В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня трагической смерти русого и советского поэта и драматурга, одного из величайших поэтов двадцатого века – Владимира Владимировича Маяковского. Согласно официальной версии, 36-ти летний мужчина добровольно ушел из жизни, но, по прошествии стольких лет, все еще находятся люди, которые уверенны в том, что поэту помогли покинуть этот мир.
Произведения Маяковского и сейчас вызывают искренний восторг у читателей. Он был неординарен, многогранен в своем творчестве, а его жизнь была полна любовных переживаний. Поэт никогда не был официально женат, но на его счету было немало ярких романов, причем, некоторые из них, в буквальном смысле, вошли в историю, в частности, его отношения с «музой русского авангарда» – Лилей Юрьевной Брик. Также известно о двоих внебрачных детях классика.
Последней любовью в жизни поэта стала молоденькая красавица-актриса по имени Вероника Витольдовна Полонская. Их роман продолжался чуть больше года, и именно Вероника стала последним человеком, общавшимся с Маяковским и единственным свидетелем его ухода из жизни.
Мать и сестры поэта открыто винили в трагедии Полонскую, из-за чего девушка даже не смогла прийти на церемонию прощания с любимым мужчиной. Ей самой было суждено прожить долгую жизнь, но до последних дней она вспоминала о главном мужчине в своей судьбе.
Владимир Маяковский: биография, творчество, ранние годы
Будущий поэт, драматург, а позже актер и кинематографист появился на свет в грузинском городе Багдати, в 1893-м году, девятнадцатого июля, в многодетной семье специалиста по лесному хозяйству. Двое его родных братьев: Константин и Александр умерли в раннем детстве.
Володя рос вместе с двумя старшими сестрами: Людмилой и Ольгой. Когда мальчику было тринадцать лет, глава семейства скончался от заражения крови, уколовшись канцелярской иглой, когда сшивал документы. С тех пор у поэта появилась навязчивая фобия перед иглами и булавками, которая преследовала его на протяжении всей жизни.
Семья жила довольно скромно, а после смерти отца ситуация усугубилась. Володю исключили из гимназии из-за неуплаты за обучение, после чего мать с сыном и дочерьми перебралась в Москву. Там мальчик поступил в одну из гимназий, где учился вместе с братом Бориса Пастернака – Александром. Еще в юности Маяковский принимал участие в революционных демонстрациях, а также распространял агитационные брошюры.
Впервые стихотворение молодого человека было опубликовано на страницах нелегального издания под названием «Порыв». По мнению самого поэта, получилось оно «весьма революционно и столь же безобразно».
В юности Маяковского несколько раз арестовывали за его активную революционную деятельность. Но, своими первыми стихотворениями, пропитанными духом революции, поэт сам был весьма недоволен.
В 1911-м году его тогдашняя пассия – художница Евгения Ланг вдохновила молодого человека заняться живописью, и он даже поступил в профильное московское училище. Но годом позже состоялось первое публичное выступление начинающего поэта, а еще через год он издал свой первый сборник стихов.
В 1915-м году, благодаря французской писательнице Эльзе Триоле, с которой у Маяковского был роман, он познакомился со своей главной музой – Лилей Брик. Впоследствии практически все свои произведения поэт посвящал ей.
Несмотря на то, что женщина состояла в законном браке, между ними завязались продолжительные близкие отношения, а с 1918-го года Маяковский проживал вместе с Бриками в одном доме.
Но, несмотря на тесную связь с Лилей Юрьевной, вдохновлявшей поэта, он крутил романы и с другими женщинами, результатом которых стало рождение двух внебрачных детей. По мнению Брик, любовные переживания шли Владимиру только на пользу, ведь «он помучается и напишет хорошие стихи». Последней возлюбленной поэта стала молоденькая актриса МХАТа по имени Вероника (Нора) Витольдовна Полонская.
Вероника Полонская: биография до знакомства с Владимиром Маяковским
Будущая актриса появилась на свет в Москве, в 1908-м году, шестого июня, в известной творческой семье. Её отец являлся настоящей звездой русского дореволюционного немого кинематографа, а мама была популярной русской, а потом и советской актрисой. Кроме того, оба родителя играли на театральной сцене, и были обласканы публикой.
Маленькую Веронику с детства в семье все ласково называли Норой. Она росла в театральном закулисье, с ранних лет окунулась в актерскую атмосферу, и уже в семилетнем возрасте вместе с отцом снялась в немом кино.
В 1918-м году глава семейства подписал выгодный контракт с голливудской киностудией, и должен был вместе с семьей эмигрировать за океан. Но, накануне отъезда мужчина скоропостижно скончался от пищевого отравления, а его жена и дочь так и остались в Москве.
В возрасте шестнадцати лет Вероника поступила в актерскую школу при Московском Художественном театре, где осталась работать после окончания учебы. Уроки актерского мастерства девушке давал сам Константин Сергеевич Станиславский, а в своих постановках Полонскую задействовал Владимир Иванович Немирович-Данченко.
В 1926-м году юная актриса впервые связала себя брачными узами. Её избранником стал известный актер и театральный режиссер по имени Михаил Михайлович Яншин, в браке с которым она прожила почти семь лет. Тем не менее, в период брака с Михаилом Михайловичем Вероника и закрутила, пожалуй, самый яркий роман в своей жизни.
Владимир Маяковский и Вероника Полонская: история любви
В 1928-м году молоденькая актриса снялась в киноленте «Стеклянный глаз», созданной режиссерами Лилей Брик и Владимиром Жемчужным. Именно благодаря этой работе и произошло её знакомство со знаменитым поэтом. После окончания съемок Нору пригласил на одно из светских мероприятий Осип Максимович Брик.
Там же присутствовал и Владимир Владимирович, которому Брик любезно представил восходящую звезду кинематографа. В тот же день они еще раз пересеклись на приеме у писателя и поэта Валентина Петровича Катаева.
На момент знакомства поэту было уже 36 лет, а юной актрисе едва исполнился 21 год. Тем не менее, пятнадцатилетняя разница в возрасте их нисколько не смутила, они довольно быстро сблизились, стали общаться и видеться каждый день.
Их роман развивался стремительно, и мужчина вскоре начал настаивать на том, чтобы молодая любовница развелась с супругом. Однако, Вероника вовсе не торопилась расторгать брак, потому как любовник, хоть и был человеком весьма одаренным, но обладал очень сложным характером.
Владимир Владимирович очень трепетно относился к юной музе, старался её не огорчать, не делился с ней своими проблемами и неприятностями, а многие аспекты его жизни оставались для девушки закрытыми. Однако, своей ревности к Яншину поэт даже не пытался скрыть, и со временем все сильнее настаивал на том, чтобы актриса окончательно ушла от своего мужа.
Трагическая смерть поэта
Роковой 1930-й год начался для поэта весьма скверно: мужчина много болел, а когда в феврале супруги Брик уехали в Европу, он остался один. С его выставкой, носившей название «20 лет работы», произошел конфуз – вопреки надеждам и ожиданиям Владимира Владимировича, её не посетил никто из видных литературных деятелей или руководителей государства.
Премьеры его пьесы «Баня» и спектакля «Клоп» также потерпели крах, а в литературных кругах начали перешептываться о том, что известный поэт и драматург попросту «исписался».
В это же время у Вероники тоже было не все гладко в театре, и возлюбленный стал настаивать на том, чтобы она уволилась оттуда, чего девушка сделать категорически не могла. Они стали часто ссориться по мелочам, но после всегда мирились. В последние дни перед своим трагическим уходом, поэт находился на грани помешательства.
Утром, четырнадцатого апреля Маяковский заехал за девушкой и привез её на такси в свою комнату на Лубянке. Мужчина запер дверь, а ключ положил в карман, после чего принялся убеждать любовницу уволиться из театра и развестись с мужем. По воспоминаниям актрисы, он плакал и пребывал в отчаянии. Но в тот день у неё была важная репетиция с Владимиром Немировичем-Данченко, куда Вероника не могла опоздать, и поэта это очень злило.
Несмотря на все его уговоры и слезы, девушка ушла. Но она лишь успела дойти до парадной, как услышала выстрел, а когда возвратилась в комнату, то увидела еще не рассевшийся дым от выстрела, и поэта, с расплывающимся на груди красным пятном. По воспоминаниям Полонской, он был еще жив и даже попытался приподнять голову, нот тут же обмяк и стал стремительно бледнеть. Приехавшая на вызов скорая лишь констатировала смерть мужчины.
Как жила Вероника Полонская после гибели Владимира Маяковского
В своем предсмертном послании Маяковский называл своей семьей маму, сестер, Лилю Брик и Веронику Полонскую. Однако, именно последнюю винили в том, что поэт добровольно покинул этот мир.
Супруги Брик, узнав о случившемся, срочно прервали свое европейское турне и прибыли на похороны, а вот актриса прийти не решилась, потому как мать и сестры погибшего любовника винили в трагедии только её.
Вероника Витольдовна и сама испытывала чувство вины, о чем она впоследствии подробно написала в своих мемуарах. Однако, многие считают, что та последняя ссора, все же, не была причиной смерти поэта, но оказалась некой последней каплей. Свои воспоминания об отношениях с Маяковским актриса написала еще в конце 30-х годов, но опубликовать их решилась лишь полвека спустя – в 1987-м году.
В 1933-м году актриса исполнила одну из ключевых ролей в драматической ленте «Конвейер смерти», затем она сыграла в комедийной ленте «Три товарища», а после в её кинокарьере наступил длительный перерыв. В это время актриса играла на сцене театра Юрия Завадского, Ростовском драмтеатре, затем на несколько лет возвратилась во МХАТ, а после перешла в столичный драмтеатр имени Ермоловой.
Вероника Витольдовна возвратилась на большие экраны в 60-е годы, сыграв небольшую роль в исторической киноэпопее «Война и мир». Затем была картина «Улыбнись соседу», а позже она появилась в исторической ленте «Мать Мария».
Что касается личной жизни, то после гибели Владимира Владимировича у актрисы вспыхнул роман с театральным критиком Осипом Мартыновичем Бескиным. В 1933-м году она развелась с Яншиным.
Вторым законным супругом Полонской стал Валерий Александрович Азерский, но он попал под волну репрессий в 1937-м году. За год до этого Вероника родила своего единственного наследника – сына, которому дала имя Владимир в честь Маяковского.
Третьим законным супругом Полонской стал актер Димитрий Павлович Фивейский. Он усыновил маленького Володю и дал ему свою фамилию. Позже наследник эмигрировал за океан, обосновался в Соединенных Штатах и стал довольно известным врачом.
Сама Вероника Витольдовна последние годы своей жизни провела в Москве, в Доме ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной. Там же она и скончалась в 1994-м году, четырнадцатого сентября, на 87-м году жизни. Актриса была похоронена на Ваганьковском кладбище.