В этом году исполняется сороковая годовщина со дня смерти выдающегося советского актера и режиссера Эраста Павловича Гарина. Звезда культовых фильмов «Золушка», «Девушка без адреса», а также «Джентльмены удачи» и многих других обладал яркой комичной внешностью, являлся любимцем публики и был востребован у именитых режиссеров. Однако, судьба вовсе не баловала Народного артиста СССР.
Эраст Павлович уже в пожилом возрасте получил тяжелую травму на съемочной площадке, в результате которой он лишился одного глаза и почти ослеп на второй. После этого ему практически перестали предлагать роли, актер погрузился в депрессию, что негативно сказывалось на его здоровье и самочувствии.
Лауреат Сталинской премии дважды был официально женат, вырастил дочь, был обласкан вниманием многочисленных поклонниц. Однако, последние годы его жизни оказались отравлены забвением, депрессией и проблемами со здоровьем. В этой статье мы расскажем вам о том, почему многие говорят, что Гарин умер от одиночества и тоски.
Эраст Гарин: биография, ранние годы
Будущий актер появился на свет в Рязани, в 1902-м году, десятого ноября, в семье лесничего Павла Эрастовича и его супруги Марии. Ребенка назвали в честь деда, а его настоящая фамилия – Герасимов. Мальчик обучался в рязанской гимназии, которую закончил с отличием.
После получения аттестата молодой человек вступил в ряды Красной Армии, однако, вместо постижения военного дела неожиданно началась актерская карьера парня. Впервые на любительскую сцену он поднялся в рязанском гарнизонном театре – первом самодеятельном театре Красной Армии. Тогда же Эраст решил сменить свою фамилию на творческий псевдоним Гарин. Довольно скоро юноша осознал, что его призванием является именно актерство. Удивительно, но никому не известному парнишке вскоре улыбнулась удача.
Когда начинающий молодой актер приехал в столицу, его игру увидел знаменитый театральный режиссер и педагог Всеволод Мейерхольд, который по достоинству смог оценить талант юноши. Он, без колебаний, пригласил парнишку в свою творческую мастерскую, и стал фактически наставником Эраста в актерском ремесле. В 1922-м году Мейерхольд взял двадцатилетнего Гарина в свой театр. Спустя годы, в своей автобиографической книге Всеволод Эмильевич называл Эраста любимейшим учеником, а также одним из самых талантливых и уважаемых актёров своей труппы. Кроме того, режиссер-постановщик откровенно признался, что большинство его спектаклей своим громким успехом обязаны именно стараниям Эраста Павловича.
Гарин всегда называл своего наставника Мастером, неизменно прислушивался к его словам и следовал советам, а коллеги с завистью за спиной шептались, что Всеволод Эмильевич все свои постановки создает исключительно под его любимчика. Даже своей супруге режиссер с восхищением рассказывал о талантливом ученике, игра которого его вдохновляет. Примечательно и то, что только Эрасту было позволено безнаказанно спорить и пререкаться с постановщиком. Уже к 25-ти годам перспективный актер обрел немалую популярность, а его театральные работы имели просто неимоверный успех. Более всего зрителям нравились его Хлестаков в «Ревизоре», а также Чацкий в «Горе от ума».
Как-то раз на спектакль с участием Эраста попал сам Станиславский, и был так поражен игрой молодого актера, что сравнил его талант с мастерством культовых мировых «звезд» сцены. Он даже решил лично с ним познакомиться, чтобы выразить свое восхищение, но Эраст, из-за своей застенчивости, попросту сбежал. Несколько позже основатель отечественной театральной школы в своих книгах и учебниках неоднократно приводил в пример блестящее исполнение сложных ролей и глубоких образов Гариным.
Однажды, во время спектакля был проведен своеобразный эксперимент. Так, кто-то из присутствовавших театральных критиков подсчитал, что зрители в зале около трехсот раз разразились смехом во время просмотра постановки, при этом практически всегда это происходило в моменты появления на сцене Гарина. Актер позже с не меньшим успехом выступал на сцене Рабочего театра Пролеткульта, а также Ленинградского театра комедии, и столичного Театра-студии киноактера.
Эраст Гарин: фильмография
А вот кинодебют Эраста Павловича состоялся лишь в 1934-м году, в исторической ленте «Поручик Киже», где он исполнил эпизодическую роль. Актеру на тот момент было уже за тридцать лет. Из-за довольно нестандартной, своеобразной внешности, в кино Гарину зачастую доставались образы хитроватых жуликов или аферистов как в кинокомедии «Свадьба», или приключенческой драме «На границе». Порой актеру доставались роли интеллигентов и профессоров, как в культовой кинокомедии «Джентльмены удачи».
Весьма плодотворным оказалось сотрудничество актера со сценаристом и писателем Евгением Львовичем Шварцем – Эраст Павлович исполнил роль королей в киносказках «Золушка», а также «Обыкновенное чудо». Причем, во второй картине Гарин, вместе со своей супругой Хесей Локшиной также выступил и в качестве режиссера.
Актером он был поистине многогранным, и в любых образах выглядел невероятно органично. Но лучше всего Эрасту Павловичу удавались комедийные персонажи, а еще он был неотразим в гротескных комичных ролях. Кроме того, весьма своеобразный голос позволял Гарину озвучивать персонажей мультфильмов.
Эраст Гарин: личная жизнь, любимые женщины
Впервые в законный брак актер вступил рано, когда ему было всего двадцать лет. Его избранницей стала девушка по имени Хеся Локшина. Она была настоящей красавицей и на момент их знакомства служила актрисой в Театре Мейерхольда. Позже она весьма успешно попробовала свои силы в режиссуре и написании сценариев. Хеся обожала своего молодого супруга, считала его настоящим гением и делала все, чтобы Эраст в полной мере мог реализовывать свой талант и потенциал.
Супруга стала для актера настоящим единомышленником и главным помощником. Они совместно занимались написанием сценариев к кинофильмам, вместе работали в качестве режиссеров над приключенческой лентой «Принц и нищий», военной драмой «Синегория», мелодрамой «Доктор Калюжный», а также лирической комедией «Обыкновенное чудо» и многими другими картинами.
Многие коллеги и знакомые считали брак Гарина и Локшиной безупречным. Актер Евгений Весник в книге своих мемуаров называл их «святой парой», восхищался их талантами и гармоничностью. А актриса Фаина Раневская в своих письмах к Хесе, нежно называла её «Эрасточка». Поэтому все, кто был знаком с семьей Гарина, не могли поверить, когда появились слухи о его романе с молоденьким театроведом по имени Любовь Руднева. Более того, вскоре стало известно о том, что любовница актера ждет от него ребенка.
Локшина, как могла, старалась сохранить брак с любимым мужчиной. Она даже увезла Эраста из Москвы в Ленинград, однако, он все время рвался к Рудневой, писал ей трогательные письма, передавал через знакомых деньги и всячески проявлял заботу о матери своего будущего ребенка. В 1938-м году на свет появилась единственная наследница Гарина – дочка Оля, которую он просто обожал. По некоторым данным, актер женился на Рудневой, но брак через несколько лет распался, а вот другие источники утверждают, что они жили в гражданском браке, и никогда официально свои отношения не регистрировали.
Однако, Гарин, как человек тонкой душевной организации, все время испытывал острое чувство вины перед своей первой супругой. Это не давало ему спокойно жить с Любовью, и, в конце концов, мужчина возвратился к своей бывшей жене. После воссоединения Хеся оставалась с ним до последних дней жизни.
Эраст Гарин: несчастный случай, закат карьеры
Актер исполнил десятки ярких ролей на киноэкранах и в театре, продолжая активно сниматься до тех пор, пока в 1966-м году во время съемок комедийной ленты «Веселые расплюевские дни» не произошел трагический несчастный случай. В результате автокатастрофы Гарину полностью удалили один глаз, а на второй он практически ослеп. После длительного больничного актер пытался возвратиться к работе, но режиссеры перестали приглашать его на съемки и практически не давали ролей в театре. Это стало для уже немолодого Эраста Павловича тяжелым потрясением, он никак не мог смириться с происходящим, и погрузился в депрессию.
Пожилой актер появился во второстепенной роли в фантастической кинокомедии «Два дня чудес», сыграл одну из ярчайших своих эпизодических ролей в криминальной комедии «Джентльмены удачи», а также появился в кинокомедии «Много шума из ничего» и еще нескольких фильмах, где у него были совсем крошечные эпизоды. Однако, к концу 70-х годов блестящий комик оказался не у дел. Предложения от режиссеров совсем перестали поступать, и мужчина решил сосредоточиться на озвучивании мультфильмов. Он работал на студии «Союзмультфильм», а также активно выступал на радио, воплотил в жизнь ряд собственных радиопостановок, и положил начало жанру, получившему название монодраматический звуковой спектакль. Но, даже несмотря на это, актер невыносимо тосковал по съемочным площадкам и театральной сцене.
Эраст Гарин: последние годы жизни
Эраст Павлович озвучил около четырех десятков анимационных картин. Его мастерство и талант с годами никуда не ушли — достаточно вспомнить хотя бы грустного ослика Иа в культовом мультфильме про Винни-Пуха. Без голоса Гарина данного персонажа попросту невозможно представить.
Впоследствии создатель мультфильма, режиссер и художник Федор Хитрук говорил, что актер полностью соответствовал грустному образу Иа. Он также отмечал, что не был знаком ранее с Эрастом Павловичем, в возможно, лучшие годы его жизни, однако, в начале 70-х годов, когда началась их совместная работа над серией мультфильмов, Гарина никто не считал оптимистом. Он был очень грустным, поникшим и погруженный в себя пожилым мужчиной, который, похоже, уже и не ждал от своей жизни ничего хорошего.
Для некогда востребованного и популярного комика работа над мультфильмами была лишь отголосками от прежней успешной и очень счастливой жизни. У Эраста Павловича развилась глубочайшая депрессия, от которой не спасали ни работа на студии, ни близкие. Пребывая в постоянном состоянии неудовлетворенности и тоски, мужчина начал угасать.
В последние годы он лежал в своей скромной квартире, практически не вставая, не принимал гостей и не хотел, чтобы его видели в таком состоянии. Из-за проблем со зрением, Гарин даже не мог читать свои любимые книги, от чего страдал еще больше. Он мучительно переживал свое забвение, считал, что его все бросили и забыли. Незадолго до смерти пожилой мужчина и вовсе перестал разговаривать. Актер жестами показывал, что ему тяжело общаться, но, по мнению Хеси, он многое хотел бы сказать, однако, предпочел замкнуться в молчании.
В 1980-м году, четвертого сентября культовый актер скончался на 78-м году жизни. К тому времени он уже не поднимался с постели и полностью утратил интерес к жизни и происходящим вокруг событиям. Причиной смерти стала затяжная депрессия, пожилой мужчина попросту умер от тоски, обиды и забвения. Он так и не смог понять, почему его творчество вдруг оказалось никому ненужным. Его последние, самые тяжелые годы, как могла, скрашивала вечно преданная Гарину Хеся Локшина. Она пережила любимого мужчину лишь на полтора года. Единственная дочь актера – Ольга стала искусствоведом и автором детских книг. О том, как складывались её взаимоотношения с отцом, точной информации нет.