Этим летом исполнится 22-я годовщина со дня трагической гибели молодого и перспективного хоккеиста, восходящей звезды НХЛ – Дмитрия Валерьевича Тертышного. Воспитанник челябинского «Трактора», выступавший на позиции защитника, сумел добиться огромных успехов не только на родине, но и за океаном.
В НХЛ юный Дима уехал прямо из родного Челябинска, и сумел сходу пробиться в основной состав титулованного американского клуба «Philadelphia Flyers», минуя низшие лиги, а также фарм. Это редкий случай и очень большой успех практически для любого игрока.
Он покорял наставников и болельщиков своей безупречной техникой, талантливому парню пророчили блестящее будущее и головокружительную спортивную карьеру, но его жизнь оборвалась в 22 года, в результате несчастного случая. Незадолго до этого спортсмен женился, а его молодая супруга ждала ребенка.
Дмитрий Тертышный: биография, семья, ранние годы
Будущий хоккеист появился на свет в Челябинске, в 1976-м году, 26-го декабря, в простой советской семье, где обожали спорт, и был старшим из двоих сыновей у своих родителей. Так сложилось, что родной брат Андрей и двоюродные братья Сергей и Алексей тоже стали довольно известными хоккеистами.
Старший из братьев – Сергей также выступал на позиции защитника, он побывал на Олимпийских играх и мировом первенстве, а ныне является одним из наставников челябинского клуба «Челмет». Другой брат – Алексей был чемпионом России, а теперь тренирует игроков «Трактора». Родной брат – Андрей также был хоккеистом и выступал на позиции защитника.
Маленький Дима впервые вышел на лед местной хоккейной школы «Трактор» в шестилетнем возрасте. Его первым наставником стал Виктор Михайлович Перегудов, который обучил мальчика азам этой командной игры. Затем юный спортсмен попал к заслуженному тренеру Юрию Гурьяновичу Могильникову, который помог ему освоить все тонкости и премудрости хоккея.
Именно под чутким руководством Юрия Гурьяновича «Трактор» сумел дважды одержать победу на первенстве РСФСР, а также дважды выигрывал «серебро» на чемпионатах СНГ. А в 1994-м году Дмитрий вместе с родной командой одержал победу на хоккейном первенстве России среди юниоров.
Спортсмен никогда не выделялся внушительными антропометрическими данными, напротив, был в юности самым худеньким и щуплым в команде, но, вместе с тем, он являлся самым ответственным и старательным игроком. По воспоминаниям тренера, Дима никогда не пропускал тренировки и никогда на них не опаздывал, а также всегда выкладывался по полной программе и работал, как говорится, до седьмого пота.
Карьерный взлет, предложения от заокеанских клубов
В середине 90-хгодов молодой хоккеист оказался в клубе Высшей лиги «УралАЗ», но задержался там совсем ненадолго, потому как вновь был вызван в родной «Трактор». Там талантливый защитник сходу попал в основной состав, и сразу же хорошо зарекомендовал себя. Так, уже в дебютном сезоне он провел почти четыре десятка матчей, в ходе которых сделал три результативные передачи.
Тогда же восходящую звезду хоккея стали регулярно привлекать к выступлениям за национальную молодежную сборную. Во время одного из матчей, проходившего в Северной столице, на парнишку обратил внимание выдающийся отечественный хоккеист и наставник – Евгений Владимирович Зимин, который в ту пору являлся скаутом титулованного клуба НХЛ – «Philadelphia Flyers».
Юношей заинтересовались в заокеанском клубе, и в 1995-м году, на драфте НХЛ, Дмитрия выбрали под общим 132-м номером, что стало полной неожиданностью даже для него самого. Простой парнишка из промышленного города и подумать не мог, что им заинтересуются в НХЛ. На него и раньше выходили агенты заокеанских клубов, но куда менее известных и титулованных.
Вскоре после этого у Тертышного уже был вариант контракта с американским клубом, но игрок вовсе не торопился его подписывать. Молодой человек решил последовать совету своего старшего двоюродного брата Сергея, и задержаться на родине. Чтобы набраться опыта. В противном случае, по мнению более опытного родственника, Дмитрий мог на годы застрять в фарм-клубе, как было, в свое время, с самим Сергеем.
В конечном счете, спортсмен подписал договор с родным «Трактором», сроком до 1999-го года. Однако, на протяжении трех лет, проведенных в составе этой команды, Дмитрий особенно ничем не выделился, а его клуб не завоевал никаких серьезных наград и титулов.
Но в 1997-м году карьера игрока снова пошла в гору, он наконец-то громко заявил о себе, а еще впервые сыграл за океаном, где вышел на лед в девяти встречах Западной профессиональной хоккейной лиги.
Лишь когда Дмитрий получил вызов в российскую сборную на матчи, проходившие в Северной столице и в Швейцарии, он решил, что готов показать себя в Национальной хоккейной лиге. Так, в 1998-м году молодой человек подписал контракт с «Philadelphia Flyers», и отправился в Америку.
Карьера в «Philadelphia Flyers»
Летом Тертышный отправился в тренировочный лагерь «Флайерз», где с ним подписали выгодный двусторонний контракт на ближайшие пару лет. Тренироваться он сходу начал в основном составе команды. На сборах россиянин выступал в связке с талантливым защитником Эриком Дежарденом, с которым они смогли отлично выстроить оборону.
Дмитрий участвовал в выставочных играх НХЛ, где, несмотря на отсутствие стабильного партнера в связке, сумел показать себя с наилучшей стороны, и окончательно закрепился в основном составе. Главный наставник клуба был восхищен талантом и трудолюбием своего нового подопечного.
Тем не менее, фамилии россиянина так и не оказалось в заявке на первый матч сезона 1998/99, так что за игрой он мог наблюдать лишь с трибуны. Но выступавший тогда защитник получил тяжелую травму, ему требовалось время на восстановление, а Дмитрию велели готовиться к следующей игре.
Дебют в НХЛ оказался для спортсмена весьма удачным: он сумел сделать результативную передачу, и помог клубу одолеть «Anaheim Ducks». Дима быстро адаптировался в новой команде, а заодно получил весьма забавное прозвище – «Дерево» (английское слово Tree весьма созвучно с именем хоккеиста – Дмитрий).
В начале 1999-го года защитник забил свой первый гол в НХЛ. В общей же сложности, по результатам первого сезона, Дмитрий провел более шести десятков матчей, сумел забить два гола, а также сделал восемь результативных передач.
Столь удачный старт благоприятно сказывался на карьере юноши, так что всего через год он мог рассчитывать уже на куда более выгодный контракт с клубом. По мнению специалистов, он хорошо «читал» игру, и правильно рассчитывал моменты для передачи паса, чтобы шайба отправилась прямиком в ворота соперников, а еще выделялся на фоне остальных игроков своей скоростью и ловкостью. В команде Диму все любили и уважали.
Роковая прогулка по озеру
На каникулы в свой родной Челябинск Дмитрий возвратился абсолютно счастливым человеком. Его жизнь складывалась, как нельзя лучше: спортивная карьера стремительно шла в гору, он женился на любимой девушке по имени Полина, а вскоре молодая пара узнала о грядущем в их семье пополнении.
Счастью хоккеиста не было предела, он говорил о том, как ему нравится в «Philadelphia Flyers», и считал, что в его судьбе начался лучший период. Но, к сожалению, жизнь молодого человека и перспективного спортсмена оборвалась внезапно и трагически.
Дмитрий вполне мог не лететь на летние сборы в Канаду, и остаться дома со своей семьей, но трудолюбивый и ответственный парень решил последовать рекомендациям наставника, и немного подтянуть свою технику катания. Его беременная супруга Полина с ним не полетела, и осталась дома в Челябинске, а хоккеист отправился на тренировочную базу.
23-го июля 1999-го года спортсмен, вместе со своими друзьями и коллегами: соотечественником Михаилом Черновым и канадским игроком Фрэнсисом Беланже решили покататься по живописному озеру Оканаган, что в канадской провинции Британская Колумбия. С этой целью молодые люди арендовали катер. Компанию парней также сопровождала общая знакомая – местная жительница по имени Мишель Монро, которая встречалась с одним из друзей Дмитрия.
В тот вечер ничего, как говорится, не предвещало беды. Молодые люди катались по озеру, наслаждались видами и веселились. Около половины восьмого вечера по местному времени, когда Тертышный находился на носу катера, судно подпрыгнуло на большой волне. Хоккеист в этот момент потерял равновесие, не смог удержаться на лодке, и упал за борт, мгновенно угодив под массивные лопасти работавшего винта.
К сожалению, молодой спортсмен получил травмы несовместимые с жизнью. Его товарищи тут же остановили катер, достали еще живого Дмитрия на лодку, и экстренно причалили к берегу, а оттуда пострадавшего на «скорой» увезли в ближайшую больницу. Но, несмотря на всю оперативность оказанной ему помощи, спасти парня, увы, не удалось. По заключениям медиков, он умер от обширной кровопотери еще на катере, по пути к берегу.
Также эксперты установили, что участники той роковой прогулки находились в состоянии алкогольного опьянения, за исключением канадца Фрэнсиса Беланже, который управлял транспортным средством, мужчина был абсолютно трезв, он же и вытащил из воды истекавшего кровью друга.
События после трагедии
Когда стало известно о несчастном случае, оборвавшем жизнь молодого и многообещающего защитника, большинство его одноклубников еще были в отпуске, и находились в разных уголках страны. Тем не менее, они бросили все, и примчались, чтобы проводить хорошего друга и талантливого коллегу в последний путь. Для всех эта новость стала огромным потрясением.
Чернову и Беланже, находившимся рядом с Дмитрием в момент трагедии, потребовалась профессиональная помощь психолога. Михаил сумел справиться с потрясением, продолжил карьеру, но вскоре решил возвратиться из Соединенных Штатов домой в Россию.
А вот Фрэнсис был растерян и подавлен, он испытывал острое чувство вины, которое никак не мог преодолеть. В результате его спортивная карьера так и не сложилась, мужчина начал принимать сильнодействующие психотропные препараты, от которых стал зависим. Затем хоккеист оказался в стенах реабилитационного центра, где провел длительный период времени, но полностью восстановить физическое и психическое здоровье он уже не смог.
Погибший хоккеист был похоронен в родном Челябинске, а проводить его в последний путь приехали больше тысячи человек. Его мать до последнего момента не могла поверить, что известие о смерти сына – правда, а у отца начались серьезные проблемы с сердцем.
В сентябре 1999-го года в Филадельфии, в память о погибшем Дмитрии Тертышном, состоялся хоккейный матч между «Флаейрз» и его фарм-клубом в АХЛ «Фантомс». На той игре присутствовало почти шестнадцать тысяч зрителей, а все вырученные денежные средства от проведенного матча, были переданы в фонд еще неродившегося ребёнка Дмитрия и Полины Тертышных.
Молодая супруга Дмитрия – Полина овдовела в 21 год, будучи на четвертом месяце беременности. После похорон мужа она решила перебраться за океан и рожать там. Третьего января 2000-го года, в одной из больниц Филадельфии, появился на свет наследник погибшего хоккеиста. Молодая мать назвала сына Александром, как они и планировали с мужем.
Полина с ребенком осталась жить за океаном, а клуб «Philadelphia Flyers» оказывал ей и сынишке поддержку и выделял материальную помощь. Саша с детства занимался хоккеем, тренировался в спортивной школе в Филадельфии, выступал за команду «Филадельфия Джуниорз», но пока добиться каких-либо серьезных успехов не смог. Племянники Дмитрия тоже решили связать свою судьбу с хоккеем, так что спортивная династия Тертышных продолжается.