В следующем году исполнится 110-я годовщина со дня рождения легендарной советской балерины Галины Сергеевны Улановой. Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских и Ленинских премий была самой титулованной балериной за всю историю советского балета. Знаменитый отечественный композитор и пианист Сергей Сергеевич Прокофьев называл её гением русского балета, его душой и вдохновенной поэзией.
Уланову обожали и восхищались ею не только на родине, но и далеко за её пределами, а мужчины во всем мире буквально сходили по ней с ума. Балерина пять раз была в браке, но лишь один них был официальным. Все её возлюбленные являлись известными в мире искусства людьми, но ни с одним из них талантливая красавица так и не смогла обрести личного счастья.
Галина Сергеевна принесла в жертву искусству радости материнства и добровольно отказалась от возможности иметь детей. Вот только на склоне лет женщина, которую боготворили, осталась в полном одиночестве, а после её смерти, немалое наследство надолго попросту «зависло в воздухе», так как у балерины не осталось ни одного близкого человека: ни детей, ни мужа, ни других родственников. Впоследствии о ней сняли немало документальных фильмов, один из которых – «Одиночество богини».
Галина Уланова: биография, карьера
Будущая балерина появилась на свет в Санкт-Петербурге, в 1910-м году, восьмого января, в известной творческой семье, а оба её родителя выступали на сцене Мариинского театра. Глава семейства был артистом балета и балетмейстером, а мама – балерина, после завершения карьеры стала балетным педагогом и репетиром хореографического училища.
Девочка с ранних лет знала, что такое балет, и какой ценой достается любовь зрителей и ведущие партии в постановках. По воспоминаниям Галины Сергеевны, еще в юности родители говорили ей о том, что нужно выбирать: «или сцена, или дети..», так как балетное искусство требует полной самоотдачи. Балерина выбрала сцену, и оставалась верна только ей.
Творческий путь юной Гали начался вскоре после революции. Когда дочери было девять лет, родители отдали её в Петроградское балетное училище. Такой выбор был отчасти продиктован сложным материальным положением, в котором оказалась семья, ведь это учебное заведение представляло собой интернат, так что девочка была на полном государственном обеспечении: одета, обута и сыта.
Вот только домашняя Галя долго и тяжело привыкала к интернату, и даже предприняла несколько попыток бегства домой. Каждый раз, когда родители навещали её, девочка рыдала и умоляла забрать её обратно.
Однако, именно в тот период малышка запомнила слово «должна». Чувство долга и ответственности поселилось в её сознании раньше, чем творческие порывы и желание танцевать на большой сцене.
Одним из главных педагогов Галины была её мама, которая помогала ей осваивать тонкое балетное искусство. Несколько позже её преподавателем стала Агриппина Яковлевна Ваганова, которая долгое время откровенно недолюбливала свою ученицу, и не считала её перспективной. Лишь к концу обучения она осознала, что все эти годы растила настоящий «бриллиант» и талантливейшую балерину.
В возрасте восемнадцати лет Галина была принята в Ленинградский театр оперы и балета, где дебютировала в постановке «Спящая красавица». Некоторое время девушка испытывала дискомфорт, выступая на публике, ей было сложно привыкнуть к большой сцене, но постепенно все тревоги и страх ушли. Уже через год юная балерина получила ведущую партию в «Лебедином озере», которую впоследствии танцевала до самого своего ухода со сцены.
Около десяти лет она выступала в паре с Константином Сергеевым, и их дуэт по сей день считают образцовым в истории русского балета. В середине 30-х годов Галина Сергеевна впервые станцевала «Лебединое озеро» на сцене Большого театра и сразу же стала любимицей самого «Отца народов». Она четыре раза была удостоена Сталинских премий І степени.
Прима-балерина танцевала ведущие партии в постановках «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Эсмеральда», «Золушка», «Баядерка» и многих других. Помимо этого, Уланова исполняла балетные номера в художественных фильмах и фильмах-спектаклях. А на первых зарубежных гастролях Большого театра советская балерина буквально свела с ума европейских зрителей.
Галина Уланова: личная жизнь
Личная жизнь легендарной балерины была весьма насыщенной: она несколько раз состояла в гражданских браках и один раз была замужем официально, но ни в одном союзе так и не смогла обрести простого женского счастья.
Все её мужчины были людьми творческими, талантливыми и весьма известными. О каждом из них она отзывалась с теплом и благодарностью, но говорила, что сама по себе не домашний человек, вот и семью ни с кем из избранников создать не получилось.
Первым фактическим супругом Галины Сергеевны был известный концертмейстер Исаак Меликовский. Начинающей балерине на тот момент едва исполнилось семнадцать лет, она была юна и прекрасна, а её избранник – невысокий, лысеющий мужчина в годах, но он сумел покорить сердце красавицы, однако не смог в нем закрепиться.
Вторым гражданским мужем танцовщицы стал Евгений Дубровской – дирижер Кировского театра. С ним Галина сошлась вскоре после расставания с Меликовским, но эти отношения продлились совсем недолго и завершились без особых сожалений.
Актер и театральный режиссер Юрий Александрович Завадский стал единственным законным супругом балерины. Они познакомились в 1937-м году, но официально узаконили свои отношения лишь в начале 40-х годов. Народный артист СССР был на шестнадцать лет старше Улановой, к тому же ранее он уже дважды был жена на актрисах Ирине Сергеевне Вульф-Анисимовой и Вере Петровне Марецкой, и имел сына Евгения от второго брака.
По словам тех, кто лично был знаком с режиссером и балериной, едва ли отношения этой пары можно было назвать любовью. Супруги проживали раздельно и не имели общего бюджета или хозяйства, потому как оба считали, что два творческих человека могут существовать только порознь.
Правда, в годы войны они вместе отправились в эвакуацию в Казахстан, пожалуй, это был единственный период, когда они жили совместно. К середине 40-х годов их брак фактически распался, однако, официально они развод так и не оформили, оставаясь законными супругами вплоть до самой кончины Завадского в 1977-м году.
Несколько лет звезда советского балета прожила в фактическом браке с актером и режиссером Иваном Николаевичем Берсеневым, с которым сошлась вскоре после окончания войны. Её избранник считался видным и весьма привлекательным.
Однако, он состоял в законном браке с другой женщиной – актрисой Софьей Владимировной Гиацинтовой, с которой так и не оформил развод. С Улановой он прожил до самой своей смерти в 1951-м году.
Последним гражданским мужем примы стал художник-живописец по имени Вадим Фёдорович Рындин. Он был ненамного старше Галины Сергеевны и покорил её своим блестящим умом, талантом и начитанностью. Но Вадим Федорович был патологически ревнив, а еще неравнодушен к горячительным напиткам, что и стало основной причиной, приведшей к расставанию.
Галина Уланова и Николай Радлов: трагическая любовь
Роман балерины и художника-искусствоведа начался в 1938-м году на Селигере, где в дачных или съемных летних домиках отдыхала практически вся ленинградская богема. Уланова там тоже нередко бывала, но, как правило, предпочитала проводить время в уединении. По утрам она брала байдарку, ставила в неё патефон, и уплывала, прячась в зарослях камышей, дабы не привлекать к себе внимания.
Но внимание красавица все-таки привлекла – её заприметил художник Радлов, который всячески пытался произвести на неё впечатление. Вскоре она уже принимала его приглашения на прогулки или вечерние посиделки.
Мужчина был внимателен, проявлял заботу, и Галина стала проводить с ним все больше и больше времени, открывая ему свою душу, доверяя сокровенные мысли. Ей на тот момент было 28 лет, а он стоял на пороге полувекового юбилея.
Вскоре балерина осознала, что впервые в жизни она по-настоящему влюбилась, и отдалась этому чувству без остатка, с головой окунувшись в новый роман. Но Радлов был официально женат на художнице Надежде Константиновне Шведе, подарившей ему дочь Лидию, и разводиться с супругой был не намерен. Он, бесспорно, был влюблен в Уланову, а еще уже немолодому мужчине льстило, что столь известная, талантливая балерина и настоящая красавица сгорает от страсти к нему.
Тем не менее, Николай Эрнестович оказался не готов к столь бурному проявлению чувств со стороны молодой любовницы. Он был единственным мужчиной, которому она писала любовные письма, преисполненные нежности и откровенности.
Балерина изливала ему свою душу, писала о переполнявших её чувствах, признавалась в любви и говорила о том, что не видит жизни без него. Но художник попросту растерялся от такого напора, он не планировал ничего менять в своей жизни, а отношения с Галиной для него были не более, чем курортный роман и приятное время препровождение. Страстная любовь молодой женщины ему была не нужна.
Балерина почувствовала, что любимый к ней охладел, но буквально порхала от счастья, когда он к ней иногда приезжал. Она все еще мечтала о том, что они будут вместе, а Радлов в это время напряженно думал лишь о том, как завершить наскучившие ему отношения.
Когда Галина поняла, что беременна, то ждала от Николая самых важных слов, но ребенок тоже оказался ему не нужен. И прима, которая впервые в жизни была готова пожертвовать карьерой ради семьи, прервала беременность. В тот момент она четко осознала, что их роман обречен, и его уже ничего не спасет.
Однако, балерина не переставала любить, и все еще ждала, когда любимый осчастливит её своим визитом. Но вскоре она получила письмо, в котором Николай с ней холодно прощался, просил больше никогда не писать и не звонить. А Галина не знала, что ей делать с переполнявшими её чувствами.
В начале 1940-го года состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Постановка имела просто оглушительный успех, а вся партия легендарной балерины была исполнена на одном дыхании.
Она сумела танцем передать все: счастье настоящей любви, горечь безысходности и боль утраты. Но восхищенные и завороженные зрители даже не догадывались о том, что прима переживает глубокую личную трагедию, превратив её во вдохновение.
В конце 1942-го года, когда Галина Сергеевна вместе со своим законным мужем находилась в эвакуации, она узнала о смерти любимого мужчины, который скончался от последствий тяжелых ранений, полученных во время бомбежки. Балерина восприняла эту новость спокойно, она уже похоронила его два года назад, выплеснув все свои чувства в танце, а после сожгла все его письма, чтобы более ничего не напоминало о некогда близком человеке, причинившем ей столько боли. А вот Радлов, как позже выяснилось, до конца жизни хранил письма Улановой.
Галина Уланова: одинокая старость
В 1960-м году прима завершила свою артистическую карьеру, а её последней постановкой стала «Шопениана». Еще через два года она прекратила сценическую деятельность и сосредоточилась на педагогике. Когда балерина ушла со сцены, оглушительные овации в её адрес сменились полной тишиной, а старые друзья и коллеги из мира балета постепенно пропали из её жизни. Несмотря на сильный характер, Галина Сергеевна тяжело переносила свое одиночество.
Несколько лет с ней жила близкая подруга и помощница – журналист по имени Татьяна Агафонова. Она была на два десятка лет моложе, а посему балерина относилась к ней, как к дочери. Ныне многие пытаются приписать женщинам роман, но никаких убедительных доказательств тому нет.
К сожалению, Татьяна рано ушла из жизни, и Галина Сергеевна осталась в полном одиночестве. Она даже после ухода со сцены держала себя в форме: ежедневно делала специальную зарядку, и следила за весом, до самой смерти оставаясь изящной, грациозной и элегантной.
Легендарная балерина скончалась в 1998-м году, 21-го марта, на 89-м году жизни, причиной смерти стал инсульт. После её кончины длительное время решался вопрос о том, кому же достанется имущество усопшей. У Галины Сергеевны не было детей, сама она также была единственным ребенком в семье, так что братьев, сестер, племянников, или каких-либо других близких родственников у неё тоже не было.
Естественно, претенденты на просторную квартиру с видом на Кремль все же нашлись, но Конституционный суд отказал им в праве наследования. В итоге квартиру взял на баланс Бахрушинский музей. В 2004-м году в самой квартире открылся музей памяти легендарной примы. А еще, Уланова стала единственной в мире балериной, которой было установлено несколько памятников ещё при жизни: в родном Санкт-Петербурге, и в Стокгольме.
Ходили слухи о том, что в последние месяцы жизни балерина начала писать мемуары, а, зная ее откровенность, можно предположить, что они стали бы весьма чувственными и, возможно, даже острыми. Однако, впоследствии никаких рукописей или фотографий обнаружено так и не было. Предполагается, что Уланова могла перед смертью их сжечь.