Минувшим летом исполнилась 25-я годовщина со дня смерти гениальной советской актрисы – Ольги Артуровны Викландт. Народная артистка РСФСР и лауреат Сталинской премии более всего запомнилась зрителям своими работами в культовых отечественных фильмах-сказках, таких как «Садко», где она исполнила роль Царицы-Водяницы, «Сказка о царе Салтане» – сватья баба Бабариха, в сказке «Двенадцать месяцев» она сыграла мачеху, но, пожалуй, наиболее яркой её ролью была Атаманша из «Снежной королевы».
Личная жизнь талантливой и харизматичной актрисы складывалась не менее интересно и ярко. Она дважды была замужем, причем, каждый из её избранников был поистине гением. Первым супругом стал актер и театральный режиссер Василий Васильевич Ванин – Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий. Второй супруг – актер и кинематографист Михаил Михайлович Названов, который снял супругу в главной роли – Мирандолины в комедийной ленте «Хозяйка гостиницы».
Ольга Артуровна на много лет пережила каждого из своих избранников, а так как наследниками она так и не обзавелась, на склоне лет её единственной отрадой были внучатые племянники. Однако, когда пожилая актриса лишилась возможности заниматься любимым делом, да еще и оказалась прикована к постели, для творческой личности это стало серьезным ударом, пережить который она уже не смогла, и решила добровольно покинуть этот мир.
Ольга Викландт: биография, творчество
Будущая актриса появилась на свет в Москве, в 1911-м году, седьмого декабря, в состоятельной семье латышского предпринимателя. Её детство выпало на непростой период: Первая мировая война и революция, когда страну лихорадило от внешних и внутренних конфликтов.
Кроме того, ее отец в 1917-м году бросил семью и бежал из страны, оставив супругу с двумя маленькими дочерьми на руках. Но, несмотря на все невзгоды, Оля, с ранних лет увлеченная театральным искусством, на заре 30-х годов стала студенткой театрального техникума при Театре имени МОСПС.
После окончания учебы была принята в труппу этого театра, где прослужила до 1949-го года и была настоящей примой. В 1950-м году Ольга Артуровна перешла в Московский драмтеатр имени Пушкина.
Актриса блистала в таких постановках, как «Женитьба Бальзаминова», «Украденное счастье», «Отелло», «Забавный случай», «Трактирщица», а также «Дни нашей жизни» и десятках других спектаклей. Запомнилась зрителям, как яркая исполнительница острохарактерных ролей.
В кино актриса дебютировала в 1944-м году, исполнив роль Дуни в драматическом фильме «Родные поля». Годом позже она сыграла одну из ключевых ролей в драме «Без вины виноватые», а в 1949-м году появилась в музыкальной комедии «Счастливый рейс». В 1952-м году началась её «сказочная эпопея», и хотя актрисе зачастую доставались образы отрицательных героинь, зрители её просто обожали.
Среди других ярких экранных работ Викландт можно отметить драматическую ленту «Гуттаперчевый мальчик», кинокомедию «За двумя зайцами», а также мелодраму «Свет далёкой звезды» и несколько ролей в сатирическом киножурнале «Фитиль».
Одним из последних фильмов, где она исполнила ключевую роль, стала драматическая кинолента «Тихоня». После этого актрисе доставались лишь небольшие эпизодические роли, а в начале 80-х годов, она, и вовсе, перестала сниматься.
В 1947-м году Ольга Артуровна была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, а двумя годами позже она стала Народной артисткой РСФСР. За роль Степаниды Левашовой в постановке «Обида», Викландт была отмечена Сталинской премией. Помимо этого, на её счету два ордена Трудового Красного Знамени и ряд других высоких государственных наград.
Ольга Викландт и Василий Ванин
Еще будучи студенткой театрального техникума, Ольга познакомилась с известным актером и театральным режиссером-постановщиком Василием Васильевичем Ваниным, который являлся её педагогом и наставником.
Мужчина был почти на четырнадцать лет старше молодой актрисы, но он оказался совершенно очарован талантом и обаянием своей лучшей ученицы, так что вскоре между ними завязались романтические отношения, приведшие к свадьбе.
Юная Ольга была не только супругой, но и музой режиссера, однако, это вовсе не мешало любвеобильному Ванину заводить романы на стороне, будь то его коллега по театру или просто поклонница. Актриса некоторое время пыталась как-то с этим бороться, но она не могла противостоять целой армии женщин, которые восхищались её мужем и караулили его на каждом шагу.
Однако, супружеская неверность, не столь сильно задевала Викландт, потому как смыслом всей её жизни был театр, и в его стенах для мужа она по-прежнему оставалась главной музой и примой.
Ольга Викландт и Михаил Названов
Когда грянула война, театр эвакуировали, и Ольга, вместе с коллегами оказалась в Чимкенте. Там она познакомилась с молодым красавцем-актером по имени Михаил Михайлович Названов. Который только освободился из исправительно-трудового лагеря, куда попал по доносу коллеги. Он был принят в труппу театра, а увидев на сцене Викландт, просто потерял дар речи. Мужчина влюбился в неё с первого взгляда, был покорен талантом, обаянием и харизмой актрисы.
Михаил стал называть её «моя Мирандолина» по имени главной героини в постановке «Трактирщица», где блистала Ольга, и обещал ей, что снимет фильм, где она будет блистать в этом же образе. Свое обещание, к слову, Названов выполнил, но лишь полтора десятка лет спустя.
Вскоре актриса рассталась со своим первым супругом, и вышла замуж за Михаила, который, к слову, был почти на три года моложе неё. В 1943-м году театр возвратился обратно в Москву, но тут супруги столкнулись с серьезной проблемой: так как у Михаила не было разрешения на проживание в столице, им пришлось на время расстаться.
В это время он как раз снимался в исторической биографической драме «Иван Грозный», где исполнял роль князя Андрея Курбского, а параллельно добивался разрешения на возвращение в столицу.
Ольга и Михаил невообразимо скучали и ежедневно писали друг другу трогательные письма, преисполненные любви и нежности. Много лет спустя их переписку опубликовали несколько киноведческих журналов, а об истории любви этой творческой пары слагали легенды.
Ольга Викландт: уживалась с двумя мужьями
В 1944-м году Названов наконец-то смог возвратиться в столицу к любимой женщине. Однако, тут супруги столкнулись с новой проблемой, потому как им попросту было негде жить. Они ютились в съемных углах, но чаще всего ночевали прямо в гримерной родного театра. В этот момент на помощь им пришел Василий Ванин, который сжалился над молодой парой и пустил бывшую супругу и её нового мужа пожить в свою квартиру.
Режиссер освободил для Ольги и Михаила отдельную комнату, но отношения между всеми жильцами складывались весьма напряженные, потому как бывший и нынешний супруг не могли найти общий язык, а Викландт была рядом с ними, как меж двух огней.
Однако, благодаря мудрости и дипломатии актрисы, мужчины со временем смогли не только поладить, но и стать единомышленниками в творческом плане. А когда в 1949-м году Василию Васильевичу предложили возглавить новый драмтеатр имени Пушкина, Викландт и Названов приняли решение уйти вслед за ним.
Ольга, с подачи бывшего мужа, сразу же стала ведущей актрисой, но Ванин успел поставить лишь пять спектаклей, а в 1951-м году, в возрасте 53-х лет, режиссер-постановщик скоропостижно скончался.
Михаил Михайлович в 1956-м году выполнил свое давнее обещание, и снял комедийную ленту «Хозяйка гостиницы», где его супруга исполнила главную роль. Годом позже он перешел во МХАТ, сам активно снимался в кино, а Ольга Артуровна все так же была предана своим родным подмосткам. Режиссеры-постановщики приходили и уходили, а она посвятила сцене практически всю свою жизнь.
В 1964-м году, в возрасте 50-ти лет, ушел из жизни Михаил Названов. Перед смертью он попросил супругу кремировать его, а прах развеять в Крыму, над Черным морем. Викландт исполнила последнюю волю своего мужа.
Ольга Викландт: одинокая старость
После похорон второго супруга Ольга Артуровна на долгие годы ушла в себя. Она продолжала играть в театре и сниматься в кино, но практически ни с кем не общалась, разве только по работе.
Актриса никогда не была публичным человеком, совсем не любила давать интервью, а, тем более, не хотела пускать посторонних людей в свою личную жизнь. После кончины Названова она стала еще более замкнутой и скрытной, главным для неё оставался только театр и кинематограф.
Для одинокой пожилой женщины настоящей отдушиной была возможность видеться и общаться с внучатыми племянниками. После смерти родной сестры Ольга Артуровна всегда, как могла, помогала и поддерживала её дочь – свою племянницу, а после и родившихся у неё детей.
Актриса, как и любая женщина, очень не хотела стареть, болезненно относилась к своему возрасту и никогда не говорила, сколько ей лет. Кроме этого, Викландт никогда не праздновала юбилеи, и даже дни рождения, а если кто-то начинал её поздравлять, актриса просто обрывала этого человека на полуслове и сухо говорила ему: «Не надо, не надо, пожалуйста, ступайте…».
Звезда отечественного кинематографа всегда была женщиной яркой и фактурной, она никогда не сидела на диетах, напротив, любила выгодно подчеркнуть свои формы, а посему одевалась всегда только у дорогих портних. Позже она сама закончила курсы кройки и шитья, и стала шить для себя одежду самостоятельно. А еще она сама моделировала и шила элегантные головные уборы.
Ольга Артуровна до глубокой старости тщательно ухаживала за собой: делала прически, наносила макияж. До театра она старалась ходить пешком, пока силы и здоровье ей это позволяли. Когда неподалеку построили подземку, ей было тяжело туда спускаться, потому как очень болели ноги. И женщина переходила дорогу прямо между потоками мчащихся машин. А чтобы ее не сбили, изображала инвалида, убедительно прихрамывая, тогда автомобилисты притормаживали, пропуская старушку.
Последние годы актрисы, добровольный уход из жизни
Ольга Артуровна даже на склоне лет оставалась настоящим трудоголиком, преданным искусству. Однако, в её родном театре с ней поступили жестоко и совершенно несправедливо. С приходом нового режиссера, актрису попросту вынудили уйти, потому как ей стали предлагать лишь крохотные роли в постановках, не соответствовавших её уровню. Гордую женщину это очень задело, и она практически сразу написала заявление об уходе.
Несколько позже, когда бывший коллега по театру, случайно встретив Викландт на улице, поинтересовался, как ей живется, она ответила, что сожалеет лишь о том, что сама не ушла из театра, а дождалась, пока её оттуда выживут. На дворе тогда стояли лихие 90-е годы, когда без работы остались многие молодые актеры, а о пенсионерах, и говорить нечего.
В возрасте 83-х лет пожилая актриса серьезно повредила бедро, и оказалась на больничной койке. Она прекрасно понимала, что в столь преклонном возрасте ей едва ли удастся снова встать на ноги, а посему женщина решила, что не хочет быть обузой для племянницы и её семьи. Ольга Артуровна попросту отказалась от еды и воды и тихо ждала своей смерти.
Актриса просила близких лишь о том, чтобы они не устраивали пышной церемонии прощания, и похоронить её рядом с первым супругом – Василием Васильевичем Ваниным, которому она была многим обязана, как актриса. Её последняя воля была исполнена – Викландт покоится на втором участке Новодевичьего кладбища, по соседству с Ваниным.