако, её наставника такое положение дел не устраивало, он не слушал доводы медиков, и настоял на том, чтобы его подопечная продолжила тренироваться.
Каждый день, после завершения утреннего обхода, Клименко забирал девушку из больницы, и вез в зал, где она часами тренировалась, не щадя себя.
По воспоминаниям Елены, тогда она впервые в жизни начала ощущать странное онемение в конечностях и пугающую слабость в теле. Эти неприятные ощущения более её уже не покидали никогда.
Несмотря на это, всего через год юная гимнастка добилась первых в своей карьере ощутимых результатов. Она демонстрировала блестящие результаты, и имела все шансы отправиться на Олимпийские игры в Монреаль, однако, спортивное руководство, несмотря на сложнейшую программу шестнадцатилетней девушки, решает, что она еще не вполне готова к состязанию такого уровня.
В то время конкуренция в сборной была чрезвычайно высокой, так что Лене быстро нашли замену. Сама она тем временем продолжила упорно тренироваться, демонстрируя еще больший прогресс.
Триумфальные взлеты ценой здоровья
Знаковым в карьере гимнастки стал следующий, 1977-й год. Тогда она завоевала две золотые медали на чемпионате СССР, блестяще выступила на европейском первенстве, где взяла три золотые, одну серебряную и одну бронзовую медаль, и лишь немного уступила знаменитой румынской гимнастке Наде Команечи в борьбе за лидерство.
В том же году девушка выиграла еще две золотые медали на Кубке мира по спортивной гимнастике. Она исполняла сложнейший элемент, названный впоследствии «петлей Мухиной».
По сути, это была знаменитая «петля Корбут», но еще более усовершенствованная и усложненная добавлением «винта».
В преддверии мирового первенства Мухина с утра до вечера находилась в зале, и тренировалась буквально без сна и отдыха. В какой-то момент уставшая и вымотанная девушка неудачно выполнила сложный элемент, и с размаху ударилась боком о брусья.
Удар был такой силы, что на снаряде образовалась трещина. У Лены потемнело в глазах, ей казалось, что она переломала ребра и ушибла внутренние органы.
Гимнастка отошла в сторону, и присела на маты. Но через несколько минут, по приказу тренера, она поднялась, и в полубессознательном состоянии безупречно исполнила два комплекса сложнейших упражнений.
Затем она подошла к Михаилу Яковлевичу, и попросила дать ей передышку, сказав, что не может продолжать из-за острой боли. Наставник пришел в ярость от этой просьбы, назвал девушку лентяйкой и сказал, что она только ищет повод, чтобы бездельничать на тренировках.
Еще через год, в ходе подготовки к чемпионату СССР, гимнастка, отрабатывая программу на снарядах, выбила большой палец руки, да так сильно, что он полностью вышел из сустава.
Елена хорошо понимала, что плакать и жаловаться бесполезно, а посему она, никому ничего не сказав, просто стиснула зубы, и самостоятельно, как могла, вправила выбитый палец.
Непосредственно перед стартом состязания, в зале был вымыт мол, и сделанная мелом разметка оказалась стерта. По этой причине гимнастка, во время разминки не смогла правильно рассчитать траекторию, и упала, сильно стукнувшись головой. Девушке тайком дали понюхать нашатырь, после чего она продолжила свое блестящее выступление.
Триумфальным в карьере Мухиной стал 1978-й год. Тогда она не только взяла «золото» всесоюзного первенства, но и стала абсолютным чемпионом мира, обойдя свою главную конкурентку – румынку Надю Команечи. Елена взяла три золотые и две серебряные медали на состязаниях в Страсбурге.
Но из-за колоссального морального и физического напряжения у девушки стали попросту сдавать нервы. Она выглядела потерянной и изможденной, многие действия совершала на автомате, словно робот.
Лена могла разрыдаться без видимой причины, а все, что она делала, делалось через боль. Своей близкой подруге она как-то пожаловалась, что временами не успевает перейти дорогу на зеленый свет светофора из-за усталости и упадка сил.
В 1979-м году, в ходе показательных выступлений, девушка сломала ногу, однако, продолжила тренироваться в гипсе, делая соскоки и сложные приземления с упором на здоровую ногу. В результате, когда через пару месяцев гипс сняли, кости снова начали расходиться.
Врачи в буквальном смысле собирали по частям конечность гимнастки, и снова её загипсовали, но Лена продолжала тренироваться, потому как наставник не позволил ей сидеть на больничном.
Роковая травма
Тот период своей жизни гимнастка впоследствии называла «кошмарным рабством», говорила, что чувствовала себя загнанным животным, а тренер постоянно унижал её, называя бездарью, которой выпал в жизни шанс, а она ленится им воспользоваться. Однажды она сказала наставнику, что пойдет и разобьется, на что он раздраженно ответил: «Разбивайся!».
Клименко стремился сделать из неё чемпиона домашней Олимпиады любой ценой, дабы, таким образом, самому продвинутся по карьерной лестнице и заработать в профессиональных кругах еще больший авторитет.
В преддверии Игр на Елену возлагались огромные надежды, её программа была переполнена сложнейшими элементами и являлась уникальной, если не сказать, феноменальной.
Однако, на последние, как оказалось, в своей жизни боры гимнастка отправилась с больными от постоянных перегрузок голеностопами и коленными суставами. Кроме того, у неё была травмирована кисть, и началось воспаление.
Девушка не успела восстановиться, и её могли не взять в сборную, поэтому Михаил Яковлевич отправился в Москву, дабы утрясти этот вопрос. Ему было принципиально важно, чтобы его подопечная приняла участие в состязании. Лена же осталась в Минске, и продолжила отрабатывать свою программу, игнорируя боль и усталость.
Выполняя очередной сложный элемент, гимнастка, из-за сломанной недавно ноги, не смогла как следует оттолкнуться, чтобы сделать сальто. Ей не хватило высоты, и она врезалась в пол головой, сломав себе шею, и повредив спинной мозг. Подняться девушка уже не смогла… никогда.
По воспоминаниям самой Мухиной, она не сразу осознала, что произошло: видела, что бегут люди, но не понимала, что к ней, пыталась встать, но не могла. При этом, девушка была в сознании, а её мысли оставались ясными.
Жизнь после травмы
Изначально в Москву сообщили о том, что гимнастка получила «травму спины», без уточнения того, насколько все серьезно. Сейчас многие специалисты сходятся во мнении о том, что, если бы девушку экстренно прооперировал опытный специалист, у неё были бы все шансы снова встать на ноги, но на оперативное вмешательство медики решились лишь на третьи сутки, и драгоценное время было упущено.
В итоге, двадцатилетняя гимнастка оказалась практически полностью парализована. Позднее ей сделали еще несколько хирургических операций, но заметных улучшений так и не произошло.
Для Клименко произошедшая трагедия стала ударом, но переживал он вовсе за подопечную, а за собственную карьеру. Вскоре мужчина решил эмигрировать в солнечную Италию, так и не сумев посмотреть в глаза девушке.
Позже, когда у гимнастки спрашивали, считает ли она виновным в случившемся своего наставника, та ответила, что сама приучила его к тому, что может работать без передышки, с любыми травмами, но в душе понимала, что однажды все закончится бедой.
Первое время Лена надеялась, что быстро поправится и вернется к тренировкам. Впрочем, вскоре она действительно начала упорно тренироваться, но на сей раз, чтобы просто пошевелить пальцами рук, удержать ложку, и сидеть без посторонней помощи. Она испробовала разные методики физиотерапии, но они не давали никаких результатов.
Оказавшись в инвалидном кресле, молодая девушка искала новый смысл жизни. Она получила диплом института физкультуры, занималась самообразованием, и лишь изредка соглашалась на интервью.
Жилище Мухиной помогли, насколько это было возможно, оборудовать под её нужды. Ей помогали несколько близких подруг, и приходившие добровольные сиделки. А в 1983-м году президент МОК – Хуан Антонио Самаранч лично вручил Елене Вячеславовне высшую награду – Олимпийский орден за её заслуги и достижения в спорте.
Последние годы, смерть гимнастки
Гимнастка по-прежнему жила с воспитавшей её бабушкой, хотя Анна Ивановна, которая уже отметила свой 90-летний юбилей, сама нуждалась в помощи и постоянном уходе. По некоторым данным, объявился и отец Мухиной, прознавший о том, что его дочь получает специальную президентскую пенсию. Он время от времени захаживал в гости.. и не стеснялся просить денег.
Елена Вячеславовна, несмотря на всю тяжесть своего положения, не позволяла никому себя жалеть, а также никогда сама не жаловалась на жизнь. Судьба отмеряла ей всего 46 лет, 26 из которых женщина провела в инвалидном кресле.
В 2005-м году скончалась 93-х летняя бабушка Мухиной, и эта утрата стала для женщины большим потрясением. Здоровье начало подводить, обострились все недуги, и 22-го декабря следующего не стало её самой. А менее чем через год ушел из жизни и Клименко, так ни разу и не заговоривший со своей подопечной после несчастного случая.
Елена Вячеславовна перед смертью просила лишь об одном – не проводить вскрытия, и оставить в покое её тело. Похоронили выдающуюся звезду спортивной гимнастики на столичном Троекуровском кладбище. На надгробии Мухину увековечили в момент одного из её блестящих выступлений.