В следующем году исполняется тридцатая годовщина со дня трагической смерти известной советской актрисы, лауреата Сталинской премии Анастасии Павловны Георгиевской. Народная артистка СССР снялась, в общей сложности, в трех десятках кинокартин, но более всего запомнилась зрителям ролью учительницы географии Серафимы Павловны в культовой комедийной мелодраме «Большая перемена».
Настоящей и, пожалуй, единственной большой любовью в жизни актрисы был театр, которому она отдавала всю себя без остатка. В кино Георгиевская соглашалась играть нечасто, да и то лишь потому, что её очень просили об этом. Как правило, на экране она исполняла небольшие эпизодические роли, но каждая из них, непременно, была яркой и врезалась в память зрителей.
На сцене родного МХАТа Анастасия Павловна выступала более полувека, там был её дом, актерская семья, обожавшие её зрители. Своей собственной настоящей семьи актриса так и не создала. К сожалению, всенародная любимица всю жизнь была очень одинока, а когда ей потребовалась помощь, рядом не оказалось никого, кто бы протянул ей руку. Георгиевская ушла тихо и почти незаметно для окружающих, а её тело обнаружили лишь более чем через неделю после трагедии. В этой статье мы расскажем вам о блестящей карьере и трагической судьбе знаменитой актрисы, которая всю жизнь страдала от одиночества.
Анастасия Георгиевская: биография, начало творческого пути
Будущая актриса появилась на свет в городе Орел, в 1914-м году, седьмого ноября. О её семье и родных нет никакой информации, известно лишь, что в 1917-м году, когда страна была охвачена революцией, в череде беспорядочных и жестоких событий трехлетняя девочка потеряла обоих своих родителей. У ребенка не оказалось родственников, которые могли бы её приютить и позаботиться о ней, поэтому осиротевшая Настя оказалась в орловской школе-коммуне, вместе с другими такими же обездоленными ребятишками. Жизнь в подобных заведениях была далеко не сладкой, дети знали, что такое голод, холод и наказания, а вот любви и заботы они не видели.
Получив базовое среднее образование, юная Георгиевская попала в фабрично-заводское училище. Там она осваивала далеко не женскую специальность – токарное и слесарное дело. Анастасия мечтала не о такой профессии, но на тот момент выбор у неё был невелик. После окончания училища девушка пошла работать на машиностроительный завод. Параллельно она стала принимать активное участие в самодеятельности, играя в любительском театре «Живая газета», который позже стал городским Театром юного зрителя, а ныне является Орловским государственным театром для детей и молодёжи под названием «Свободное пространство».
Харизматичная молодая актриса со звонким голосом, которая запросто вживалась в любую роль, сразу же полюбилась зрителям. Притом, что у Анастасии не было никакого профильного образования, она демонстрировала природный актерский талант и огромное желание посвятить себя сцене и творчеству. Поверив в собственные силы, девушка отправилась в Москву, чтобы там попробовать поступить в театральный вуз и кардинальным образом изменить свою жизнь.
В 1931-м году она стала студенткой ГИТИСа, попав на курс актрисы и режиссера Нины Литовцевой. В 1936-м году, вскоре после окончания учебы, молодая актриса была принята во МХАТ, и оставалась верна этому театру всю свою жизнь.
Анастасия Георгиевская: карьерный взлет
Первой работой Георгиевской на профессиональной театральной сцене была эпизодическая роль в постановке «Земля». Но девушка была безмерно рада и этому, ведь ей довелось работать с лауреатом Сталинской премии – Николаем Евгеньевичем Виртой. Далее её задействовали в постановках «Синяя птица», «Гроза», а также «Трудовой хлеб». Кроме того, многие театралы отмечали, что героиня Наташа из «Трёх сёстер» в исполнении Георгиевской была, пожалуй, лучшей за всю историю МХАТа. А уж те, кто видел актрису в спектакле «Егор Булычов и другие», приходили в театр снова и снова, чтобы насладиться неподражаемой игрой Анастасии. Среди других её ярких театральных работ можно отметить постановки «На дне», «Кремлевские куранты», «Мертвые души», «Горячее сердце» и десятки других спектаклей.
В 1948-м году Анастасия Павловна была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, в 1951-м году она стала лауреатом Сталинской премии за блестящее исполнение роли Варвары в постановке «Вторая любовь». Также Георгиевская стала Народной артисткой СССР, была отмечена орденами «Знак почета» и Трудового Красного Знамени, и несколькими медалями.
В кино актриса дебютировала в начале 50-х годов, исполнив эпизодическую роль Милочки в картине «Незабываемый 1919-й год». Годом позже её утвердили на одну из главных ролей – жены городничего в комедийной ленте «Ревизор». Но после успеха данной картины, принесшей актрисе славу, она долгое время отказывалась от съемок, отдавая все силы и время театру.
Несколько лет спустя Анастасия Павловна исполнила ключевые роли в кинокомедии «Безумный день», а также драматической ленте «Аннушка», но после этого она появлялась в кино лишь в эпизодических ролях, да и то нечасто. Её можно увидеть в драматической ленте «Неоплаченный долг», сатирической комедии «Последний жулик», детективной драме «Ошибка резидента» и трагикомедии «Сто грамм для храбрости». Но, более всего актриса запомнилась зрителям, конечно же, своей бесподобной игрой в четырехсерийной комедийной мелодраме «Большая перемена».
Помимо работы в театре и съемок в кино, Георгиевская также работала на радио, а еще озвучивала персонажей мультипликационных фильмов. Её голосом говорят герои мультфильмов «Кошкин дом», «Василиса Прекрасная», «Мы ищем кляксу», а также «В стране невыученных уроков» и многих других.
Анастасия Георгиевская: одиночество в толпе
Несмотря на свою популярность, всесоюзную славу и любовь публики, Анастасия Павловна всю жизнь оставалась бесконечно одинокой, будучи окруженной толпами обожавших её людей. Людям творческих профессий работа нередко может заменить личную жизнь, но в случае с Георгиевской дело было не только в этом. Девочка-сирота не знала, что такое родительская любовь и полноценная семья, привыкла быть одной, заполняла пустоту усердной работой, и своей собственной семьи не создала. Актриса никогда не была замужем и не обзавелась наследниками.
С годами недостаток простого человеческого тепла стал ощущаться все сильнее, и, как это часто бывает, артистка начала искать утешение в крепких алкогольных напитках. В театре или на съемочной площадке появляться в нетрезвом виде Георгиевская себе не позволяла, но вот соседи нередко видели пожилую женщину в состоянии сильного алкогольного опьянения. Порой, по их словам, она даже не могла самостоятельно добраться до квартиры.
В жилище актрисы начали появляться странные гости, с которыми она распивала горячительные напитки. Говорить о своей жизни она не любила, поэтому многие её коллеги даже не догадывались о том, что происходит с Анастасией Павловной вне театральных стен и съемочных площадок. О её проблемах со здоровьем тоже никто не знал, потому как Георгиевская старалась не жаловаться на самочувствие. Так продолжалось до тех пор, пока женщина внезапно не исчезла.
Анастасия Георгиевская: загадочная гибель
Свое последнее лето актриса провела на подмосковной даче, но в преддверии нового театрального сезона она возвратилась в её столичную квартиру. Однако, в родном театре Анастасия Павловна так и не появилась. Когда же раскрылась страшная правда, многие винили в случившемся коллег Георгиевской, говорили об их равнодушии и безучастности к судьбе пожилой женщины, но на самом деле, все было не совсем так.
Отсутствие актрисы в театре, конечно же, сразу заметили. К ней домой отправились несколько сотрудников театра, чтобы узнать, в чем дело, и все ли с ней в порядке. Однако, дверь им никто так и не открыл, хотя соседи утверждали, что слышали в квартире шаги и шорох. Коллеги оставили в двери записку с просьбой дать о себе знать, но актриса на работе не появилась, и даже не позвонила. По прошествии еще нескольких дней, так и не получив никакой весточки, сотрудники театра снова наведались к ней домой.
На сей раз, не получив ответа на стук, было принято решение вызвать милицию и вскрывать дверь. Внутри их ждала страшная картина: у порога людей встретила почти обезумевшая от голода собака, а в глубине квартиры лежало тело её хозяйки. Женщина к тому моменту была мертва уже больше недели (по другим данным, около трех недель). Эксперты не нашли в смерти Георгиевской криминальной составляющей, хотя на её теле отчетливо были видны следы повреждений. Их списали на укусы голодной собаки, хотя песик был совсем маленькой породы, и многие сомневаются, что животное могло такое сделать.
По официальной версии, больное сердце пожилой женщины попросту не выдержало очередной дозы алкоголя. Однако, смерть актрисы называют загадочной и подозрительной, так что многие её друзья и коллеги так и не поверили, что в этом деле не было никакого криминала. Во-первых, дверь, на которой было четыре замка, оказалась не заперта, она всего лишь захлопнулась на защелку. Во-вторых, в квартире царил беспорядок, всюду были разбросаны вещи и деньги. По словам тех, кто лично знал актрису, она хоть и пристрастилась к выпивке, но всегда оставалась опрятной, и не допустила бы такого бардака. А в-третьих, соседи утверждают, что слышали шаги и шум в её квартире уже после установленной экспертами даты смерти, а также свет в окнах зажигался и тух в разных комнатах.
Ввиду всех этих странных обстоятельств, из МХАТа в МВД СССР было направлено письмо с просьбой провести повторное, более тщательное расследование обстоятельств смерти 75-ти летней актрисы. Однако, мнение экспертов осталось неизменным: никакого криминала и признаков насилия выявить не удалось.
Анастасию Павловну похоронили на столичном Кунцевском кладбище. Никаких родственников, даже дальних, у актрисы не нашлось, поэтому памятник на её могилу позже установили коллеги за собственные средства.