Прошло уже почти восемь десятков лет со дня трагической гибели одного из самых ярких представителей гуманистической педагогики – Януша Корчака. Он был выдающимся польским писателем, педагогом, военным врачом, а также основателем и директором сиротского дома в Варшаве.
Этот удивительный человек на протяжении всей своей жизни ни разу не отступился от своих принципов и убеждений. Даже перед лицом самой смерти он отказался спасть себя, и предпочел оставаться со своими воспитанниками до последнего вздоха, войдя вместе с детьми в газовую камеру.
Корчак написал ряд педагогических и художественных произведений, которые не теряют своей актуальности и сегодня. В частности, можно вспомнить такие его произведения, как «Дети улицы», «Как любить ребенка», а также «Право ребенка на уважение» и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».
Януш Корчак: биография, ранние годы
Будущий педагог и писатель появился на свет в Варшаве, в 1878-м году, 22-го июля, и был старшим из двоих детей в интеллигентной и достаточно обеспеченной семье ассимилированных евреев. Настоящее имя, данное мальчику при рождении, звучало как Эрш Хенрик Гольдшмидт.
Его дедушка работал в редакции газеты «Ха-Магид» – первого в Пруссии еженедельника, издававшегося на иврите. Папа был адвокатом, и специализировался на бракоразводных процессах, и даже написал об этом книгу.
Мама была домохозяйкой, занималась воспитанием сына и появившейся позже дочери Анны. Семья, как мы уже отметили, была состоятельной, так что могла позволить себе пользоваться услугами кухарки, горничной и няни. Дети росли в достатке, а родители старались дать им хорошее образование.
В возрасте шести лет сына отдали в подготовительную частную школу, где была железная дисциплина, а в случае её нарушения педагоги могли использовать розги. Такие жестокие воспитательные методы навсегда врезались в память мальчика, который чувствовал себя одиноким, совершенно беспомощным и боялся физического наказания.
Школьные годы Хенрика прошли в русскоязычной гимназии Варшавского учебного округа. Мальчику не нравились точные науки, поэтому и оценки по этим предметам у него были порой ниже среднего. А вот литературу он просто обожал, и особенно эта любовь проявилась в подростковом возрасте, когда юноша читал все книги, которые попадали к нему в руки.
Когда мальчику было около одиннадцати лет, у его отца начали проявляться признаки психического расстройства. Мужчина постепенно сходил с ума, а его семья тратила сбережения на лечение, а затем на содержание родителя в специализированном закрытом медучреждении. Глава семейства скончался в 1896-м году, в возрасте пятидесяти лет.
Еще до смерти отца имевшиеся накопления были истрачены, и семья оказалась на грани банкротства. Так что Хенрику, который принял на себя обязанности кормильца, пришлось подрабатывать с пятнадцати лет. Подросток, хорошо владевший несколькими языками, занимался репетиторством и написанием статей для различных изданий, а параллельно продолжал учиться.
Учеба в университете, выбор псевдонима
После окончания учебы в гимназии юноша стоял перед выбором высшего учебного заведения, и остановился на медицинском факультете престижного Варшавского университета. В период учебы на первом курсе, он ездил с образовательной целью в Швейцарию, где особенно интересовался работой детских больниц и школ.
Еще до поступления в университет Гольдшмидт решил попробовать свои силы на литературном поприще, и написал небольшую юмореску под названием «Гордиев узел», которая была опубликована в сатирическом журнале.
Молодой человек не знал, как к его творчеству отнесутся друзья и близкие, а посему постеснялся подписываться своим настоящим именем. Но опасения были напрасны, и его старания высоко оценила и редакция, и читатели.
Вдохновленный своим первым успехом, юноша решил принять участие в театральном конкурсе, на который отправил сразу два своих произведения. Он подписался как Януш Корчак, и позже этот псевдоним стал более известен, чем настоящее имя писателя и общественного деятеля.
В начале двадцатого века молодой врач и педагог написал цикл статей под названием «Дети и воспитание», выпущенный под псевдонимом Януш Корчак. А вскоре после этого свет увидел и его первый роман «Дети улицы». Он работал в детской библиотеке на добровольных началах, писал повести и новеллы для взрослых и юных читателей.
Почти полтора десятка лет Корчак трудился в Обществе детских и юношеских летних лагерей, затем перешел работать в Общество польской культуры, а также был членом Варшавского гигиенического общества.
Несколько лет Януш работал воспитателем еврейских детей, которые приезжали отдыхать на базу «Михаловка». Именно работа с малышами и подростками оказалась бесценным опытом и вдохновением в педагогической деятельности Корчака. Это пригодилось ему позже, когда он работал с детьми-сиротами.
Врачебная деятельность
В 1905-м году Януш Корчак получил диплом врача, и устроился на работу в варшавскую еврейскую детскую больницу. В обязанности молодого специалиста входил круглосуточный уход за маленькими пациентами, а также он вел консультационные приемы и приходил к пациентам домой.
Известно, что бедным пациентам добрый доктор помогал совершенно бесплатно. Параллельно он продолжал работать над книгами по педагогике и воспитанию детей, поднимая вопросы прав ребенка, родителей и воспитателей. С каждой новой опубликованной книгой Корчак становился все более популярным и уважаемым педагогом и педиатром.
В годы Русско-Японской войны молодой медик оказался на передовой, где приобрел опыт работы военным врачом. После окончания боевых действий Януш отправился за границу, и несколько лет работал в больницах и детских приютах Германии, Франции и Англии. Он никогда не упускал возможности посетить еще одно лечебное учреждение или сиротский дом, стараясь что-то улучшить в их работе.
Несложившаяся личная жизнь, основание «Дома сирот»
В тот период, когда молодой педагог и врач вел практику в Англии, у него завязались романтические отношения с местной девушкой, и появился шанс обустроить свою личную жизнь. Однако, он так и не решился на этот шаг.
Все дело в том, что, как мы уже упоминали, отец Корчака много лет страдал психическим расстройством и умер в больнице для душевно больных. Януш очень переживал, что этот недуг может передаться по наследству его детям, а посему решил не обзаводиться собственной семьей и наследниками.
Тем не менее, свою жизнь мужчина решил посвятить именно детям и тонкостям их воспитания. В 1911-м году Корчак на собственные средства, а также пожертвования благодетелей основал «Дом сирот» для еврейских детей.
Стоит отметить, что проблема с сиротами и беспризорниками в то время стояла достаточно остро, особенно на окраинах, а антисемитизм, да и просто предвзятое отношение к евреям не оставляли детям из малообеспеченных семей или лишенных родительской опеки никаких шансов вырваться из нищеты. Но основанный педагогом «Дом сирот» давал им шанс, получить образование и стать достойными людьми.
Кроме того, Корчак с самого начала настоял на автономности созданного им учреждения, а также независимости по части воспитательной деятельности. Это был не обычный сиротский приют в классическом понимании, здесь царила настоящая демократия и равноправие.
Любые вопросы педагоги решали вместе с воспитанниками, каждый имел право внести свои предложения и замечания, за шалости и проделки детей не наказывали, а каждый отдельный такой случай рассматривался на общем «товарищеском суде».
Януш Корчак «Как любить ребенка»
Когда грянула Первая Мировая война, доктор снова отправился на фронт в качестве военного врача. Он самоотверженно трудился в полевом госпитале, а после работал врачом в одном из киевских сиротских приютов. Именно там он написал, пожалуй, самую известную из своих работ – книгу под названием «Как любить ребенка».
Данная работа стала настоящим бестселлером и серьезным прорывом по части педагогической литературы. Автор простыми словами, доходчиво разъяснял, насколько важно уважать ребенка и своевременно готовить его к реальной жизни.
Также доктор отмечал, что розги, как и вседозволенность, не могут сделать из ребенка достойного человека, а вот родительская любовь, уважение и постоянный диалог являются основой гармоничного и всестороннего развития личности.
Между двумя мировыми войнами
Когда закончилась война, Корчак возвратился в Варшаву, в свой «Дом сирот», где занял пост директора. Перед педагогом всегда достаточно остро стоял вопрос национальной самоидентификации, ведь он родился и почти всю жизнь прожил в Польше, так что, несмотря на свои еврейские корни, всегда считал себя поляком.
Когда рухнула Российская империя, а ей на смену пришел коммунизм, педагог не разделял новые идеи, считая, что любые радикальные мысли разрушительны, даже когда они изначально направлены на благое дело.
В 1926-м году Януш инициировал создание еженедельного издания «Малый обзор», ориентированного на детскую и молодежную аудиторию. Там печатались настоящие письма и подлинные истории, которые приходили в редакцию из разных уголков страны.
До начала 30-х годов Корчак был редактором данного издания. А последний выпуск «Малого обзора» увидел свет первого сентября 1939-го года – в день начала Второй мировой войны.
Когда Польша была оккупирована немецкими войсками, «старый доктор», как сам себя называл Корчак, не оставил своих воспитанников, продолжив работать в «Доме сирот». Кроме того, он не боялся носить мундир офицера польской армии.
В 1940-м году педагог, вместе со своими воспитанниками оказался в Варшавском еврейском гетто. Януш был арестован, и на протяжении нескольких месяцев находился в тюрьме. Его освободили по ходатайству провокатора Абрахама Ганцвайха, стремившегося получить авторитет среди местных евреев.
На все поступавшие Корчаку предложения вывезти его из гетто и спрятать, педагог отвечал категорическим отказом. Он говорил, что ни один нормальный человек не бросит своего ребенка, а у него их две сотни.
Он вошел в газовую камеру вместе с детьми
В августе 1942-го года поступило распоряжение о депортации «Дома сирот» и Корчак отправился на станцию вместе со своими воспитанниками и некоторыми коллегами. Оттуда их всех в товарных вагонах отправили в концентрационный лагерь «Треблинка» (Treblinka).
Очевидцы вспоминали, что дети выстроились по четыре человека, а возглавлял колонну сам Корчак, который вел за руки двоих своих воспитанников. Даже конвоиры тогда встали смирно, и отдали честь. В последний момент сами нацисты предложили уважаемому писателю и доктору бежать и спасти свою жизнь, но он ответил: «Вы ошибаетесь, не все люди способны на подлость!».
Всего несколько дней спустя, седьмого августа 1942-го года Януш Корчак отправился в газовую камеру концентрационного лагеря «Треблинка» вместе со своими коллегами и двумя сотнями маленьких воспитанников.
Впоследствии в Варшаве, на еврейском кладбище был установлен кенотаф Януша Корчака – памятник, который считается надгробным, своего рода, «символическая могила» великого педагога, доктора и писателя. По мотивам его биографии было снято немало документальных и художественных фильмов. Ежегодно 23-го марта в Польше, а также Белоруссии в воздух запускают воздушного змея в память о великом педагоге Януше Корчаке и детях, безжалостно убитых в гетто.
В Коростышеве, что в Житомирской области в июле 2016-го года был создан Международный учебно-воспитательный комплекс имени Януша Корчака. Его героизм и мученичество стали настоящей легендой и ярким примером самопожертвования.