Голос этого человека по сей день является одним из самых узнаваемых на всем постсоветском пространстве и даже за рубежом. За легендарным советским диктором Юрием Борисовичем Левитаном в годы Второй мировой войны гитлеровцы охотились столь же отчаянно, как за опытными снайперами и диверсантами, а все потому, что своим голосом он поднимал боевой дух всей страны. Диктор тоже ежедневно сражался с врагом, однако, делал это в радиоэфирах и с экранов телевизоров, но не менее успешно.
Несмотря на свою славу, всенародную любовь и уважение, личная жизнь Юрия Борисовича напоминает сплошную драму. Диктор Всесоюзного радио всего один раз был официально женат, в этом браке родилась его единственная наследница – дочь Наталья. Однако, супруга Раиса предала мужа, оставив его и дочку ради другого мужчины. Больше Левитан так и не решился вступить в брак, жил ради наследницы. К сожалению, судьба не была благосклонна и к Наталье Юрьевне, которая погибла при весьма трагических обстоятельствах от рук самого родного человека.
В этой статье мы расскажем о том, как складывалась жизнь единственной дочери «голоса Советского информбюро», почему отец ласково называл её «моя дурочка», и как оборвалась жизнь Натальи Юрьевны Судариковой.
Юрий Левитан: биография
Будущий диктор появился на свет во Владимире, в 1914-м году, девятнадцатого сентября в простой еврейской семье. Его настоящее имя, данное при рождении, звучит как Юдка Беркович Левитан. Глава семейства – Бер (Борис) Семенович трудился портным в артели, а мама была домохозяйкой, на её плечах был семейный быт и воспитание наследников.
Мальчик был невысоким, худеньким, а его буйная кудрявая шевелюра выглядела довольно забавно, можно сказать, чудаковато. Однако, этот щуплый ребенок обладал просто поразительно сильным голосом, за что ему в детстве даже дали прозвище «Труба». Соседи нередко просили мальчишку позвать их детей домой, и тогда Юдка мог докричаться даже до тех ребят, которые находились за рекой.
Левитан в юности загорелся желанием стать актером и сниматься в кино. После окончания школы, семнадцатилетний юноша, следуя за своей мечтой, отправился в Москву, где подал документы в профильное учебное заведение. Однако, вступительные экзамены парнишка провалил из-за своего специфического говора (слишком сильно «окал»), и незаурядной внешности. Члены приемной комиссии не смогли рассмотреть актера в худощавом невысоком подростке в очках.
Тем не менее, голос Юрия произвел на многих неизгладимое впечатление, он был настолько сильным и уникальным, что ему предложили попробовать свои силы в качестве радиодиктора. Именно на радио его талант сумели оценить по достоинству. Несмотря на провинциальный говор, молодого человека зачислили в группу стажеров Радиокомитета. Свою карьеру он начинал с должности курьера, а также готовил кофе для прославленных дикторов. Параллельно юноша усиленно избавлялся от характерного говора, читая стихи, прозу или сводки новостей. Вскоре Юрия начали выпускать в ночные эфиры, с новостями.
Один из таких эфиров оказался для парня судьбоносным, когда голос Левитана услышал сам Сталин. Иосиф Виссарионович был настолько впечатлен, что сразу же связался с главой Радиокомитета и сказал, что его доклад для Съезда партии в радиоэфире должен зачитать именно этот «голос». Уже на следующий день молодому и неопытному диктору, который ужасно волновался, дали тот самый доклад, который он читал в прямом эфире непрерывно почти пять часов, ни разу, при этом, не сбившись, и не совершив ни одной ошибки. Так, Левитан в один миг стал главным голосом Советского Союза, а после и голосом Великой Победы.
Юрий Левитан: личная жизнь
Голос Юрия Борисовича был известен миллионам людей, а вот в лицо его знали немногие, поэтому представляли совершенно иначе. Это обстоятельство давало ему право на относительно спокойную частную жизнь. Диктора не атаковали поклонники на городских улицах, не донимали прохожие, так что он мог спокойно передвигаться и чувствовать себя комфортно.
Со своей будущей супругой Раисой – выпускницей института иностранных языков, Юрия познакомили друзья. Юная Рая была настоящей красавицей, за которой ухаживала масса поклонников, а когда она шла по улице, мужчины буквально сворачивали шеи, оборачиваясь ей в след. После недолгих ухаживаний девушка приняла от Юрия предложение руки и сердца, и в 1938-м году они официально узаконили свои отношения.
Внешне супруги несколько не соответствовали друг другу, но эта пара, тем не менее, выглядела вполне счастливой. В 1940-м году в молодой семье родилась дочь Наталья, так и оставшаяся единственной наследницей легендарного диктора. Первое время супруги с ребенком проживали в коммунальной квартире, но вскоре они получили собственное жилье на улице Горького, позже переименованной в Тверскую. Вместе с ними жила и теща – Фаина Львовна, с которой у Юрия сложились великолепные отношения. Она обожала своего зятя и помогала супругам воспитывать дочку.
Брак Левитана продержался около одиннадцати лет, но в 1949-м году Раиса ушла от мужа к некому офицеру военной академии, оставив десятилетнюю дочь Наташу на попечении экс-супруга и пожилой матери. К слову, теща, в сложившейся ситуации, встала на сторону Юрия, посчитав поступок своей дочери легкомысленным. Во втором браке Раиса родила сына Семена, но этот союз долго не продлился. Позже женщина предпринимала попытки воссоединиться с Левитаном, но он так и не смог простить бывшую жену, хотя и старался поддерживать с ней дружеские отношения ради дочери.
Сам же диктор после развода оставался одинок. Он не стал во второй раз связывать себя узами брака, посвятив свою жизнь единственной и обожаемой дочери Наташе. Нужно заметить, что у Юрия Борисовича было немало поклонниц, и, при желании, он мог бы запросто устроить личную жизнь. Однако, сам он нередко отшучивался, что молодуха ему не нужна, потому как она, вероятнее всего, пойдет за него замуж не по любви, а по расчету, а «старушки» его не привлекают.
Наталья Сударикова – единственная дочь Юрия Левитана
После развода родителей, маленькая Наташа, как мы уже отметили, осталась жить с папой. Вместе с ними жила и бабушка Фаина Львовна, а также их нередко навещала тетя девочки – сестра Юрия Борисовича Ирина. Так они сообща и воспитывали Наталью. Однако, чрезмерная опека и всеобщая любовь не пошли на пользу ребенку. Многие утверждают, что Юрий Левитан и его единственная наследница – это тот самый случай, когда «яблоко от яблоньки упало очень далеко».
Диктор был дочери и папой и мамой, старался во всем ей потакать, чтобы девочка не чувствовала недостатка родительской любви и внимания. Наташа была не столько избалованным ребенком, сколько странным, и эти странности начали проявляться еще в детстве. Девочка часто бывала у отца на работе и коллеги заметили, что она болтает просто без умолку, постоянно перескакивая с темы на тему, забывая, о чем шла речь до этого, нередко привирая и преувеличивая. В такие моменты Юрий Борисович её аккуратно одергивал, и делал замечания, но это не всегда помогало.
В школе Наташа училась откровенно плохо, была рассеянной, а преподаватели считали девочку недалекой и глупой. Даже любящий отец нередко с иронией называл её «моя дурочка». Тем не менее, когда встал вопрос о том, куда девушке пойти учиться после школы, её родитель лично отправился на прием к ректору МГУ. Естественно, «голосу эпохи» не смогли отказать в просьбе принять дочь в учебное заведение. Наташу зачислили на филологический факультет, но наука ей никак не давалась. Фактически, она не училась там, а мучилась, постоянно пересдавая экзамены, но получить диплом престижного вуза ей, опять же, помог авторитет и связи отца.
Наталья Сударикова: личная жизнь
Долгое время Наталья нигде не работала, так как у неё не было ни к чему способностей или таланта. Её содержали отец и бабушка, которые продолжали всячески опекать уже взрослую женщину. Юрий Борисович понимал, что его дочери нельзя оставаться одной, потому как она пропадет, когда отца с бабушкой не станет. Поэтому устройство личной жизни наследницы диктор тоже решил взять в свои руки. Он познакомил Наталью с тихим и покладистым юношей по имени Лев Судариков, который был медиком по образованию. Вскоре молодые люди поженились, а в 1970-м году у них родился общий сын, которого назвали Борисом.
Знаменитый дед обожал своего единственного внука, мальчику позволяли делать все, что ему захочется, его задаривали игрушками и всячески баловали. Диктор, дабы не стеснять семью дочери, решил съехать, оставив просторную квартиру Наталье. Сам Левитан приобрел кооперативную двухкомнатную квартиру в доме по соседству. Он продолжал помогать своей дочери материально, а также подключил свои связи, чтобы устроить её работать на радиостанцию.
Коллеги и знакомые тоже считали Наталью откровенно странной: она могла ни с того ни с сего начать читать стихи или петь, при этом, совершенно не обращая внимания на окружающих. Со временем отношения отца с дочерью начали разлаживаться, что очень ранило диктора, для которого дочь и внук были смыслом жизни. Он старался не жаловаться, но иногда с горечью говорил друзьям о сложностях в общении с Наташей.
Юрий Левитан: причина смерти
Легендарный диктор в последние годы жизни страдал от проблем с сердцем. Тем не менее, он продолжал работать, а также принимал участие в различных общественных мероприятиях. Летом 1983-го года Юрий Борисович согласился участвовать в торжественном мероприятии по случаю сорокалетнего юбилея со дня освобождения от фашистских захватчиков Орла и Белгорода. В тот год лето выдалось необычайно жарким, а столбики термометров порой зашкаливали до сорока градусов по Цельсию.
Четвертого августа, после выступления на торжественном митинге, проходившем в селе Бессоновка, Белгородской области, Юрий Борисович внезапно почувствовал недомогание. Он был экстренно доставлен в одну из местных больниц, но, к сожалению, медики ничем не смогли помочь «голосу эпохи». Мужчина скончался от сердечного приступа, в возрасте 68-ми лет. Диктор был похоронен в столице, на Новодевичьем кладбище.
Наталья Сударикова: как складывалась судьба после смерти отца
Внезапная смерть родителя стала для Натальи большим потрясением, а через несколько месяцев не стало и бабушки Фаины Львовны, которая скончалась на 93-м году жизни. Потеряв близких людей, которые всю жизнь всячески заботились и опекали её, Наталья была на грани нервного срыва. Женщина долго горевала, а её эмоциональное состояние было крайне нестабильным.
У Судариковой складывались довольно непростые отношения и с собственным сыном Борисом. Она не умела вносить в семью то тепло, которое требовалось ребенку, но за неё это всегда делал супруг. Лев, будучи человеком спокойным и уравновешенным, умел выслушать и успокоить сына, а вот Наталья временами, словно сама провоцировала наследника на скандалы.
Через несколько лет Сударикова овдовела. Её супруг скоропостижно скончался от инфаркта, а после его смерти отношения с сыном стали еще хуже. Борис учился на историческом факультете МГУ, однако, связался с дурной компанией, где пристрастился к алкоголю, а позже начал употреблять наркотические вещества. После армии мужчина познакомился со студенткой торгово-промышленного училища по имени Гаянэ, которая стала его супругой. На время он остепенился, но мама выбор сына не одобрила, она активно вмешивалась в его семейную жизнь до тех пор, пока брак не распался.
В 1995-м году сообщалось, что квартиру Левитана обокрали, были похищены дорогие часы и некоторые украшения. Однако, никаких следов взлома обнаружить не удалось: замки не вскрывались, окна и двери были целыми. Высказывалось предположение о том, что Борис сам забрал эти вещи, и пропил их или обменял на наркотики. Но никаких доказательств тому найти не удалось, и дело вскоре закрыли.
В 1998-м году у мужчины случился приступ неконтролируемой агрессии, из-за чего он отправился в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение, где ему поставили диагноз – параноидальная шизофрения. В медучреждении он провел всего пару недель, но вскоре был выписан домой. С таким диагнозом Борис получил инвалидность и больше уже нигде не мог работать. По словам соседей, Наталья всячески старалась скрывать от окружающих, что её сын болен и страдает алкогольной и наркотической зависимостями. Она полагала, что Борис сможет самостоятельно справиться с этими пагубными пристрастиями, а посему не хотела обращаться за помощью к медикам.
Трагическая гибель дочери Левитана
Мать и сын часто громко скандалили, так что соседи привыкли к шуму, доносящемуся из их квартиры. Но в ночь на четвертое февраля 2006-го года весь подъезд содрогнулся от крика и странного шума, которые, впрочем, быстро затихли. На стук и звонки соседей никто дверь так и не открыл, а наутро, жильцы из квартиры, расположенной этажом ниже, обнаружили у себя на потолке странные разводы бурого цвета. Так как дверь в злополучной квартире по-прежнему никто не открывал, соседи вызвали милицию, которая вскрыла замки.
Внутри их ждала страшная картина: в коридоре в луже крови лежало обезображенное тело хозяйки с многочисленными ножевыми ранениями и проломленным черепом. С женщиной жестоко разделался её собственный 35-ти летний сын. Сам он находился в соседней комнате, сидел на диване, с головой укутавшись в одеяло и, казалось, не понимал, что происходит. Одежда Натальи была насквозь мокрой, как оказалось, Борис до утра поливал тело водой. На вопрос зачем он это делал, мужчина сказал, что «отмывал грехи матери». Судебно-медицинская экспертиза установила, что у Бориса шизофрения на стадии обострения.
Организацией похорон Натальи занимался её единоутробный брат Семен, с которым женщина, в силу своего сложного характера, не общалась почти двадцать лет. Проститься с ней пришли лишь некоторые представители столичного правительства, и несколько старейших дикторов, которые знали её отца. А из родственников, кроме брата Семена, была сестра покойного мужа Натальи и так и не признанный женщиной внук Артур. Близкими подругами дочь великого диктора за всю жизнь так и не обзавелась. Когда гроб уже опускали в землю, кто-то из присутствующих тихо произнес: «Слава Богу, что Левитан до этого дня не дожил..».
Что касается Бориса, то после шести лет, проведенных в стенах психиатрической клиники, мужчина вышел на свободу, но через несколько месяцев он пропал без вести. А весной 2013-го года, в ходе уборки снега, его бездыханное тело было обнаружено в одном из парков на северо-западе столицы. На теле не было выявлено следов насильственной смерти, а посему эксперты сделали вывод, что мужчина попросту замерз.