Впервые на поле боя танк появился в начале прошлого века, а именно, в 1916-м году, и, показав свою высокую эффективность в действии, спровоцировал настоящую революцию во взгляде на роль бронированных боевых машин в ходе сражения.
Отечественными изобретателями прототипов современного танка, такого, каким мы привыкли его видеть, являются Федор Абрамович Блинов – простой волжский машинист-самоучка, разработавший «вагон с бесконечными рельсами» – первый гусеничный трактор, Александр Александрович Пороховщиков, разработавший первый «Вездеход» и другие конструкторы-разработчики.
Однако, за долгие годы и даже столетия до этого многочисленные изобретатели и разработчики, преследуя различные цели, уже предпринимали попытки создать тихоходную бронированную конструкцию.
Танк прошел сложный, многовековой путь от неповоротливой и малонадежной повозки, до могучего средства ведения войны, сочетающего в себе огневую мощь, надежность, маневренность и хорошую защиту. Естественно, все это появилось путем многочисленных проб, ошибок, а также постепенных доработок и усовершенствования моделей.
История создания самых первых танков, и их прототипы
В том виде, в котором танк впервые появился на поле боя, он уже являл собой принципиально новое, грозное боевое средство. Говорить о его прототипах можно весьма условно, ведь лишь отдельные характеристики и свойства современного танка были присущи некоторым изобретениям и видам вооружения из прошлого, которые многие авторы пытаются выдать за прообразы танка.
И так, в Средние века своеобразными «танками» были рыцари, с головы до ног закованные в тяжелые доспехи, которые нередко покрывали не только самого рыцаря, но и его коня. Грубо говоря, он уже сочетал в себе три основные характеристики танка: защита, подвижность и ударная сила.
Когда появилось огнестрельное оружие, такие доспехи и латы стали практически бесполезными, ведь они не выдерживали выстрела пули, а те, что могли выдержать, были столь тяжелы, что человек попросту не мог бы в них двигаться.
В Англии, во времена правления Генриха восьмого, была сконструирована, так называемая, «тюдоровская повозка», представлявшая собой двухэтажный передвижной блокгауз. Внизу находились лошади, передвигавшие конструкцию, а на верхнем «этаже» располагались солдаты, которые стреляли, используя специальные бойницы.
Великий художник и изобретатель Леонардо Да Винчи также делал чертежи и наброски самоходной, неуязвимой для врага боевой повозки. Он был уверен в эффективности этого изобретения, но ему требовались деньги для воплощения разработки в жизнь.
С этой просьбой Да Винчи обратился к миланскому герцогу Сфорца, но тот отказал в финансировании, не поверив, что такой замысел можно в действительности реализовать.
В середине шестнадцатого века в Германии был разработан проект передвижной крепости с артиллеристами, эдакий «Гуляй-город». А почти полвека спустя итальянский изобретатель доработал данный проект, сделав его еще и плавучим, но все равно, данная конструкция имела ряд серьезных недостатков.
Несколько позже в Европе появились укрепленные повозки с массивными колесами, имевшими форму конуса. Это увеличивало проходимость транспортного средства, так как, когда повозка шла по бездорожью, и колеса вдавливались в сырой грунт, то площадь их опоры увеличивалась.
Идея создания транспортного средства на гусеничном ходу появилась в начале восемнадцатого века (хотя ранее уже предпринимались попытки его проектирования в разных вариантах), когда француз по имени д’Эрман сумел доказать, что такой механизм превосходит колесный по проходимости. Проект с «бесконечными лентами» получил одобрение, но дальше дело так и не двинулось.
Первый действующий гусеничный движитель был создан лишь в 1818-м году, а еще несколько десятков лет спустя в Англии разработали паровую гусеничную машину, использовавшуюся на болотистых землях в Ланкашире. Вскоре после этого появился и проект первого гусеничного экипажа, который был запатентован на территории России штабс-капитаном Загряжским.
Но, вплоть до начала двадцатого века еще не было возможности должным образом сбалансировать в одном изобретении все необходимые танку характеристики, так что постоянно приходилось чем-то жертвовать.
Федор Блинов и его изобретение
Федор Абрамович обратился с ходатайством в Департамент торговли, желая получить патент на «вагон с бесконечными рельсами». Произошло это событие пятнадцатого марта 1878-го года. В сентябре следующего года он получил патент, а еще через год его изобретение уже проходило первые испытания.
Следующее десятилетие Блинов посвятил тому, чтобы разработать и построить на базе своей гусеничной платформы трактор на паровом двигателе. В ходе своих испытаний ему удалось еще и решить задачу поворота гусеничного самохода, используя неодинаковые скорости вращения гусениц.
Разработка Василия Менделеева
Стоит отметить, что в начале двадцатого века над разработкой первого в мире сверхтяжелого танка усердно работал и наследник знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева – Василий Дмитриевич Менделеев.
Инженер-кораблестроитель по образованию предложил даже не танк, а целый бронированный форт, который бы перемещался на гусеничном ходу.
Однако, предложенная им машина была очень громоздкой и тяжелой, что сильно снижало её проходимость, но эта разработка стала неплохой научной и технической базой для появления современных танков.
Танки в Первой мировой войне
Основным фактором, ускорившим процесс создания танка и применения его на практике, стала разразившаяся Первая мировая война. В этот период в Великобритании начали выпускаться тяжелые боевые машины типа Mk, первое поколение которых имело колесный хвост, позже они были доработаны и выпущены несколькими сериями.
За океаном также трудились над разработкой и созданием собственной тяжелой боевой машины. Так в 1918-м году появился опытный американский танк под названием «Холт Газ-Электрик», который, впрочем, так и не был принят на вооружение.
Владелец одного из крупнейших европейских автомобильных заводов – Луи Рено смог в очередной раз доказать, что он один из лучших конструкторов своего времени, воплотив в жизнь идею постройки легкого танка.
Разработанная им машина «Рено» FT-17 стала одной из самых выдающихся моделей танка за долгую историю его создания. Его компоновка стала классической и широко распространена по сей день.
Нужно отметить, что в России, с началом Первой мировой войны, также разрабатывался проект оригинального легкого танка. Её автором являлся мастер Рижского машиностроительного завода по имени Александр Александрович Пороховщиков – дед культового отечественного актера Александра Пороховщикова.
Его изобретение получило название «Вездеход», а постройка опытного образца на резиновых гусеницах была завершена весной 1915-го года. Позже Пороховщикову поступил заказ на изготовление более мощного «Вездехода-2», но из-за разразившейся в стране революции проект свернули.
Примерно в это же время занимался разработкой собственной боевой машины инженер Николай Николаевич Лебеденко. Он по собственной инициативе работал над грандиозным изобретением, ныне известным как «царь-танк», диаметр колес которого составлял девять метров.
Также у конструкции имелся задний управляемый каток для поворотов. Однако, опытный образец показал себя крайне неудовлетворительно Проект свернули, но в истории он остался, как самая большая из когда-либо созданных наземных боевых машин.
Судьбы изобретателей первых отечественных танков
Начнем мы, пожалуй, с Фёдора Абрамовича Блинова. Хотя его изобретение не было изначально предназначено для ведения боя, а лишь для транспортировки грузов, трактор на гусеничном ходу стал основой для последующей разработки гусеничного танка.
Изобретатель прожил достаточно долгую жизнь. В конце девятнадцатого века он разработал пожарный насос собственной конструкции, и организовал его массовое производство.
На сельскохозяйственной и промышленной выставке был награжден за свое изобретение серебряной медалью. Блинов умер в 1902-м году, всего месяц не дожив до своего 71-го дня рождения.
Василий Дмитриевич Менделеев был талантливым инженером-изобретателем. Помимо создания проекта отечественного танка, на его счету были и другие выдающиеся разработки.
Он трудился конструктором на судостроительных заводах, был одним из основных разработчиков подводных лодок и минных заградителей. К сожалению, скончался он в возрасте 35-ти лет от брюшного тифа.
Инженер и конструктор Николай Николаевич Лебеденко, вскоре после того, как проект его «царь-танка» был свернут, эмигрировал в Америку. О дальнейшей судьбе изобретателя ничего не известно.
Русский и советский ученый Борис Сергеевич Стечкин предположил, что Лебеденко, вероятнее всего, вскоре умер: «О таком, как он, мы бы непременно услышали. Значит, нет в живых, иначе обязательно объявился бы!».
Пожалуй, наиболее печальная участь постигла изобретателя «Вездехода» – инженера-конструктора Александра Александровича Пороховщикова. Еще в юности, будучи гимназистом, он увлекся самолетостроением. Уже в возрасте семнадцати лет он сконструировал аэроплан, который одобрил сам Николай Егорович Жуковский.
В девятнадцатилетнем возрасте Пороховщиков организовал собственную опытную мастерскую, где построил моноплан простой конструкции, на котором сам же и летал. Через несколько лет он построил и успешно испытал первый в мире двухбалочный самолет. Затем преступил к разработке вездеходной машины, параллельно продолжая заниматься самолетами.
Но гениальный конструктор и изобретатель попал под волну репрессий. Проектированием гидросооружений он занимался уже в стенах концлагеря СЛОН. Был освобожден, работал в московских гидропроектных организациях.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны его перевели в автобронетанковое управление РККА. Но в октябре 1940-го года Пороховщикова обвинили в шпионаже и антисоветской деятельности.
28-го июля 1941-го года изобретателя и конструктора расстреляли. На тот момент ему не было еще и 50-ти лет. Почти полтора десятка лет спустя, в декабре 1955-го года он был посмертно реабилитирован.