Имя советского пионера Павлика Морозова давно стало нарицательным, вот только используется оно чаще всего в отрицательном значении, в отношении тех, кто из принципа готов предать самых близких людей.
Из простого школьника, в свое время, сделали настоящую легенду, хотя многие современные исследователи считают, что его история – это всего лишь трагедия одной семьи, которую перевернули с ног на голову и раздули до неимоверных масштабов посредством советской пропаганды. Пионеру-герою установили массу памятников, в его честь называли улицы в городах и селах, о нем были написаны стихи, песни и даже оперы.
Однако, в этой истории по сей день немало так называемых «белых пятен», а трагическую судьбу юного Павлика Морозова ныне называют одним из самых печальных примеров идеологической работы в борьбе с «кулаками» и «классовыми врагами».
Павлик Морозов: биография, семья
Его полное имя – Павел Трофимович Морозов, он был родом из небольшого села Герасимовка, где появился на свет в 1918-м году, четырнадцатого ноября. Павлик был старшим из пятерых сыновей в семье Татьяны Семёновны и Трофима Сергеевича Морозовых. Следом за ним на свет появились братья: Георгий (скончался в раннем детстве), Алексей, Федор и Роман.
Глава семейства в годы гражданской войны был младшим командиром, после занял должность председателя сельсовета. Однако, по свидетельствам односельчан, мужчина злоупотреблял своими служебными полномочиями в личных целях: присваивал конфискованные вещи, брал взятки, а также спекулировал бланками и справками.
Морозов-старший обладал крутым нравом, нередко поднимал руку на жену и малолетних сыновей. Через некоторое время он ушел из семьи к соседке по имени Антонина Амосова, оставив Татьяну одну, с четырьмя детьми на руках.
Следует отметить, что бабушка и дед Павлика по отцовской линии буквально ненавидели свою невестку за то, что та была «чужой» – уроженкой другой деревни, а еще она не захотела жить с ними вместе и вести общее хозяйство. Внуков они тоже не любили, никогда ничем не угостили, и даже не сказали доброго слова, а называли лишь: «Танькины щенки».
Суд над Трофимом Морозовым, роль Павлика в этом процессе
В начале 30-х годов слухи о злоупотреблениях председателем сельсовета Герасимовки своими полномочиями дошли до компетентных органов. Вскоре в сам населенный пункт нагрянули с проверкой.
Вопреки распространенной версии о доносе Павлика, истинной причиной ареста мужчины и начала следствия стало задержание нескольких крестьян, у которых были бланки с печатями местного сельсовета. Они тут же сознались, что приобрели их у председателя Морозова.
Суд над главой сельсовета – взяточником, покрывавшим «кулаков», сделали показательным. Позже широкое распространение получила версия о том, что его старший сын Павел выступил во время судебного процесса с пламенной речью, заявив, что это он написал донос на отца, от которого, как пионер и защитник социализма, отрекается. Якобы, это была даже не речь, а самый настоящий обвинительный акт из уст двенадцатилетнего ребенка.
Историю с доносом и обвинительной речью мальчика впоследствии опровергал даже следователь, который вел это дело. Показания в суде против мужа давала сама Татьяна, а юный Павлик лишь подтвердил слова матери.
Многие исследователи и историки склоняются к версии о том, что обиженная женщина хотела отомстить мужу, бросившему её с маленькими детьми, и попросила старшего сына поддержать её, что тот и сделал.
Примечательно, что слова несовершеннолетнего свидетеля даже не были взяты судьей в расчет из-за незначительности показаний. Тем не менее, подросток своим поступком вызвал гнев не только у родни по отцовской линии, но и у односельчан, которых, хоть и недолюбливали Морозова, но не понимали, как сын может свидетельствовать против родного отца.
В итоге Морозова-старшего осудили на десять лет ссылки, а родня с его стороны затаила лютую злость и ненависть к Павлу. Фактически, самые близкие люди вынесли мальчику смертный приговор, а заодно и его младшему брату Фёдору, который, по стечению обстоятельств, оказался рядом с ним.
Убийство Павлика Морозова и героизация его образа
Трагедия разыгралась в сентябре 1932-го года, на следующий год после ареста и ссылки отца Паши. События развивались в следующей последовательности. Второго сентября Татьяна отправилась в город, дабы продать там теленка. Днем позже её тринадцатилетний сын Павел и девятилетний Федор решили пойти в лес за ягодами, предупредив оставшихся дома братьев о том, что они, возможно, заночуют в лесу.
Пятого сентября мама возвратилась домой, и обнаружила, что сыновья так и не вернулись из лесу. Женщина разволновалась, и пошла за помощью к местному милиционеру, который, в свою очередь, собрал людей для поисков пропавших мальчиков. На следующий день были обнаружены бездыханные тела школьников с признаками насильственной смерти.
Долго искать виновных не пришлось, ими, как раннее уже отмечалось, оказались члены семейства Морозовых, возомнившие себя мстителями. Они сами вынесли смертный приговор, и сами же стали палачами для мальчиков.
Сейчас довольно сложно сказать, стал бы Павлик национальным героем, останься он в живых, но именно эта трагедия, определенно, сыграла важнейшую роль во всей истории. Судебный процесс над убийцами детей тоже сделали показательным, а Павлика стали называть пионером-героем, павшим жертвой кулацкого произвола. О Феде же практически не говорили, а если и упоминали где-то, то лишь как о случайной сопутствующей жертве.
Вскоре биографию Павла, как сейчас говорят, «причесали и залакировали». Из него сделали бесстрашного разоблачителя, который донес не только на родного отца, но и на деда с дядькой, укрывавших кулацкое имущество. Затем ему стали приписывать многочисленные разоблачения преступных деяний «кулаков и подкулачников».
Школьнику также приписывали организацию, и руководство самым первым на селе пионерским отрядом, но по факту, он только вступил в отряд, который организовала его учительница. Да и кулацкого подполья, которое якобы разоблачил пионер-герой, по словам историков, в Герасимовке никогда не было.
К слову, на единственном прижизненном снимке мальчика он запечатлен без пионерского галстука, но на всех портретах, бюстах и памятниках на нем, непременно, надет этот символичный атрибут.
Из Паши сделали образец смелого и честного пионера, который не побоялся выступить против своих родственников, потому как считал справедливость дороже кровных уз. Этот образ активно тиражировался.
Сейчас многие факты из биографии мальчика подвергаются сомнениям, но проверить большинство из них уже не представляется возможным, потому как очевидцев тех событий давно нет в живых.
Судьбы членов семьи Павлика Морозова
Участь практически всех членов семейства Морозовых оказалась печальной. Убийц юных Павлика и Феди судили по всей строгости закона. Его двоюродного брата – девятнадцатилетнего Данила и крестного отца – Арсения Кулуканова, который также доводился мальчикам дядькой, приговорили к расстрелу, как исполнителя и инициатора преступления, соответственно.
Дед Сергей и бабушка Ксения были признаны соучастниками, и получили тюремный срок, но пожилые люди вскоре умерли в заключении. Еще одного дядьку мальчиков – Арсения Силина, который изначально проходил по делу как соучастник преступления, в ходе следствия оправдали.
Что касается двух оставшихся в живых братьев Морозовых и их матери, то младший из братьев – Роман принимал участие в Великой Отечественной войне, получил тяжелое ранение, от которого не смог оправиться, и умер вскоре после возвращения домой (согласно другой версии, он погиб в бою).
Алексей оказался единственным из братьев, кто создал собственную семью и обзавелся наследниками. Он дважды был женат, от разных браков у него появилось двое сыновей: Денис и Павел (назван в честь своего знаменитого дядьки).
Алексей был осужден и отправлен на несколько лет в тюрьму, как «враг народа», и даже родство со знаменитым пионером-героем ему не помогло. Сам мужчина утверждал, что его в военные годы попросту оклеветали, а разбираться тогда никто не стал.
После реабилитации Алексей долгие годы жил где-то в Крыму, тихо и неприметно, стараясь не афишировать свое родство с легендарным пионером-героем. Лишь в 80-е годы он дал о себе знать, выступив в защиту брата, когда в перестройку начали разоблачать мифы о Павлике, и превращать его в антигероя.
Мама Татьяна после тех трагических событий забрала двух оставшихся сыновей и покинула село, потому как опасалась встречи с экс-супругом, после его возвращения из ссылки. Женщина обосновалась в Крыму, и получала пожизненную и весьма солидную правительственную пенсию. Она умерла в 1983-м году, в довольно преклонном возрасте.
Глава семейства, осужденный на десять лет ссылки, был освобожден досрочно за «ударный труд». О дальнейшей судьбе мужчины нет практически никаких сведений. Он вернулся в родное село, где жил неприметно, и старался не напоминать окружающим о себе и трагической истории своей семьи.
В заключении добавим, что историю Морозова сначала широко растиражировали, превратив его в героя и культовую личность. Затем, в годы перестройки, многие пытались развенчать мифы вокруг его имени, а некоторые откровенно поливали мальчика грязью.
Но современные исследователи и биографы все чаще склоняются к версии о том, что Павлик был жертвой семейных разборок, но, в силу сложности смой ситуации, его судьба вызвала интерес и спровоцировала резонанс, а всю остальную работу сделала мощная советская пропаганда.
В начале 00-х годов известный российский режиссер-документалист Александр Борисович Белобоков снял фильм под названием «Семейная тайна Павлика Морозова», в котором были использованы уникальные фрагменты интервью, взятые в 80-е годы у очевидцев и непосредственных участников тех событий. Его работа проливает свет на некоторые загадки знаменитого советского мифа.