Русская артистка балета Анна Павловна (Матвеевна) Павлова, еще при жизни стала настоящей легендой и одной из лучших балерин двадцатого века. Хореографическая миниатюра под названием «Умирающий лебедь» в её блестящем исполнении стала эталоном высокого искусства русской балетной школы, а сама она способствовала, в свое время, утверждению мировой славы русского балета.
Но, если в карьерном плане Анне Матвеевне удалось добиться неимоверных высот, то в личной жизни она до конца своих дней оставалась глубоко несчастной женщиной. К сожалению, легендарная балерина не дожила и до своего 50-ти летнего юбилея, скоропостижно скончавшись от пневмонии во время гастролей.
Единственной любовью и самой большой болью Павловой был Виктор Дандре, которого она некогда безумно любила, а после, казалось, с такой же силой возненавидела. Этот мужчина, по некоторым данным стал её законным супругом, но информация об их браке тщательно скрывалась по настоянию самой примы.
Анна Павлова: биография, творческая карьера
Будущая прима-балерина появилась на свет в Санкт-Петербурге, в 1881-м году, 31-го января, в семье отставного военного Матвея Павловича Павлова и его супруги – Любови Федоровны Павловой.
Через несколько лет после рождения дочери, глава семейства скончался, а воспитанием девочки занималась мама. Ходили слухи о том, что на самом деле отцом Анны являлся некий состоятельный банкир еврейских кровей, который отказался признавать отцовство из-за своего высокого положения.
Аня родилась недоношенной, была очень слабой и худой, а первые годы жизни боролась с многочисленными недугами, постоянно её одолевавшими. Затем мама отвезла малышку в Лигово, в деревенский дом её бабушки. Там, на свежем воздухе, парном молоке и домашних продуктах девочка буквально ожила и расцвела. Со временем мама стала забирать Аню к себе в Северную столицу.
Во время одной из таких поездок девочка попала в театр на балет под названием «Спящая красавица». Маленькая Аня была буквально заворожена происходящим на сцене, а после спектакля твердо заявила о том, что хочет научиться танцевать так же, как главная героиня.
Родительница решила, что рост и параметры наследницы вполне подходят занятия балетом, и отвела восьмилетнюю дочь в профильную хореографическую школу. Правда, с первого раза Аню не взяли, но в возрасте десяти лет ей удалось добиться желаемого.
Затем она поступила в престижное Императорское театральное училище, а после его окончания в 1899-м году, девушка была принята в труппу Мариинского театра. Еще в студенческие годы Анна стремилась стать лучшей, тренировалась ежедневно по восемь часов, и даже добилась участия в выступлениях перед царской семьей.
Балерина начинала с небольших партий, но была задействована сразу в нескольких постановках именитого балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Её сценическим партнером вскоре стал Михаил Михайлович Фокин, который позже, став известным хореографом-постановщиком, продолжил плодотворно сотрудничать с Павловой, и поставил для неё такие шедевры, как «Умирающий лебедь» и «Виноградная лоза».
Начиная с 1908-го года, балерина много гастролировала по европейским странам, а афиши с её портретом вызывали настоящий ажиотаж. Вскоре Анна Матвеевна начала ставить собственные номера, которые пользовались не меньшим успехом, чем те, которые ей ставили известные хореографы.
Когда грянула Первая мировая война, звезда балета поселилась в Великобритании, но постоянно гастролировала со своей труппой по всему континенту.
К началу 20-х годов слава о великой русской балерине и её коллективе гремела уже за океаном, и русско-американский продюсер организовал Павловой гастроли в Соединенных Штатах. Тогда же она стала настоящей живой легендой, которую хотели видеть буквально во всех странах мира.
Анна Павлова и Виктор Дандре: роман в Северной столице
Балерина не любила говорить о чем-либо, что не касалось её творчества, а тему личной жизни она, и вовсе, старалась обходить стороной. Лишь много позже стало известно о том, какую личную драму скрывала легендарная красавица, и насколько несчастной она была вне большой сцены.
В газетах о ней восторженно писали: «Гибкая, музыкальная, воздушная, преисполненная жизни и огня! Когда Павлова танцует на сцене – в театре царит особая атмосфера». Еще в юности у изящной и грациозной танцовщицы появилось немало поклонников, которые буквально сходили по ней с ума, назначали свидания, дарили дорогие подарки, и всячески пытались добиться расположения Анны.
Но гордая девушка решительно отвергала всех, называя себя рабыней искусства, и утверждая, что вся её жизнь – это театр. Однако, балерина лукавила, ведь еще в Санкт-Петербурге её сердце покорил состоятельный красавец по имени Виктор Дандре.
Виктор был почти на одиннадцать лет старше Анны. Он являлся выходцем из известной аристократической семьи, принадлежащей к старинному дворянскому роду, занимал весьма высокий пост статского советника, был великолепно образован, свободно владел несколькими иностранными языками, и серьезно увлекался искусством.
Дандре считал престижным покровительствовать юной балерине, как это делали другие высокопоставленные мужчины и даже члены императорской семьи, но о серьезных отношениях он даже не задумывался.
На момент их знакомства Виктор был вдовцом и абсолютно свободным мужчиной. Он снял для Анны просторную квартиру и переоборудовал одну из комнат в танцевальный зал, что было для юной балерины просто непозволительной роскошью.
Каждый раз после выступления он преподносил девушке роскошные букеты цветов и подарки, возил её по модным и дорогим заведениям Северной столицы, знакомил с известными и влиятельными людьми. После парочка ехала на съемную квартиру, где Виктор иногда оставался до утра.
Однако, чем дольше продолжались эти отношения, тем отчетливее Анна понимала, что возлюбленный вовсе не собирается на ней жениться, ему просто удобны такие свободные и ни к чему не обязывающие отношения.
Он приходил, когда пожелает, проводил с девушкой столько времени, сколько хотел, а после уходил, возвращаясь к своей привычной жизни. Виктор не нуждался в ней, и вскоре балерина просто ушла, предпочтя гордое одиночество положению содержанки.
Анна Павлова: личная жизнь и работа, как лекарство
После болезненного расставания с любимым мужчиной девушка попросту не находила себе места. Позже она призналась, что от горя и отчаяния даже начала курить, но быстро поняла, что такая вредная привычка может стоить ей карьеры. Тогда балерина с головой погрузилась в работу, чтобы забыть обо всем на свете. Ей приписывали несколько романов с известными мужчинами, но достоверных подтверждений ни одному из них так и не нашлось.
Когда Мариинский театр отправился с гастролями в Стокгольм, в Европе впервые заговорили о блистательной русской балерине, выступления которой имели просто оглушительный успех.
Восторженная публика встречала Павлову овациями. Это был настоящий триумф, балерина стала звездой международного масштаба, её гонорары стремительно росли, она могла себе позволить все, что душе угодно, а о Викторе всеми силами старалась не думать.
А вот у самого Дандре, оставшегося в Санкт-Петербурге, дела шли совсем неважно. Мужчина провернул неудачную сделку, вложив в неё практически все имевшиеся у него деньги, а в результате не только остался ни с чем, но и задолжал немалую сумму.
Погасить долг в положенный срок Виктор так и не сумел, из-за чего оказался в тюрьме. Состоятельные друзья сразу же от него отвернулись, а родственники не смогли найти деньги, чтобы внести залог, и освободить его на время судебного процесса.
Когда Анна Матвеевна случайно узнала о том, в каком бедственном положении оказался её возлюбленный, она заключила контракт с довольно известным европейским агентством «Брафф», по условиям которого балерина должна была выступать по два раза в день на сценах Англии, Ирландии и Шотландии.
Подписав договор, она получила внушительный по тем временам аванс, который тут же отправила в Россию, чтобы освободить возлюбленного Виктора из тюрьмы.
Анна Павлова и Виктор Дандре: воссоединение
По признанию самой Павловой, в 1911-м году, находясь в Париже, она четко осознала, что дальше жить без Дандре она просто не может, и тут же пригласила его приехать к ней. Мужчина приглашение принял, а вскоре после воссоединения пара тайно обвенчалась в церкви, и долгие годы их брак оставался секретом для окружающих. Виктор поклялся молчать об их союзе, и сдержал слово.
Многие считают, что Виктор наконец-то полюбил Анну всем сердцем, в ответ на её великодушие, но есть и те, кто уверен, что мужчина оставался с балериной лишь из чувства благодарности за то, что она вытащила его из тюрьмы, а после долгие годы фактически содержала. Он жил в её роскошном особняке неподалеку от Лондона и вел все домашнее хозяйство, освободив от этих забот супругу, которая в то время занималась организацией собственного театра.
Балерина воплотила в жизнь две самые большие свои мечты: стала хозяйкой театра, и жила в доме на берегу живописного озера с белыми лебедями, вокруг которого росли всевозможные экзотические растения, привезенные Анной из разных уголков света. Казалось, вот оно – долгожданное счастье, к которому танцовщица так долго шла, но на деле все оказалось несколько иначе.
Виктор взял на себя функции домохозяйки, также он отвечал на корреспонденцию супруги, помогал с организацией гастролей, а еще следил за костюмами и декорациями. Однако, казалось, что чем больше он старается, тем сильнее выводит из себя свою жену.
Анна Матвеевна постоянно его упрекала, устраивала скандалы с боем посуды, а после подолгу плакала. Казалось, что некогда любимый Дандре теперь невыносимо раздражал приму одним своим присутствием.
Долгое время Виктор мирился с перепадами настроения своей темпераментной супруги. Он боготворил её за щедрость и великодушие, а балерина не могла простить ему былые обиды и ту боль, которую он причинил ей в юности. Анна по-прежнему жила искусством, а Виктор делал все возможное, чтобы ей угодить.
Анна Павлова: причина смерти и как жил её вдовец
Легендарная балерина скоропостижно скончалась в Гааге, во время гастрольного тура. Она простудилась, когда репетировала партию в холодном и неотапливаемом зале, у неё быстро развилась пневмония, и 23-го января 1931-го года, всего за несколько дней до своего 50-ти летнего юбилея Павлова скончалась. Её последними словами перед смертью были: «Приготовьте мой костюм лебедя!».
В искренности чувств Виктора многие убедились после смерти его супруги. Мужчина был буквально вне себя от горя и боли, он впал в глубочайшую депрессию, и долгое время не мог вернуться к прежней жизни.
Позже вдовец основал клуб поклонников своей знаменитой супруги. Он желал лишь одного — чтобы о величайшей балерине двадцатого века помнили долге годы. Однако, к сожалению, клуб просуществовал вовсе недолго, возможно, из-за ошибок в его организации. Тем не менее, имя русской балерины Анны Павловой и без того, на веки вошло в историю мирового балета.
Виктор Дандре пережил супругу на тринадцать лет, и скончался в 1944-м году, в возрасте 74-х лет. Урна с прахом культовой балерины хранится в закрытом колумбарии лондонского крематория-мавзолея «Голдерс Грин». После смерти Виктора, урна с его прахом заняла место рядом с супругой.