Как сложилась судьба второй жены Александра Роу – актрисы Ирины Зарубиной

Советскую актрису Ирину Петровну Зарубину в лицо знают миллионы зрителей, но вот вспомнить навскидку её имя может далеко не каждый. Народная артистка РСФСР прославилась еще в 30-е годы прошлого столетия, и была невероятно популярна следующие три десятка лет. Среди наиболее известных её работ следует отметить роль Варвары Кабановой в драме «Гроза», Наташи в фильме «Подруги», а за исполнение роли Ефросиньи в биографической исторической ленте «Петр Первый», актриса была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

Фото: stuki-druki.com Александр Роу и Ирина Зарубина

Ирину Петровну называли уникальной разноплановой актрисой, умевшей мастерски перевоплощаться без грима. Судьбоносной для неё стала роль злобной купеческой дочки Меланьи в киносказке «Василиса Прекрасная». Она так убедительно играла антигероя, что в неё влюбился кинорежиссер и создатель самых известных советских фильмов-сказок – Александр Артурович Роу, и сделал актрисе предложение.

Александр Роу и Ирина Зарубина до знакомства

Будущая актриса появилась на свет в Казани, в 1907-м году, девятого апреля, в уважаемой семье. Отец девочки служил мировым судьей, а мама вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием дочери. С юных лет Ирина с огромным удовольствием принимала участие в самодеятельности, талантливо перевоплощаясь в различные образы.

В школе девочка училась не очень прилежно, а особенно тяжело ей давались точные науки, зато на сцене школьного театра она была настоящей звездой. Актриса вспоминала забавный случай, когда однажды, на уроке физики учитель, ставя ей очередную тройку, задумчиво отметил, что девочке дорога в лицедеи, ведь к наукам у неё нет никаких способностей. Ирина восприняла слова учителя серьезно, и задумалась над тем, чтобы стать профессиональной актрисой.

Фото: biographe.ru Ирина Петровна Зарубина в молодости

Юность актрисы пришлась на весьма непростое время, ведь страну охватило пламя революции, и жизнь менялась буквально на глазах. Тем не менее, после окончания школы девушка не оставила свою мечту об актерстве, и поступила в студию местного драматического театра.

Однако, там Ирина проучилась всего лишь один год, и осознав, что хочет получить куда более серьезное образование, собрала свои вещи в небольшой чемоданчик, и отправилась в Северную столицу, где смогла стать студенткой престижного Ленинградского института сценических искусств.

В 1929-м году Зарубина получила диплом и вскоре поступила на службу в Ленинградский театр Пролеткульта. Одну из своих первых ролей она получила в спектакле по пьесе Островского «Гроза», где исполнила роль Варвары Кабановой – сестры Тихона.

Фото: www.vokrug.tv Ирина Зарубина в фильме «Гроза»

В 1933-м году актриса блестяще исполнила эту же роль уже в кино, в одноименной драматической ленте. Довольно быстро ленинградские театралы заметили и очень полюбили молодую актрису, которая, помимо таланта и харизмы, обладала еще яркой и весьма запоминающейся внешностью.

Драматург и сценарист Евгений Львович Шварц, писал о Зарубиной, что это «актриса от природы, а не умственная», а также восхищался её голосом, музыкальностью, великолепно поставленной речью и обаятельной улыбкой. В 1935-м году Ирина Петровна приняла приглашение от главного режиссера-постановщика Ленинградского театра комедии Николая Павловича Акимова и охотно перешла в его труппу.

Режиссер по достоинству оценил драматический талант актрисы, её универсальность и просто поразительную работоспособность. Так что, всего через пару месяцев она стала ведущей актрисой театра. Параллельно в гору шла и кинокарьера Зарубиной. А вскоре на съемочной площадке она повстречала своего будущего супруга – кинематографиста Александра Артуровича Роу.

Фото: kulturologia.ru Ирина Зарубина в фильме «Петр Первый»

Будущий кинорежиссер появился на свет в небольшом городке Юрьевец, Костромской губернии (ныне Ивановская область), в 1906-м году, восьмого марта, в семье эмигрантов. Его мама была родом из Греции, а папа имел ирландские корни. Глава семейства некогда приехал в Россию для налаживания мукомольного производства, да так там и остался на долгие годы. Однако, когда Саше не было еще и десяти лет, папа оставил семью и уехал навсегда. По сей день причины столь странного и неожиданного поступка мужчины остаются неизвестны.

Ситуация осложнялась тем, что мама мальчика в то время тяжело болела, поэтому маленький Саша вынужден был рано начать работать, чтобы как-то поддержать свою семью. Он продавал мыло и разные мелочи, помогал в церковном приходе. Вскоре они с мамой перебрались в Сергиев Посад, там мальчик закончил школу, а после стал студентом экономического техникума. Параллельно он начал заниматься художественной самодеятельностью в местном драматическом кружке, и буквально влюбляется в сцену.

Вскоре Александр окончательно осознал, что экономика – не его призвание. Поэтому он поступил в киношколу Чайковского, а затем в драматический техникум М.Н. Ермоловой. Начиная с 1930-го года, Роу трудился на киностудии «Межрабпомфильм», при этом, начинающему режиссеру невероятно повезло стать ассистентом самого Якова Александровича Протазанова, стоявшего у истоков русского кинематографа.

Фото: foto-history.livejournal.com Александр Роу в молодости

Он охотно делился с учеником своим бесценным опытом, а Александр демонстрировал на съемочной площадке свой талант дипломата, легко улаживая возникающие конфликты, а также проявлял организаторские способности.

Дебютным самостоятельным фильмом Роу стала сказочная кинокомедия «По щучьему веленью», которая вышла на экраны в 1938-м году. Очевидно, молодому кинематографисту так понравилось работать в данном жанре, что он стал основным в его фильмографии. Всего за свою карьеру он снял четырнадцать фильмов-сказок, большинство из которых стали культовыми.

Среди наиболее известных его работ следует отметить сказки «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Конек-Горбунок», а также «Марья-искусница», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса, длинная коса» и многие другие.

Фото: 24smi.org Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»

Александр Артурович старался не афишировать свою личную жизнь, однако, доподлинно известно, что в молодости он сочетался законным браком с известной актрисой Еленой Савицкой. Однако, их союз продлился сравнительно недолго, а после брак распался. Совместных наследников у супругов не появилось. Примечательно, что для харизматичной и талантливой актрисы брак с кинематографистом был третьим по счету, но две яркие творческие личности так и не смогли ужиться вместе.

Александр Роу и Ирина Зарубина: история любви

Киносказка «Василиса Прекрасная» стала вторым самостоятельным фильмом в карьере Александра Артуровича. Главную женскую роль в картине исполнила Валентина Сорогожская, а вот на роль злобной купеческой дочки – Маланьи утвердили Зарубину, которая к тому времени уже была звездой всесоюзного масштаба после роли Ефросиньи в исторической ленте «Петр Первый», за которую она была отмечена Орденом Трудового Красного Знамени.

Ирина не была красавицей в привычном понимании, но на сцене или на съемочной площадке перед камерами, она буквально преображалась, и влюбляла в себя окружающих своей непревзойденной игрой. При этом, её практически никогда не гримировали, но каждый её персонаж отличался глубиной характера и все они были совершенно непохожи друг на друга. Режиссерам нравилась такая способность актрисы перевоплощаться без посторонней помощи, а Александр Артурович был попросту покорен ею.

Фото: www.vokrug.tv Ирина Зарубина в фильме «Василиса Прекрасная»

Женщина с типичной славянской внешностью, преисполненная искренности и драматизма, сразила кинематографиста в самое сердце. Несмотря на то, что ей досталась роль, мягко говоря, неприятного персонажа, и отыгрывала она её, как нельзя, убедительно, в неё были буквально влюблены все мужчины, с которыми работала Зарубина. Но взаимностью она ответила Роу, которого и раньше уважала, как профессионала, а пообщавшись и поработав с ним, полюбила и как мужчину.

В том же 1939-м году Александр Артурович сделал актрисе предложение руки и сердца, на которое она ответила согласием. На тот момент Ирине Петровне было уже 32 года. Вскоре они поженились, в следующем году, в преддверии войны, у пары родился единственный общий ребенок – дочка Татьяна. Однако, семейную жизнь двух востребованных творческих людей довольно сложно назвать гармоничной, ведь актриса почти все время находилась в Ленинграде, где играла в театре, а её супруг большую часть времени проводил на съемках в Москве, или разъезжал по всему Советскому Союзу.

Александр Роу и Ирина Зарубина: война-разлучница и дальнейшая жизнь

Роу неоднократно уговаривал супругу перебраться в столицу, но она отказывалась оставлять родной театр, ставя, тем самым, карьеру превыше семейного благополучия. В браке они прожили всего лишь два года, а после грянула война. Александр Артурович вместе с киностудией вскоре отправился в эвакуацию в Душанбе, а вот Ирина Петровна осталась Ленинграде, не захотев расставаться с театром даже в период блокады.

Фото: biographe.ru Ирина Петровна Зарубина

На этом, можно сказать, семейная жизнь знаменитых супругов закончилась. Единственную дочку Танечку Зарубина растила и воспитывала самостоятельно. Более замуж актриса уже никогда не выходила, и мужчин в свою жизнь тоже не пускала. Для неё военные годы стали тяжелейшим испытанием, наложившим отпечаток на психическое и физическое здоровье.

Около десяти лет актриса не снималась в кино и почти не играла в театре, возобновив активную работу лишь в начале 50-х годов. Так, в 1951-м году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а три года спустя Зарубина исполнила небольшую роль учительницы в семейном фильме «Два друга».

Позже актриса снялась в комедийной ленте «Безумный день», мелодраме «Разные судьбы», кинокомедии «Шофёр поневоле», исторической драме «Капитанская дочка», а также мелодраме «Первый троллейбус» и фильме-сказке «Три толстяка». Однако, по большей части ей доставались роли второго плана или совсем малозаметные эпизоды. Последний фильм с её участием – детективная кинокомедия «Деревенский детектив» вышел на экраны в 1969-м году. Актриса умерла в Северной столице, в 1976-м году, двадцатого мая, на 70-м году жизни. Была похоронена на Комаровском кладбище, расположенном под Ленинградом.

Фото: stuki-druki.com Ирина Зарубина в своем последнем фильме «Деревенский детектив»

Что касается Александра Роу, то кинематографист также более не связывал себя официально брачными узами. По некоторым данным, развод с Зарубиной он так и не оформил. Доподлинно неизвестно, поддерживал ли он какую-то связь со своей единственной наследницей Татьяной.

Кинорежиссер часто и много путешествовал, причем, не только по Советскому Союзу, но и за его пределами. Во время съемок разных фильмов, ему довелось побывать в большом количестве африканских стран. Есть упоминания о довольно забавном случае в его биографии, когда в Александра Артуровича влюбилась некая африканская принцесса и изъявила желание стать его супругой. Роу был в недоумении, и заявил, что он уже женат, на что африканка ответила, что в её стране допустимо иметь сразу несколько жен.

Кинематографист скончался в возрасте 67-ми лет, в Москве. Некоторое время он тяжело болел, а за пять дней до смерти, находясь в больнице, попросил, чтобы прощание с ним организовали на киностудии, а в тот момент, когда его тело будут выносить, чтобы оркестр сыграл сюиту из оперы «Корневильские колокола». Сердце Роу остановилось в 1973-м году, 28-го декабря. Его близкий друг Лев Львович Потемкин организовал прощание, согласно последней воле усопшего. Кинематографист был похоронен на столичном Бабушкинском кладбище.

Фото: 24smi.org Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»

Читайте нас в: