В прошлом месяце исполнилась 41-я годовщина со дня смерти знаменитого советского кинодраматурга, писателя и бессменного ведущего культовой программы «Кинопанорама» – Алексея Яковлевича Каплера. Заслуженный деятель искусств РСФСР, отмеченный Орденом Ленина, также в разное время пробовал свои силы в качестве киноактера, сценариста и кинорежиссера.
У писателя было три официальных брака, несколько гражданских, и череда громких романов, самым резонансным из которых была связь с несовершеннолетней дочерью Сталина. Эти отношения едва не стоили Алексею Яковлевичу жизни. Однако, лишь о своей последней избраннице – поэтессе Юлии Владимировне Друниной Каплер писал: «А я ведь, правда, никогда и не думал, что могу столь мучительно, до дна, любить».
Для Юлии Владимировны брак с кинодраматургом стал вторым официальным. Это ему она посвятила знаменитые строки:
Ты рядом — и все прекрасно;
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Алексей Каплер до знакомства с Юлией Друниной
Будущий писатель появился на свет в Киеве, в 1903-м году (но в паспорте был указан 1904-й год), пятнадцатого сентября, в довольно состоятельной еврейской семье. Его отец был предпринимателем, а мать занималась домашним хозяйством. Маленький Леша (а точнее Лазарь – так его назвали родители) с ранних лет был увлечен кинематографом, и ни о чем другом не мог даже мечтать.
Мальчик учился в киевской гимназии и в возрасте пятнадцати лет, вместе со своими друзьями и единомышленниками, организовал собственный кукольный театр. Позже играл на сцене киевского эстрадного театра, а также был участником новаторской «Фабрики эксцентрического актера». На заре 20-х годов Алексей устроился работать на Одесскую кинофабрику, где прослыл великолепным рассказчиком, которого приезжал послушать сам Исаак Бабель.
Затем молодой человек отправился в Северную столицу, где снялся в эпизоде драматического немого фильма «Чёртово колесо», а также в трагикомедии «Шинель». Был ассистентом режиссера на съемочной площадке картины «Арсенал», а после возвращения в родной Киев, решил сам попробовать свои силы в режиссуре.
Алексей Яковлевич снял всего два фильма: социально-бытовую драму «Право на женщину», а также драматическую картину «Шахта 12-28». Но обе его работы не пропустила цензура, они попали под запрет и на экраны так и не вышли.
После этого он решил сосредоточиться на литературной деятельности и написании сценариев. В частности, за сценарии к историко-революционным биографическим фильмам «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году», драматург был отмечен Сталинской премией.
В период Великой Отечественной войны Каплер работал военным корреспондентом, но после того, как стало известно о его романе с юной наследницей самого Сталина, писатель был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и осужден на пять лет. Его этапировали в Воркуту. После освобождения возвратился в столицу, за что вновь был арестован и выслан в Инту. Лишь после смерти Сталина Алексей Яковлевич был реабилитирован.
Первой законной супругой писателя стала украинская актриса Татьяна Тарновская. Пара узаконила свои отношения в 1921-м году, и ради заключения этого брака Каплер даже согласился пройти таинство крещения. Избранница подарила ему сынишку Анатолия, но, несмотря на это, в январе 1930-го года супруги оформили развод.
Некоторое время Алексей Яковлевич жил с драматургом и актрисой Татьяной Семеновной Златогоровой – наследницей известного микробиолога и инфекциониста Семена Ивановича Златогорова. Пара неоднократно расходилась и сходилась снова, пока женщина не оказалась в местах лишения свободы, попав под колесо репрессий.
Второй официальной женой Каплера была известная актриса и звезда столичного мюзик-холла – Валентина Токарская, с которой он познакомился в ссылке. Пара узаконила отношения вскоре после возвращения в столицу, но этот брак продержался недолго.
О романе писателя с юной дочерью Сталина мы уже упоминали. Помимо этого, он жил с актрисой Галиной Сергеевой, имел еще несколько ярких романов, но обрести свое личное счастье смог лишь с поэтессой Юлией Друниной.
Юлия Друнина: биография до встречи с Алексеем Каплером
Юлия Владимировна была коренной москвичкой, она появилась на свет в 1924-м году, десятого мая, в семье педагога-историка и библиотекарши с музыкальным образованием. Маленькая Юля рано освоила чтение, а вскоре начала писать свои первые стихи.
В школьные годы она посещала литературную студию при Театре юного зрителя. Еще в школьные годы стихотворение Юли «Мы вместе за школьной партой сидели..» публиковалось в газете, а еще его зачитывали в эфире радиостанции.
Когда грянула война, юная школьница, дописав себе лишний год в документах, отправилась добровольцем в санитарную дружину Красного Креста. Она закончила курсы медсестер и трудилась в главном госпитале санитаркой. В начале 1942-го года, в эвакуации, буквально на руках у Юлии скончался её отец, не пережив второго инсульта.
Война оставила неизгладимый след в душе и в памяти юной поэтессы. Пережитые ужасы она описала в своих многочисленных стихотворениях. В 1943-м году, девушка получила тяжелое ранение, и лишь чудом осталась жива, потому как угодивший ей в шею осколок снаряда застрял лишь в нескольких миллиметрах от сонной артерии. Находясь в госпитале, она написала стихотворение, ставшее культовым:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
После ранения девушка получила группу инвалидности. Она возвратилась в столицу, и предприняла попытку поступить в литературный вуз, однако, эта попытка не увенчалась успехом. Тогда поэтесса снова ушла на фронт. К моменту окончания войны она имела звание старшины медслужбы, и была отмечена орденом Красной звезды, а также медалью «За отвагу».
В конце 1944-го года она начала посещать лекции литературного института, не являясь его студенткой, но выгнать из учебного заведения инвалида войны никто не посмел. Там же, в стенах вуза она познакомилась с молодым поэтом Николаем Константиновичем Старшиновым – фронтовиком, также получившим тяжелое ранение в бою.
Между молодыми людьми, у которых было столько общего, завязались романтические отношения, и вскоре они поженились, а в 1946-м году у супругов родилась общая дочка Елена. Но, в 1960-м году пара оформила развод.
Алексей Каплер и Юлия Друнина: история любви
Алексей Яковлевич преподавал во ВГИКе, был человеком довольно известным и уважаемым, а Юлия в 1954-м году пришла к нему на сценарные курсы. Их встреча стала судьбоносной для обоих, а взаимные чувства вспыхнули буквально с первого взгляда. Писатель был на два десятка лет старше поэтессы, к тому же, на момент знакомства, у них обоих были семьи, но бороться с переполнявшими их эмоциями они были не в силах.
Любовь к Каплеру стала для Юлии Владимировны мощнейшим источником вдохновения. Она писала трогательные стихи о любви, но, вместе с тем, долгое время пыталась бороться с терзавшими её сомнениями, стараясь сохранить семью. Лишь в 1960-м году она окончательно порвала со Старшиновым, и, забрав дочку, ушла к Каплеру, который также развелся с супругой ради поэтессы.
Семейный союз Юлии и Алексея был настолько гармоничен, что казалось, словно они созданы друг для друга. Все, кто знал эту пару, говорили, что писатель снял с супруги грубые солдатские сапоги и переобул её в хрустальные туфельки, столь нежно и трогательно он относился к своей избраннице.
Мужчина взял на себя все бытовые хлопоты, и старался максимально оградить свою Юлю от житейских невзгод и трудностей, чтобы она была счастливой, и могла заниматься любимым делом.
Алексей Яковлевич способствовал публикации многих произведений любимой супруги, подключая для этого свои связи и знакомства. Работники магазина «Поэзия» вспоминали, что писатель приходил договариваться о больших заказах на книги своей избранницы, и даже обещал их выкупить, если что-то будет залеживаться. Сам Каплер говорил о том, что он даже не знал, что такое любовь, до встречи с Друниной.
Супруги почти не расставались, каждую свободную минуту старались проводить вместе, а в отпуск неизменно ездили в Крым, в Дом творчества писателей в Коктебеле. Они были абсолютно счастливы девятнадцать лет. Окружающие восхищались ими, завидовали и ставили в пример, как образцовую семейную пару.
Но в марте 1979-го года писатель почувствовал себя плохо и оказался на больничной койке. У пожилого мужчины диагностировали онкологическое заболевание, на уже запущенной стадии. Супруга практически круглосуточно дежурила в его палате, делая все возможное, чтобы как-то облегчить его страдания. Алексей Яковлевич мужественно держался до последнего, и переживал лишь о том, как же его Юлечка будет без него жить.
Одиннадцатого сентября 1979-го года сердце писателя и сценариста остановилось. Ему было 75 лет. Согласно последней воле усопшего, его похоронили на знаменитом Старокрымском кладбище.
Юлия Друнина: как сложилась судьба поэтессы
Для Юлии Владимировны смерть любимого мужчины стала тяжелейшим ударом, от которого женщина уже не смогла оправиться. Когда она привезла урну с прахом супруга в Старый Крым, то сказала, что хочет покоиться с ним в одной могиле, а при установке надгробия, оставила там место для своего имени.
Поэтесса продолжала много работать, но это не спасало её от тоски и душевной пустоты. Дочь Елена в 1971-м году подарила ей внучку Александру, которую Друнина обожала, но у наследниц была своя жизнь, а пожилая женщина теперь жила лишь воспоминаниями о счастливых годах, проведенных рядом со вторым супругом.
Ситуация усугубилась во второй половине 80-х годов, когда грянула перестройка, и привычный уклад жизни начал стремительно меняться. Большая страна, за свободу которой Юлия Владимировна воевала и положила свое здоровье, рушилась буквально на глазах. Происходила смена ценностей и идеалов, которые поэтесса отчаянно продолжала защищать. Но силы, рушившие её Родину, оказались сильнее фашистов в 1941-м году. В ноябре 1991-го года, когда Союз Советских Социалистических Республик окончательно рухнул, поэтесса-фронтовичка решила добровольно уйти из жизни.
Женщина оставила несколько предсмертных записок, в которых пыталась пояснить причины и мотивы своего поступка. В одной из них она написала такие строки:
Потому выбираю смерть,
Как летит под откос Россия
Не могу, не хочу смотреть!
Но в письме дочери женщина говорила о том, что выжить в столь стремительно меняющемся мире «можно, только имея крепкий личный тыл..». Вероятно, если бы рядом был её любимый Алексей Яковлевич, поэтесса не совершила бы столь страшный и бесповоротный шаг. Юлия Владимировна, как и хотела, была похоронена рядом с супругом на кладбище Старого Крыма.
Старый Крым — последняя обитель,
Черный камень — все как в страшном сне..
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне..