В этом месяце исполнится 46-я годовщина со дня смерти легендарной советской актрисы и певицы, кавалера Ордена Ленина и обладательницы двух Сталинских премий – Любови Петровны Орловой. Народная артистка СССР получила весьма лестное прозвище «советской Марлен Дитрих», обладала яркой внешностью, мощной харизмой, выдающимися вокальными данными, а также с легкостью перевоплощалась в любые образы. Помимо этого, актриса великолепно танцевала и мастерски играла на пианино.
Среди наиболее известных её экранных работ следует отметить культовые музыкальные кинокомедии «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга», детективный фильм «Ошибка инженера Кочина», драматическую ленту «Одна семья», фантастическую музыкальную комедия «Весна», кинокомедию «Русский сувенир», а также шпионский фильм «Скворец и Лира».
Любовь Петровна дважды вступала в брак официально, и один из её союзов был гражданским, но наследниками она так и не обзавелась. Вторым законным мужем актрисы был кинематографист Григорий Васильевич Александров, в браке с которым она прожила более четырех десятков лет. Он сыграл ключевую роль в её судьбе и карьере, но за фасадом идеального брака скрывалась совсем неидеальная жизнь.
Григорий Александров: путешествие в Голливуд
Культовый советский кинематографист, лауреат двух Сталинских премий и трех Орденов Ленина, родился в Екатеринбурге, в простой семье горнорабочего, в 1903-м году, десятого января. С юных лет Григорий был знаком с Иваном Александровичем Пырьевым, вместе с которым они создавали и развивали художественную самодеятельность на Урале.
После окончания школы поступил на режиссерские курсы екатеринбургского рабоче-крестьянского театра, а в начале 20-х годов вместе с Пырьевым отправился учиться в Москву.
В столице Александров вскоре познакомился со знаменитым режиссером и сценаристом – Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, с которым у него завязались дружеские и рабочие отношения. Они вместе ставили сначала спектакли в театре, а после взялись за кинематограф.
Григорий Васильевич работал над сценарием историко-революционного фильма Эйзенштейна – «Стачка», а годом позже исполнил одну из ключевых ролей в его культовой драматической киноэпопее «Броненосец „Потёмкин“».
Этот фильм стал настоящей сенсацией не только в Советском Союзе, но и за океаном. Тогда же Голливуд стал зазывать к себе талантливого советского кинематографиста, чтобы он помог им снять что-то подобное.
В 1930-м году Александров отправился за океан в качестве помощника Эйзенштейна по приглашению киностудии «Paramount Pictures». Обо всех событиях, произошедших в той поездке, а также собственные чувства, впечатления и эмоции Григорий Васильевич тщательно записывал в собственном личном дневнике.
Следует отметить, что он был горячим поклонником западного кинематографа, и даже своего единственного сына, рожденного в первом браке с артисткой Ольгой Ивановой, он назвал Дугласом, в честь культового голливудского актера Дугласа Фэрбенкса-старшего.
Советские кинематографисты много путешествовали по Соединенным Штатам и Мексике, где сняли драматический фильм «Да здравствует Мексика!», отмеченный позже премией Московского международного кинофестиваля.
В дневниках Григорий Васильевич отмечал, как трудно ему тогда работалось с Эйзенштейном, страдавшим от огромного количества фобий и тяжело переносившим дорогу.
В тот период Александров познакомился с культовой кино-дивой Марлен Дитрих, сыгравшей ключевую роль в его творчестве. Сам он никогда открыто не говорил о том, какие отношения их связывали, но Ольга Васильевна – родная сестра кинематографиста, как-то обмолвилась о том, что у её брата и Дитрих случился настоящий бурный, хоть и кратковременный роман.
Любовь Орлова: личная жизнь до знакомства с Александровым
До знакомства с Александровым, актриса дважды успела побывать замужем. Её первый официальный брак с известным советским политическим деятелем – Андреем Гаспаровичем Берзиным продлился около четырех лет, но в 1930-м году мужчина, занимавший пост замначальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия СССР, был арестован вместе с несколькими своими коллегами и сослан в Казахстан.
Любовь Петровна о судьбе своего первого супруга после его ареста ничего не знала, и лишь много лет спустя, уже будучи известной актрисой и всенародной любимицей, просила самого Сталина разузнать о Берзине и, по возможности, помочь ему.
Как оказалось, мужчина в конце 30-х годов был повторно арестован, долгое время находился в ссылке, и лишь после завершения Великой Отечественной войны смог возвратится обратно в Москву. Он умер от онкологического заболевания в 1951-м году.
Затем около полутора лет актриса жила гражданским браком с австрийским импресарио по имени Франц. Однако, эти отношения оказались непрочными, до свадьбы дело так и не дошло, и в начале 1933-го года пара рассталась.
Любовь Орлова и Григорий Александров: история любви
Уже известный кинематографист и восходящая звезда экранов познакомились в 1933-м году, вскоре после того, как Александров возвратился на родину, после продолжительного пребывания за океаном.
Так, в один из весенних дней, известный художник Пётр Вильямс посоветовал своему другу-режиссеру сходить на спектакль в музыкальный театр, работавший при МХАТе. Там в постановке «Перикола» играла красавица Любовь Орлова.
Кинорежиссер, немного поразмыслив, решил последовать совету, и отправился в театр на спектакль. С первых же минут мужчина был буквально заворожен красотой и актерским талантом несравненной Любови Петровны.
В тот же день, после завершения постановки, состоялось судьбоносное знакомство двух талантливых людей. Григорий Васильевич уже тогда понял, кому он доверит главную роль в своей новой музыкальной кинокомедии «Веселые ребята».
Режиссер и актриса сразу же прониклись взаимной симпатией друг к другу. А в период работы над их первым совместным фильмом, они стали законными мужем и женой. Впоследствии Орлова регулярно появлялась в картинах своего супруга, была его главной музой, талисманом и залогом успеха каждого нового фильма.
Любовь Орлова – «советская Марлен Дитрих»
Любовь Петровна была женщиной яркой, эффектной и несколько экстравагантной. Ходили слухи о том, что актриса неоднократно пользовалась услугами именитых зарубежных пластических хирургов, дабы сохранить свою молодость и красоту.
Насколько эта информация правдива сейчас уже проверить не представляется возможным, но Орлова, даже в преклонном возрасте выглядела гораздо моложе своих лет.
По мнению театрального критика Виталия Вульфа, Александров пытался «вылепить» из своей супруги подобие Марлен Дитрих. К примеру, в картине «Веселые ребята» у неё был характерный аксессуар – цилиндр, как у Марлен в «Голубом ангеле».
В фильме «Цирк» номер Орловой на жерле пушки зеркален номеру Дитрих на бочке: практически те же движения и те же ракурсы. Даже имя для героини режиссер выбрал весьма созвучное – Марион Диксон.
Однако, неискушенный советский зритель всех этих параллелей и аналогий не замечал просто потому, что не был знаком тогда с творчеством самой Марлен Дитрих. Западные фильмы были доступны лишь очень узкому кругу людей, поэтому публика боготворила Орлову и ни с кем её не сравнивала.
Как мы уже отметили, доподлинно неизвестно, был ли роман между Александровым и Дитрих, но режиссер, определенно, был влюблен в эту кино-диву. По словам внука кинематографиста – Григория Дугласовича Александрова, Марлен была единственной женщиной, к которой Любовь Петровна просто безумно ревновала своего мужа.
К примеру, в домашнем архиве хранился снимок режиссера с Гретой Гарбо, на котором губной помадой было написано: «To my love Grigoriy. Hollywood. 1930». Это фото Любовь Петровна не тронула, а вот фотографии, где Александров был запечатлен с Дитрих, Орлова собственноручно уничтожила все до единой.
Григорий Александров и Любовь Орлова: странный брак
На первый взгляд союз актрисы и кинематографиста был практически безупречным: талантливые, успешные, знаменитые, обласканные публикой и высоким руководством страны. Однако, пара за десятки лет, прожитые вместе, так и не перешла на «ты», у супругов были разные спальни, и даже в отелях они селились в разных номерах.
К завтраку актриса выходила всегда при полном параде: прическа, безупречный макияж, и туго затянутый корсет. Ходили слухи о том, что Александров не позволил жене иметь детей, дабы она не испортила свою великолепную фигуру и не делала перерывов в карьере.
О том, чтобы воспитывать в семье сына кинорежиссера от первого брака, тоже речи не шло, лишь с возрастом Дуглас начал изредка общаться с отцом.
Истинным главой семьи и хранителем семейного очага всегда оставалась Любовь Петровна. Актриса сама готовила и поддерживала порядок в доме, хотя вполне могла нанять для этого прислугу. Супругу же она просто позволяла заниматься тем, что он любил больше всего в жизни – снимать кино.
Орлова и Александров получили ряд престижных премий на международных кинофестивалях, что по тем временам было большой редкостью для Советского Союза. Они были едва ли не единственной супружеской парой, которая могла беспрепятственно выезжать за пределы страны.
Любовь Петровна практически ничем не уступала своим зарубежным коллегам: она умела вести себя в высшем обществе, свободно владела немецким и французским языками, могла себя преподать на светских раутах и официальных приемах в самом выгодном свете, а еще изысканно и со вкусом одевалась.
Даже на склоне лет, когда Орлова была уже тяжело больна раком поджелудочной железы, она попросила установить в её палате балетный станок, и по полтора часа в день занималась гимнастикой и хореографией, чтобы поддерживать хорошую форму. Актриса скончалась в 1975-м году, 26-го января, в возрасте 73-х лет.
Григорий Александров после смерти Любови Орловой
После того, как режиссер овдовел, он оставил работу в кинематографе, и взялся за написание мемуаров. Его единственный сын Дуглас, с которым звездный отец долгое время практически не общался, к тому времени успел отсидеть в тюрьме по обвинению в антисоветской деятельности, и имел серьезные проблемы со здоровьем.
Пожилой Григорий Васильевич поселился на загородной даче, куда к нему перебрались сын с невесткой – манекенщицей московского Дома моделей Галиной Крыловой. Вскоре она стала полноправной хозяйкой в доме своего свекра. А через три года от сердечного приступа скончался сын кинематографиста – Дуглас.
Однако, после смерти мужа Галина не уехала, а осталась жить в доме свекра. Через год она стала третьей законной супругой Григория Васильевича. Этот странный союз многие обсуждали и осуждали, однако, по словам племянницы кинематографиста, Александров заключил брак с невесткой вовсе не из-за вспыхнувшей между ними страсти, а чтобы все нажитое им имущество и архивы остались в семье, ведь вдова является наследником первой очереди. Так впоследствии и получилось.
Григорий Васильевич пережил Любовь Петровну почти на девять лет. В 1983-м году он снял документальный фильм о своей супруге под названием «Любовь Орлова». Кинематографист скончался в Москве от почечной инфекции, в 1983-м году, шестнадцатого декабря, в возрасте 80-ти лет.