В прошлом месяце исполнилась 37-я годовщина со дня трагической смерти известного советского футболиста, выступавшего на позиции полузащитника за московский клуб «Торпедо» и главную команду страны – Валерия Ивановича Воронина.
Заслуженный мастер спорта СССР и обладатель «серебра» европейского первенства, считался одним из лучших футболистов своего поколения, а также одним из первых красавцев, за что даже получил прозвище «Ален Делон советского футбола». Кроме того, Валерий Иванович славился своей интеллигентностью, а после матча в Лондоне королева Англии Елизавета ІІ публично назвала Воронина «самым элегантным игроком на поле».
Но в конце 60-х годов талантливый футболист, так до конца и не раскрывший свой потенциал, пристрастился к горячительным напиткам, и сам начал методично рушить то, что создавал всю жизнь: семью, карьеру, уважение коллег и наставников.
В результате спортсмен потерял свое место в сборной, а вскоре после этого попал в серьезную автокатастрофу, которая не только обезобразила его внешность, но и окончательно сломала внутренне. Дальнейшая жизнь футболиста катилась под откос, а в возрасте 44-х лет он трагически погиб при печальных и до конца невыясненных обстоятельствах.
Валерий Воронин: биография, семья, ранние годы
Будущий футболист появился на свет в Москве, в 1939-м году, семнадцатого июля, в семье, не имевшей непосредственного отношения к спорту. Глава семейства в довоенные годы был руководителем торговой сети в Одессе, однако, из-за возникших на службе проблем, был вынужден перебраться в Москву.
В столице Иван Воронин занял должность директора одного из популярных в то время книжных магазинов, куда нередко наведывались представители высшего культурного света. Они с супругой вращались в этом обществе, и старались с детства привить сынишке хороший вкус к литературе и искусству.
Физическому развитию ребенка уделялось особое внимание, и, начиная с детского сада, он посещал различные спортивные секции и кружки. Так что, мальчик рос крепким, выносливым и очень активным.
На заре 50-х годов в стране началось повальное увлечение футболом, которое не обошло и маленького Валеру. Впервые на поле он вышел в 1952-м году, отыграв свой дебютный матч за детскую команду местного завода «Каучук».
В возрасте четырнадцати лет молодой человек перешел в юношескую команду столичного клуба «Торпедо», за которую выступал около двух лет. Затем еще почти три года он играл в составе «ФШМ», который возглавлял тогда выдающийся футболист и наставник Константин Иванович Бесков – сослуживец отца Валерия.
В семнадцатилетнем возрасте начинающий футболист дебютировал в основном составе клуба «Торпедо». К тому времени там подобралась сильная команда молодых и перспективных спортсменов, в числе которых были Эдуард Стрельцов, Слава Метревели, а также Валентин Иванов, с которым у Валерия сложились близкие дружеские отношения.
Карьерный взлет, спортивные достижения
Уже во втором сезоне молодой спортсмен стал золотым призером всесоюзного первенства, а также выиграл престижный Кубок СССР. Во многом такому успеху команда была обязана Воронину, а вскоре после этого его пригласили выступать за главную команду страны.
В составе советской сборной полузащитник дебютировал в 1960-м году, в матче против венгерской сборной. Тогда же он занял вторую строчку в списке лучших игроков сезона. Годом позже клуб «Торпедо» стал серебряным призером чемпионата СССР, а Воронин впервые возглавил список лучших футболистов сезона.
В 1962-м году Валерий принял участие в мировом футбольном первенстве, которое проходило в Чили. Он был одним из лидеров команды, а по итогам состязания попал в состав символической сборной мира, став единственным отечественным футболистом в истории удостоенным этой чести.
Затем Воронин еще три раза подряд признавался лучшим игроком сезона. В 1964-м году он стал серебряным призером чемпионата СССР и европейского первенства, а также был назван лучшим футболистом Советского Союза по результатам опроса авторитетного спортивного издания «Футбол».
Еще через год полузащитник во второй раз стал чемпионом и лучшим футболистом СССР, а также получил приз, учрежденный редакцией издания «Московский комсомолец» «за самый красивый гол, забитый на московских стадионах».
В составе национальной сборной футболист провел 63 матча, и отправил пять мячей в ворота соперников. В 1965-м году Воронин в семи матчах выводил команду с капитанской повязкой. А пиком его карьеры стало мировое футбольное первенство 1966-го года, где советская сборная заняла четвертое место.
Полузащитник дважды попадал в десятку лучших европейских футболистов по мнению французского спортивного издания «France Football».
На тот момент его популярность была просто ошеломительной, причем, не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Им восхищалась сама королева Англии Елизавета ІІ, назвав его самым элегантным игроком на поле.
Однако, талантливого и перспективного спортсмена, красавчика и интеллектуала сгубило пристрастие к горячительным напиткам, которое разрушило всю его жизнь и карьеру, став, в конечном итоге, причиной его безвременного ухода.
Валерий Воронин: личная жизнь, супруга, дети
Спортсмен обладал эффектной и очень привлекательной внешностью, за что получил прозвище «Ален Делон советского футбола». По словам Лидии Ивановой – советской гимнастки, двукратной обладательниц олимпийского «золота» и супруги футболиста Валентина Иванова, Валерий, с его внешними данными, харизмой и манерами истинного аристократа, вполне мог бы стать известным актером. К слову, предложения от кинорежиссеров ему действительно поступали.
Футболист с юных лет пользовался огромным успехом у противоположного пола, у него было немало женщин, но, по мнению друзей, по-настоящему он любил лишь одну-единственную – свою законную супругу Валентину.
С будущей женой Валерий познакомился на заре 60-х годов. Девушку звали Валентина Птицына, она была выпускницей хореографического училища, и танцевала в знаменитом ансамбле «Березка». На ухаживания красавца-спортсмена Валя с самого начала отвечала благосклонно, так что вскоре между ними завязались романтические отношения.
Но вот к браку мужчину подтолкнуло руководство его родного клуба, мотивируя это тем, что для поддержки репутации необходимо обзавестись семьей. На самом же деле, это нужно было для того, чтобы без опаски отпускать талантливого футболиста за границу, ведь семья на родине была, своего рода, гарантией того, что спортсмен не сбежит.
Валерий возражать не стал, и вскоре зарегистрировал отношения со своей избранницей. Их семейная жизнь начиналась счастливо и безоблачно. Молодые люди любили друг друга и старались во всем поддерживать.
Кроме того, мужчина быстро и легко поладил с родителями супруги, которые приняли зятя, как говорится, с распростертыми объятьями.
У супругов родилось двое наследников: сынишка Михаил и дочка, которой дали имя Екатерина. Но вскоре после появления детей семейная жизнь дала трещину. Многие считают, что Воронина сгубили слава, красивая жизнь, и стремление все время находиться в центре всеобщего внимания.
Ему все сходило с рук
Помимо того, что Валерий Иванович был невероятно красив, он еще и обладал особым шармом. Ему льстило сравнение с мировой звездой кинематографа – Аленом Делоном, и он умело этим пользовался. Он водил дружбу с представителями столичной богемы: известными актерами, поэтами и музыкантами.
Кроме того, футболист отличался интеллигентностью, был начитан, эрудирован, свободно владел английским языком, что было несвойственно для большинства советских спортсменов.
Журналисты его обожали, причем, не только наши, но и зарубежные: у мужчины была хорошо поставлена речь, он мог произвести впечатление своей образованностью и осведомленностью в тех или иных вопросах.
Он всегда держался достойно, его не стыдно было показать представителям иностранной прессы, к тому же, он не пользовался услугами переводчика.
Воронин был настоящей признанной звездой международного масштаба, так что ему нередко сходили с рук многие дерзкие выходки, в частности, различные подколки и издевательства (сейчас бы это назвали пранком) представителей спецслужб.
К примеру, в 1964-м году, когда советская сборная стала серебряным призером Кубка Европы, сие событие отмечалось в элитном европейском ресторане. На вечеринке присутствовал глава мадридского «Реала» Сантьяго Бернабеу. В какой-то момент он подошел к Воронину, и то ли в шутку, то ли серьезно, стал предлагать ему заключить контракт.
Футболист заметил, как напрягся сопровождавший команду сотрудник КГБ, и решил его «добить». Он демонстративно обнял Бернабеу, и сказал, что принимает его предложение, но им нужно уединиться, чтобы обсудить детали сделки. По словам очевидцев, сотрудник спецслужбы в тот момент так изменился в лице, что казалось, его хватит удар.
Другой случай произошел в валютном баре московской гостиницы «Националь». Тогда к Воронину (вероятно, не узнав его) подошли с вопросом о законности происхождения валюты в его карманах. Но вместо ответа он бросился бежать.
Его настигли лишь около Центрального телеграфа, где он с улыбкой стоял и дожидался преследователей. Тут-то футболиста узнали, и убедились, что иностранная валюта попала к нему законным путем, а на вопрос о том, почему же он убегал, Валерий ответил, что просто хотел проверить уровень физической подготовки сотрудников КГБ.
Кроме того, футболиста уважали даже представители криминального мира. Так, однажды, в Тбилиси, куда «Торпедо» отправилось на встречу со здешним «Динамо», в ресторане у спортсмена вытащили кошелек с приличной по тем временем суммой денег.
Когда же вор узнал, кому принадлежит похищенный бумажник, то подбросил его под двери гостиничного номера, не взяв оттуда ни копейки.
Пагубное пристрастие, потеря авторитета
Валерий Иванович любил находиться в центре всеобщего внимания, он был душой любой компании, а женщины буквально сходили по нему с ума. Он водил дружбу с Владимиром Высоцким, и очень гордился этим. Кроме того, в числе его друзей был и основатель компании «Адидас» – Ади Дасслер, который присылал Валерию посылки с новейшими моделями бутс и спортивных костюмов.
Футболист обожал красивую жизнь, с ресторанами, элитным алкоголем и красивыми женщинами. При этом, его законная супруга Валентина прощала мужу любые выходки, и всеми силами старалась сохранить их брак.
По словам друзей, идеалом женщины спортсмен считал итальянскую кинодиву Софи Лорен. Будучи уверенным в своей красоте и обаянии, он дважды пытался познакомиться с актрисой: один раз, увидев её в международном аэропорту, а во второй раз, когда она приехала на Московский международный кинофестиваль. Но оба раза его оттеснила охрана Лорен, а сама знойная итальянка осталась абсолютно холодна к поклоннику.
Ближе к концу 60-х годов жизнь футболиста превратилась в череду застолий, вечеринок и мимолетных романов. При этом, люди из близкого окружения Воронина поговаривали о том, что мужчина страдает глубокой депрессией, и не находит утешения ни в футболе, ни в семье, а все эти гулянки и женщины – лишь попытка забыться и убежать от реальности.
Роковая автокатастрофа
Футболист стал систематически нарушать режим, пропускать тренировки и подводить команду. В результате, за несколько недель до отлета в Италию на игры европейского первенства 1968-го года, он, по решению главного наставника советской сборной – Михаила Иосифовича Якушина потерял свое место в команде.
Это событие Валерий Иванович залил немалой порцией алкоголя, а после произошла трагедия. Спортсмен мчался на своей черной «Волге» вдоль Новорязанского шоссе. Машина двигалась из области в столицу, и врезалась в грузовик. По одним сведениям футболист уснул за рулем, по другим, он был пьян, и не справился с управлением, хотя, вероятнее всего, имели место обе причины.
Удар оказался такой силы, что рулевая колонка автомобиля пробила крышу. Водителю попросту снесло почти половину лица вместе с челюстью. Состояние было критическим, когда мужчину доставили в больницу, врачи опасались делать какие-либо прогнозы.
Но доктора сделали практически невозможное: после сложнейшей многочасовой операции, в ходе которой у спортсмена дважды останавливалось сердце, он не только остался жив, и сумел восстановиться, но и на время возвратился на поле. Однако, его лицо было безнадежно обезображено, а утратив свою яркую внешность, Воронин, словно потерял самого себя.
Последние годы жизни
Свой 29-й день рождения Валерий Иванович встречал уже другим человеком. Осенью того же года он начал появляться на людях, и, несмотря на сильно изменившуюся внешность, старался держаться браво, и даже заявил в одном из интервью о том, что планирует принять участие в мировом футбольном первенстве 70-го года, а после завершения карьеры станет журналистом или спортивным обозревателем.
Весной 1969-го года футболист все же возвратился на поле, сначала в дубле родного «Торпедо», а затем и в основном составе. На всесоюзном первенстве он сыграл в восьми матчах, и сумел забить два гола, причем, один из них он отправил со штрафного в ворота, которые защищал сам Лев Яшин. Но вскоре после этого Воронин вынужден был оставить спорт, потому как полученные травмы все острее давали о себе знать.
А дальше были пятнадцать лет безудержного падения в пропасть некогда успешного и уважаемого человека. Он развелся с супругой Валентиной, с журналистикой никак не складывалось, а вот алкогольная зависимость постепенно усугублялась.
Несколько раз мужчина проходил лечение в психиатрической клинике, откуда, по словам друзей, возвращался бодрым и посвежевшим, строил планы на будущее, мечтал начать карьеру тренера. Но в родной клуб «Торпедо» его брать не хотели, и он числился инструктором физкультуры цеховой команды ЗИЛа.
Валерий Иванович сошелся с женщиной по имени Марья Трофимовна, которая была намного старше него, и работала на заводе (по другим сведениям, она стала его второй женой). Былая слава, популярность и красивая жизнь теперь казались чем-то нереальным, словно все это происходило с другим человеком.
После смерти сожительницы бывший футболист окончательно потерял себя, и опустился на самое дно. Очевидцы вспоминали, как в дни зарплаты Воронин скитался у заводских ворот и выпрашивал у рабочих деньги на выпивку. Некоторые работяги, помня былые достижения футболиста, давали ему деньги, другие просто проходили мимо.
У мужчины была нарушена координация движений, кроме того, после аварии он страдал сильными приступами головных болей, а алкогольная зависимость неотвратимо вела его к краю пропасти.
Трагическая смерть кумира
Вечером, восьмого мая 1984-го года Валерий Иванович зашел в пивную на Автозаводской улице. С собой он, как правило, носил паспорт и старое торпедовское удостоверение (его внешность была практически неузнаваема, а с этими документами бывшей звезде спорта нередко наливали бесплатно, как дань былым заслугам).
В тот вечер в баре произошел конфликт, когда бывший спортсмен попытался забрать чужую кружку пива. Кружку у него отняли, а его самого ударили и вышвырнули за дверь. О том, как дальше развивались события в тот трагический вечер, не знает никто.
Однако, утором следующего дня, спортсмена нашли неподалеку от проезжей части Варшавского шоссе Москвы с серьезнейшей черепно-мозговой травмой, нанесенной тяжелым тупым предметом (пивным бокалом) предположительно, в ходе пьяной драки. Через десять дней, девятнадцатого мая 1984-го года футболист умер в больнице, всего за два месяца до своего 45-ти летнего юбилея.
Кто именно нанес Воронину смертельное увечье, установить так и не удалось, да и следствия, как такового, не было. В прессе не появилось никаких упоминаний о трагической смерти легендарного футболиста, но проводить его в последний путь пришли тысячи людей.
Валерий Иванович был похоронен на столичном Даниловском кладбище. Почти четверть века спустя на надгробии спортсмена появилось еще одно имя – его сына Михаила Воронина.