Прошло уже почти семь лет со дня смерти культового советского актера и театрального режиссера литовского происхождения – Донатаса Юозасовича (Юозовича) Баниониса. Обладатель звания Народного артиста СССР скончался на 91-м году жизни, оставив после себя богатое культурное наследие.
Актер снялся почти в семи десятках фильмов и сериалов, а среди наиболее известных его работ можно отметить драматическую ленту «Никто не хотел умирать», политический детектив «Мёртвый сезон», фантастическую драму «Солярис», приключенческий вестерн «Вооружён и очень опасен», телефильм «Приключения принца Флоризеля», а также драму «Грядущему веку» и десятки других фильмов. Правда, в большинстве картин литовский актер говорит голосом других людей, нередко его озвучивал Александр Сергеевич Демьяненко.
Официально Народный артист СССР был женат один раз, а его избранницей стала актриса по имени Она Конкулявичюте-Банионене, с которой он прожил в браке шесть десятков лет, пока их не разлучила смерть.
В браке родилось двое наследников: сыновья Эгидиюс и Раймундас, но никто из них по родительским стопам не пошел, и не стал актером. К сожалению, супругам довелось пережить смерть своего первенца и разлуку с любимой внучкой.
Донатас Банионис: биография, семья, ранние годы
Будущий актер появился на свет в городе Каунас Литовской Республики, в 1924-м году, 28-го апреля, и был вторым ребенком в простой рабочей семье. Мальчик рос вместе с родной старшей сестрой по имени Дануте. В середине 30-х годов семья распалась, отец женился во второй раз, и у Донатаса появилась младшая единокровная сестра Ирена.
По его воспоминаниям, родители не были лишены творческой жилки: принимали участие в художественной самодеятельности, хорошо пели и обладали отличным музыкальным слухом, а мама просто обожала театр. Своего маленького сына она впервые привела на спектакль, когда тому было всего четыре года.
Удивительно, но он запомнил ту постановку, и позже в интервью вспоминал, что хотел оказаться на месте солдата, стоявшего на сцене с мечом, так что после увиденного ходил с палкой по двору, представляя себя тем самым солдатом. Театр казался ребенку каким-то завораживающим, волшебным миром, к которому он хотел прикоснуться.
Мальчик тоже рос натурой творческой, но, несмотря на это, по настоянию родителей, пошел учиться в ремесленную школу родного города, избрав специальность «керамист».
В то же время он начал заниматься в драматическом кружке, и это занятие его очень увлекло. Когда в городе на базе любительской труппы создали профессиональный театр, талантливый молодой человек вскоре был туда принят, и параллельно начал посещать актерскую студию при Паневежском театре.
Карьера в театре и богатая фильмография
На профессиональной театральной сцене актер начал выступать еще в начале 40-х годов. Его путь начинался на подмостках Паневежского драматического театр, где он сыграл несколько десятков ролей в таких постановках, как «Ревизор», «Чайка», «Как закалялась сталь», а также «Соломенная шляпка» и других.
Позже Донатас Юозасович сам стал художественным руководителем и главным режиссером-постановщиком театра. Поставил спектакли «Три сестры», «Вино из одуванчиков», «Амадей» и многие другие.
В кино Банионис начал сниматься примерно через десять лет после того, как впервые вышел на театральную сцену. Однако, первое время ему катастрофически не везло с ролями. Начинающий актер появлялся лишь в массовках или крошечных эпизодах, настолько незначительных, что его имя даже не упоминалось в титрах.
Но в конце 50-х годов ситуация стала меняться, и в 1959-м году на экраны вышла первая серьезная работа с его участием – драма под названием «Адам хочет быть человеком». Однако, настоящий успех и признание пришли к актеру в 1965-м году, когда он исполнил ключевую роль в драматической картине «Никто не хотел умирать».
Затем был ряд эпизодических ролей, в том числе, и в культовой детективной трагикомедии «Берегись автомобиля». Следующей значимой работой актера стал политический детектив «Мёртвый сезон», а в 1972-м году он исполнил главную роль в научно-фантастической драме «Солярис». Лента стала культовой и одной из лучших в фильмографии Баниониса.
Среди других выдающихся работ Донатаса Юозасовича можно отметить приключенческую ленту «Вооружён и очень опасен», драму «Территория», трехсерийный фильм «Приключения принца Флоризеля», научно-фантастическую картину «Крик дельфина», и еще десятки фильмов. В общей сложности на его чету более сем десятков экранных работ.
Донатас Банионис и Она Конкулявичюте: история любви
Официально Народный артист СССР, как мы уже отметили, был женат один раз, а избранницей мужчины стала его коллега – актриса Паневежского драмтеатра по имени Она Конкулявичюте.
Будущие супруги познакомились в 1947-м году, в рождественский сочельник. Тогда коллеги по театру устроили дружеские посиделки в честь праздника, и пригласили туда Донатаса и Ону. Они были ровесниками, быстро нашли общий язык, и прониклись симпатией друг к другу.
Девушка поведала новому знакомому о личной трагедией, рассказав о том, что её отца и брата репрессировали и отправили в Воркуту по политическим мотивам, а теперь и ей тоже грозит ссылка куда-нибудь в Сибирь.
Спустя несколько дней после того разговора, актер связался со своими знакомыми из компетентных органов, и те подтвердили, что Ону действительно в ближайшее время могут отправить в ссылку. Когда Банионис поинтересовался, можно ли как-то помочь девушке, ему посоветовали самый простой и действенный выход — жениться на ней.
Все дело в том, что отец актера был большевиком, и в свое время немало пострадал, защищая коммунистические идеи. Его впечатляющие заслуги перед советской властью были хорошей защитой для наследников, а посему, если Она станет частью семьи, то её можно будет уберечь от преследований по политическим мотивам и ссылки. Так что молодой человек решил скорее сделать ей предложение руки и сердца, на которое девушка ответила согласием.
Позже сам актер в своих интервью признавался, что изначально женился на девушке только лишь из чувства жалости, потому как не хотел, чтобы её, следом за родными, отправили куда-то в Воркуту. Однако, со временем они по-настоящему полюбили друг друга, и смогли пронести это светлое и искреннее чувство через десятилетия.
Семейная жизнь, наследники
Молодому человеку удалось уберечь девушку от печальной участи, однако, их ожидало другое испытание. В то время в их театре были запрещены служебные романы и браки между актерами, во избежание разного рода закулисных интриг.
Поэтому женитьба предвещала молодым актерам серьезные неприятности на работе. В связи со сложившейся ситуацией, Оне пришлось спешно завершить актерскую карьеру, и вскоре девушку перевели на должность заведующей постановочной частью в том же театре.
После свадьбы новоиспеченные супруги поселились в отдельной квартире, принадлежавшей девушке. Однако, всего через несколько недель в доме произошел серьезный пожар, и жить им оказалось попросту негде. Тогда пара временно перебралась в небольшую комнатушку театральной пошивочной мастерской, а позже они переехали на съемное жилье.
В 1948-м году у супругов родился первенец – сын, которому дали имя Эгидиюс. А когда отец Оны возвратился из ссылки, они с матерью переехали жить к дочери и зятю. Несмотря на довольно скромные и стесненные жилищные условия, семья была счастливой и дружной, а родители всеми силами помогали наследникам с воспитанием сынишки.
В 1957-м году в семье появился второй наследник – сын Раймундас. Но ни один из сыновей актера так и не пошел по его стопам. Старший – Эгидиюс стал известным историком, кандидатом исторических наук, а также доктором гуманитарных наук.
Он был руководителем Литовского Архива Литературы и Искусства более десяти лет, затем стал начальником археологического отдела Института истории Литвы. Написал ряд научных трудов и статей в области истории.
К сожалению, Эгидиюс скончался в возрасте 44-х лет от стремительно развивавшегося онкологического заболевания. Его вдова по имени Рута вскоре после трагедии забрала их дочь Милду, и перебралась вместе с ней на постоянное место жительства в Финляндию, лишив, и без того убитых горем бабушку с дедушкой возможности видеть любимую внучку.
Младший наследник – Раймундас, избрал для себя более творческую профессию, чем его брат. Он получил диплом ВГИКа, и в 80-е годы работал режиссером на Литовской киностудии, где снял ряд кинофильмов. Затем он стал владельцем кинокомпании UAB LITNEK, которая занимается производством документальных фильмов и рекламы.
Изменял, но без любви
Когда Донатас Юозасович стал популярным и узнаваемым актером, у него появилась масса поклонников, и, конечно же, поклонниц, которые буквально преследовали его на каждом шагу. Актер жил в счастливом браке, и вовсе не считал себя ловеласом и дамским угодником, однако, у мужчины все же случались мимолетные связи и интрижки на стороне.
Так, к примеру, однажды на съемках очередного кинофильма, Банионисом заинтересовалась его молодая партнерша – некая немецкая актриса. Эта дерзкая дамочка ночью заявилась в его номер, разделась, а после юркнула под одеяло к актеру. Когда все закончилось, женщина молча оделась и удалилась в свой номер.
Актер оправдывался тем, что он не мог просто взять и выгнать женщину, ведь это бы её обидело. При этом, произошедшую между ними близость он вовсе не считал супружеской изменой, ведь все случилось без любви, да и никакого продолжения отношений после той ночи не последовало.
Смерть любимой супруги, последние годы жизни
В браке с любимой Оной мужчина прожил шесть десятков лет. Вместе им довелось пережить немало счастья и горя, в частности, потерю старшего сына и разлуку с любимой внучкой, но супруги всегда поддерживали друг друга, поэтому нашли в себе силы не пасть духом и продолжать жить дальше.
Самая большая трагедия в жизни Донатаса Юозасовича случилась в 2008-м году, когда не стало его обожаемой супруги. Пожилая женщина скончалась вскоре после того, как они отпраздновали шестидесятую годовщину их свадьбы.
Для актера это событие стало тяжелейшим потрясением и ударом, негативно сказавшимся на его здоровье и самочувствии. У мужчины начались проблемы с сердцем, и после проведенного курса лечения, ему установили кардиостимулятор.
Справиться с горем артисту помогла его давняя поклонница – преподаватель истории по имени Ольга Рябикова. Когда женщина перебралась жить к актеру, то его близкие поначалу очень обрадовались, ведь Донатас Юозасович, после смерти жены, находился в тяжелой депрессии и предпочитал одиночество, а теперь у него появилась приятная компания, к тому же, пожилой мужчина постоянно был под присмотром.
Однако, со временем поползли слухи о том, что пара собирается официально узаконить свои отношения, а Ольгу в прессе даже называли последней любовью и невестой актера. Тогда родственники Баниониса заподозрили, что Рябикова, которой тогда было за 50 лет, попросту хочет женить на себе 88-ми летнего актера, дабы после его смерти стать законной наследницей и иметь возможность претендовать на часть его немалого имущества.
Сам мужчина говорил, что подобные слухи ему очень льстили, ведь даже на пороге 90-летнего юбилея его записывали в завидные женихи. Но, несмотря на это, жениться на ком-либо во второй раз он вовсе не собирался. Тем не менее, законные наследники попросили Ольгу поскорее съехать из квартиры актера, и она исчезла из его жизни.
В середине лета 2014-го года состояние Донатаса Юозасовича начало стремительно ухудшаться. Второго сентября у него случился инсульт, мужчина перенес клиническую смерть, а четвертого сентября, на 91-м году жизни, он скончался. Был похоронен на одном из кладбищ Вильнюса.