Прошло уже больше десяти лет с момента безвременной кончины замечательного отечественного актера, звезды культовой мелодрамы «Москва слезам не верит» Бориса Фёдоровича Сморчкова. Он умер тихо во сне, в возрасте 63-х лет, а причиной его смерти медицинские эксперты назвали инфаркт, хотя те, кто был знаком с ним лично, говорили, что актер умер от одиночества. Борис Федорович старался никого не беспокоить своими проблемами, не жаловался на больные глаза и сердце, и крайне редко обращался к кому-то за помощью.
Его единственной любовью и главной женщиной в жизни была актриса Анна Варпаховская, которая с детства несла клеймо «дочери врага народа». Когда его избранница решила покинуть родину и эмигрировать за океан, Сморчков не поддержал её стремлений. Совместных наследников у пары не было, и брак распался. Впоследствии Анна обрела счастье в новом браке, воспитала двоих детей, а Борис Федорович больше семьи так и не создал, и до конца жизни был бесконечно одинок.
В этой статье мы расскажем вам историю любви актеров Бориса Сморчкова и Анны Варпаховской, а также поведаем о том, как складывались их судьбы после расставания.
Борис Сморчков и Анна Варпаховская до знакомства
Будущий актер появился на свет в Москве, в 1944-м году, третьего сентября, и стал четвертым ребенком в простой рабочей семье. У него были старшие брат Анатолий и сестры Зинаида и Валентина. В одном из интервью Борис Федорович признался, что он родился в тяжелое военное время, и его родители вовсе не планировали появления четвертого наследника, но, видимо, вмешалась сама судьба.
В то время мама будущего актера с тремя детьми находилась в эвакуации в небольшом селе во Владимирской области, а отец остался в столице, где трудился на заводе, производившем танки. Неожиданно жена получила письмо от своей подруги, которая сообщила ей, что супруг вот-вот «пойдет налево». Недолго думая, женщина поехала в Москву, застала мужа одного в комнате общежития, и сразу бросилась к нему в объятия. А через девять месяцев после той встречи, в семье родился сын Борис. К тому моменту вся семья уже воссоединилась в столице.
Актерские задатки у мальчика еще в школе заприметили педагоги. Боря был артистичен, обладал потрясающим голосом, а также умел легко вживаться в любую роль. Помимо занятий в театральном кружке, школьник в седьмом классе увлекся боксом и занимался в спортивном клубе «Динамо». Однако, это увлечение сыграло с мальчишкой злую шутку. Однажды он подрался с хулиганом, который мешал репетиции, передразнивая актеров. Боря сломал ему нос, но тут выяснилось, что этот задира – сынок партийного деятеля. Сморчкову на полном серьезе грозила детская колония, но за него вступились все учителя.
После армии сестра Зинаида помогла младшему брату устроиться стюардом, и он зарабатывал на этой должности солидные по тем временам деньги. Но тоска по творчеству заставила его уволиться и устроиться в театр простым рабочим. Параллельно Борис решил получить профильное образование, и поступил в знаменитую «Щуку». В студенческие годы он познакомился со своей единственной любовью – актрисой Анной Варпаховской.
Будущая актриса родилась в суровом Магадане, где оба её родителя отбывали наказание по политическим статьям, в 1949-м году, одиннадцатого июня. Она была наследницей известного советского режиссера и киноведа Леонида Варпаховского и его второй супруги – оперной певицы Иды Зискиной. На момент рождения Анны, срок заключения её матери уже закончился, но женщина решила остаться в Магадане вместе с супругом. Только после смерти Сталина семья смогла переехать сначала в Тбилиси, потом в Киев, и лишь после реабилитации Леонида Викторовича они отправились в Москву.
Творческие родители с детства привили маленькой Ане любовь к театру. Девочка со школьной скамьи принимала участие в самодеятельности, но она всегда была довольно скромной и застенчивой, что составляло для неё серьезную проблему. Тем не менее, Анна задалась четкой целью – стать актрисой, и после получения аттестата, поступила в Щукинское театральное училище. Учеба, несмотря на все прилагаемые усилия, давалась девушке с трудом, и кто знает, как бы сложилась её судьба, если бы не влюбленный в неё Борис Сморчков.
Борис Сморчков и Анна Варпаховская: история любви
Борис и Анна познакомились в период учебы в «Щуке». Девушка была на пять лет моложе и еще не имела какого-либо серьезного актерского опыта, в то время как юноша в 60-е годы уже успел сняться в кинокартине «Зеленый патруль». Сморчков был очарован своей сокурсницей буквально с первого взгляда, именно ей суждено было стать единственной в его жизни любовью.
Неожиданно выяснилось, что преподаватели не видят в Варпаховской таланта и перспектив, а посему рассматривается вопрос о её отчислении из учебного заведения. Естественно, допустить этого Борис попросту не мог, поэтому, ради спасения своей возлюбленной он придумал мизансцену, где они на пару блестяще исполнили фрагмент из постановки «Чайка». Сделать это им удалось так хорошо, что Анну, в итоге, оставили в училище. Вскоре влюбленные официально узаконили свои отношения.
В 70-е годы карьеры актеров стремительно пошли в гору. В основном супруги были заняты в театре, но настоящую популярность и всенародную любовь им принес кинематограф. Борис появился в военной исторической драме «Горячий снег», приключенческой ленте «Пропавшая экспедиция», драматическом приключенческом фильме «Золотая речка», а также истерне «Поединок в тайге» и многих других фильмах. В общей сложности на его счету более пяти десятков сыгранных экранных образов, однако, истинную популярность мужчине принесла роль Николая в культовой отечественной мелодраме «Москва слезам не верит». Помимо съемок в кино, он играл на сцене театра «Современник», а также преподавал актерское мастерство, передавая свой бесценный опыт подрастающему поколению актеров.
Анна на телеэкранах дебютировала в 1977-мгоду, снявшись в военно-исторической драме «Хождение по мукам». А годом позже она сыграла самую яркую в своей карьере роль – Лизу в мелодраматической трагикомедии «Суета сует». Произнесенная ею в фильме фраза: «Мужчины, это такая большая редкость! Мужчин надо беречь!..», тут же, что называется, ушла в народ. Многие думали, что после такого успеха Анну ждет головокружительная карьера в кино, но, увы, этого так и не случилось.
Актрисе предлагали лишь второстепенные или эпизодические роли, да и то нечасто. Всего в её фильмографии было лишь около двух десятков ролей, преимущественно небольших. Это связывают с тем обстоятельством, что Варпаховской пришлось большую часть жизни провести с клеймом «дочери врага народа». Её отец, несмотря на то, что был реабилитирован, все равно считался «неблагонадежным», от чего немало страдал. В последние годы жизни Варпаховский был подвержен сильнейшей депрессии и не мог из-за этого нормально работать.
Анна по своей натуре всегда была человеком скромным, она не могла выпрашивать роли, никогда «не шла по головам», а всегда скромно ждала предложений от кинематографистов, которые обходили своим вниманием наследницу опального режиссера. Много позже женщина узнала о том, что на «Мосфильме» существовал негласный запрет снимать Анну Варпаховскую. После смерти отца в 1976-м году, актриса пережила сильное потрясение, возможно, именно тогда она впервые задумалась об эмиграции из Советского Союза, но долгое время не решалась озвучить эти планы вслух.
В целом, семейная жизнь актеров складывалась неплохо, Борис обожал свою супругу, переживал, когда у неё что-то не получалось в карьерном плане и всячески пытался ей помочь. Общих детей у пары не было, хотя Сморчков признавался, что мечтал о наследниках от любимой женщины. В 80-е годы Анна все чаща говорила супругу об эмиграции за океан, но он её взглядов и стремлений категорически не разделял. Семейная жизнь дала трещину, а вскоре актеры, и вовсе, расстались.
Борис Сморчков и Анна Варпаховская: после расставания
Единоутробный старший брат Варпаховской – Григорий Зискин за несколько лет до Анны переехал жить в Канаду и обосновался в Монреале. Он, как и его покойный отчим, стал режиссером, перевез за океан свою семью, и готовил почву для переезда сестры. Вскоре после развода с первым супругом актриса во второй раз связала себя узами брака. Её избранником стал некий Владимир Колеров, ныне успешный предприниматель. Пара воспитала сына и дочь.
Актриса на протяжении 23-х лет служила в театре Станиславского, однако, на заре 90-х годов и там наступили непростые времена. В то время Анне было уже за 40, новых ролей ей не предлагали, и она решила рискнуть всем, и отправиться к брату в Монреаль. Григорий в то время занимался постановкой спектаклей по классическим произведениям на французском языке. Он предложил сестре играть в его постановках, и она охотно согласилась. Со временем они общими усилиями создали Русский драматический театр имени Леонида Варпаховского, который стал единственным профессиональным русским театром на североамериканском континенте. Брат с сестрой ставят спектакли для русскоязычных жителей Канады и Соединенных Штатов, нередко задействуют в них актеров-эмигрантов, а также приглашенных российских артистов.
Что касается Бориса Сморчкова, то после расставания с Анной он свою личную жизнь так и не устроил. Бывшую жену он до конца своих дней называл единственной любимой женщиной в своей жизни. В своих интервью Борис Фёдорович не раз говорил о том, что очень рад за экс-супругу, что у неё все сложилось: она счастлива в новом браке, воспитывает двоих детей, и ей удалось осуществить главную свою мечту – эмигрировать за океан, где она успешно обосновалась и занимается любимым делом.
Сам Сморчков так и остался один, он больше не женился и не обзавелся наследниками. Долгое время актер жил в общежитии при театре «Современник», и лишь на шестом десятке лет, при содействии друзей и коллег, которые помогли ему выйти на нужных людей, он наконец-то получил собственную, хоть и скромную двухкомнатную квартиру. Там он и прожил в одиночестве последние несколько лет своей жизни. Борис Федорович старался не тревожить других своими проблемами и крайне редко обращался к кому-то за помощью. На здоровье он тоже старался не жаловаться, хотя в последние годы практически ослеп из-за катаракты, временами нестерпимо болело сердце, а на съемках одного из своих последних фильмов актер упал, и сильно ударился грудной клеткой, после чего долго не мог оправиться.
Сердце артиста остановилось в ночь на десятое мая 2008-го года. Борис Федорович умер во сне от инфаркта, в возрасте 63-х лет. Когда сообщили о произошедшей трагедии, его друзья и коллеги говорили о том, что настоящей причиной смерти Сморчкова было бесконечное одиночество, от которого он страдал после ухода его единственной любимой женщины – Анны Варпаховской.