Американская оперная певица, пианистка и светская львица по имени Флоренс Фостер Дженкинс стала поистине уникальным явлением в мире музыки, сумев добиться неимоверных высот при полном отсутствии слуха, голоса и чувства ритма.
В начале прошлого века она была одной из самых состоятельных женщин США, причем, большую часть своего состояния она заработала самостоятельно. Вместе с тем, её называют худшей оперной певицей за всю историю, и одной из первых представителей «маргинальной музыки». Но, при этом, сама Флоренс считала себя непревзойденной исполнительницей, необычайно талантливой и даже гениальной.
В качестве оправдания в адрес этой женщины нужно сказать, что она страдала психическим расстройством – некой разновидностью Эффекта Даннинга-Крюгера. Данное расстройство характеризуется тем, что человек считает, что он безоговорочно талантлив или имеет высокий уровень квалификации в какой-либо сфере, хотя это объективно не так. Такие люди не способны осознавать свои ошибки, и имеют слишком завышенное представление о собственных качествах и талантах.
Флоренс Дженкинс: биография, ранние годы
Будущая певица появилась на свет в городке Уилкс-Барре, что в штате Пенсильвания, в 1868-м году, девятнадцатого июля, в семье состоятельного промышленника Чарльза Дорранса Фостера и его супруги Мэри Джейн Хоугланд Фостер. Имя, данное девочке при рождении, звучит, как Нарцисса Флоренс Фостер. У неё была младшая сестра по имени Лилиан, но она скончалась в детстве от дифтерии.
Флоренс, как и других девочек из благородных семей, с ранних лет обучали музыке и игре на фортепиано. Однако, если сверстницы воспринимали это, как занудную необходимость, сродни чистописания, то у этой девочки с семилетнего возраста, что называется, проснулась страсть к публичным выступлениям. Тогда она давала свои первые концерты, как «Маленькая мисс Фостер».
В юности у девушки было несколько вполне успешных выступлений, и она решила, что её дальнейшая жизнь будет, непременно, связана с музыкой. В возрасте семнадцати лет Флоренс заявила родителям, что хочет продолжить обучение в Европе, но отец, который, вероятно, не видел перспектив наследницы на этом поприще, категорически отказался оплачивать её занятия музыкой.
Однако, мисс Фостер оказалась весьма находчивой, и вскоре выскочила замуж за состоятельного мужчину, который был вдвое старше неё. Избранником девушки стал Фрэнк Торнтон Дженкинс, и он был готов потакать любым прихотям молоденькой и весьма симпатичной супруги.
Короткий и несчастливый брак с мистером Дженкинсом
После свадьбы супруги перебрались в другой город, потому как родители девушки были крайне недовольны её выходкой. Однако, этот брак оказался совсем недолгим и несчастливым. Мужчина, который красиво ухаживал за Флоренс, в быту оказался довольно скуп, так что ей приходилось зарабатывать самостоятельно.
Дальше было только хуже. После трех лет семейной жизни молодая супруга с ужасом узнала о том, что благоверный «наградил» её сифилисом. Она тут же ушла от Фрэнка и более никогда о нем не вспоминала, но вот с оформлением развода в то время были определенные сложности.
Много лет спустя она говорила, что брак был расторгнут в 1902-м году, но никаких подтверждающих это документов найдено не было. Сама Флоренс до конца жизни носила фамилию супруга.
Болезнь и развившиеся «странности»
В то время сифилис лечили снадобьями, на основе ртути. Но такое лечение было малоэффективным. У девушки произошло серьезное нарушение слуха, а сам недуг перетек в скрытую хроническую форму. Кроме того, за Флоренс стали замечать некоторые «странности», которые со временем прогрессировали.
На этом беды девушки не закончились, и вскоре травма руки поставила крест на её карьере пианистки. В начале прошлого века она перебралась в Нью-Йорк, где вела светскую жизнь. Когда ей было уже за сорок лет, она познакомилась с британским актером по имени Сант-Клер Бэйфилд. Который был почти на десяток лет моложе неё. У них завязалось подобие романа, которое продолжалось до конца жизни женщины.
Возобновление музыкальной карьеры
После смерти отца в 1909-м году, Флоренс вступила в наследство и вскоре решила возобновить свою музыкальную карьеру в качестве певицы, а Бэйфилд стал её менеджером и официальным представителем. Женщина стала брать уроки вокала, а параллельно, вращаясь в светских кругах Нью-Йорка. Она стала давать концерты и создавать постановки, в каждой из которых была главной героиней.
Вскоре она обрела известность, и постоянно высмеивалась за свои слишком яркие и нелепые костюмы собственного дизайна, а также очень слабые певческие способности. Стивен Пайл называл ее «худшей оперной певицей в истории», отмечая, что никому еще, ни до, ни после неё, не удалось освободиться «от оков нотной грамотности».
Невзирая на свою полную техническую некомпетентность (хотя, возможно, и благодаря ей), женщина стала известной, даже культовой, музыкальной фигурой в Нью-Йорке в первой половине прошлого века, а еще обзавелась поклонниками. В 1917-м году она стала основательницей, а также президентом «Soprano Hostess».
Когда в 1930-м году не стало матери Дженкинс, у неё появились дополнительные финансовые возможности для расширения и продвижения своей певческой карьеры, за счет наследства.
Обидное прозвище «антикаллас»
По воспоминаниям современников, Флоренс испытывала серьезные трудности с такими базовыми вокальными навыками, как высота звука, ритм, а также выдерживание нот и фраз. На сохранившихся записях можно слышать, как ее аккомпаниатор Косме МакМун вносит определенные коррективы, дабы компенсировать постоянные вариации темпа, а также ритмические ошибки, однако, как бы он не старался, скрыть неточную интонацию певицы было попросту невозможно.
Оперный импресарио Айра Сифф назвал как-то Флоренс «антикаллас», и это прозвище быстро прижилось. Вместе с тем, многие отмечали, что вокальные способности Дженкинс очень плохи, настолько плохи, что из её выступления получается неплохое театрализованное представление.
Она не просто отклонялась от оригинальной музыки, но и искажала её, порой превращая в некое подобие пародии. Дикция тоже оставляла желать лучшего, особенно, когда «дива» исполняла произведения на иностранном языке.
Сложнейшие оперные арии, которые чаще всего предпочла исполнять Дженкинс, выходили далеко за пределы ее вокального диапазона и технических возможностей, что только подчеркивало все недостатки. Один музыкальный критик признался, что ему пришлось стукнуть себя тростью по ноге, чтобы не рассмеяться в голос на её концерте.
Проблема в том, что сама Флоренс искренне верила в то, что обладает непревзойденными вокальными способностями. Казалось, что она не обращает внимания на критику и смех публики во время своих выступлений, но, на самом деле, женщину это сильно задевало.
Немногочисленные благоприятные статьи, а также мягкие обзоры, которые публиковались в специализированных музыкальных изданиях, вероятнее всего, были написаны друзьями певицы или же ею самой. Она была настоящей светской львицей того времени, имела в своем близком окружении немало влиятельных людей, которые её всячески поддерживали.
Умерла от обиды?
От недуга, которым её в юности заразил супруг, исполнительница страдала всю оставшуюся жизнь. В частности, она полностью лишилась волос, и вынуждена была постоянно носить парики. Но последствия этой болезни дали ей ту самоуверенность, без которой Флоренс никогда бы не добилась таких успехов.
Женщина сама арендовала концертные залы, в которых выступала, и её совсем не смущало то обстоятельство, что там собирались, преимущественно, её друзья. А когда в конце 30-х годов ей предложили записать альбом, певица исполнила каждую песню лишь по одному разу, не делая дублей, чтобы выбрать лучший из вариантов.
Она просто заявила, что у неё с первого раза все получается идеально. Ныне записи с её голосом являются объектами коллекционирования и стоят неимоверных денег.
В октябре 1944-го года Дженкинс дала концерт в Карнеги-холл на самой престижной сцене Нью-Йорка. На тот момент ей было уже 76 лет, и ажиотаж вокруг этого выступления оказался неимоверным. Были проданы все билеты, а цена на них достигала двадцати долларов.
Однако, всего через месяц после этого Флоренс умерла. В связи с этим, широкое распространение получили слухи о том, что женщина не смогла перенести многочисленных насмешливых и даже оскорбительных отзывов критиков в свой адрес. К примеру, в «New York Post» назвали её концерт «одной из самых странных массовых шуток, которые когда-либо видел Нью-Йорк».
Через пять дней после выступления у исполнительницы случился сердечный приступ, а 26-го ноября 1944-го года её не стало. Тем не менее, те, кто лично был знаком с певицей, говорили о том, что она умерла счастливым человеком, ведь её давняя заветная мечта о большой сцене наконец-то сбылась.
Её образ получил широкое распространение в массовой культуре. По мотивам жизни Флоренс Фостер Дженкинс было снято несколько художественных фильмов и поставлен ряд пьес. В 2015-м году на большие экраны вышла французская картина под названием «Маргарита», в которой образ ключевой героини — Маргариты Дюмон основан на биографии Флоренс Дженкинс.
В биографической трагикомедии «Примадонна» (оригинальное название «Флоренс Фостер Дженкинс»), вышедшей в прокат в 2016-м году, в образе оперной певицы предстала оскароносная актриса Мерил Стрип. Картина получила две номинации на кинопремию «Оскар», четыре номинации на «Золотой глобус», а также была отмечена престижной премией BAFTA.