«Я не волшебник, я только учусь!» – эту фразу, которую неоднократно повторял мальчик-паж из культового советского фильма-сказки «Золушка», знают даже те, кто, собственно, никогда не видел сам фильм, ибо она стала крылатой, и, что называется, ушла в народ. А вот мальчик, исполнивший роль маленького пажа, снялся всего лишь в двух фильмах, а после, несмотря на многообещающее будущее в кино, решил завершить свою карьеру.
Игорь Афанасьевич Клименков обладал не только впечатляющими актерскими способностями, но и выдающимся музыкальным талантом. Он великолепно владел гитарой, учил играть на ней других, а также самостоятельно мастерил эти музыкальные инструменты, пользовавшиеся немалым спросом не только на его родине, но и далеко за её пределами.
Тем не менее, судьба актера и музыканта сложилась трагически: его предал самый близкий ему человек – единственный сын Николай, Игорь Афанасьевич практически полностью ослеп и умер в бедности и забвении. В этой статье мы расскажем о жизни и творчестве Клименкова, а также о том, какие нелегкие испытания выпали на его долю.
Игорь Клименков: ранние годы, начало карьеры
Будущий актер и музыкант появился на свет в Ленинграде, в 1934-м году, тринадцатого марта, в довольно известной творческой семье. Глава семейства был дирижером, а мама служила актрисой в одном из местных театров. Маленький Игорек рос ребенком любознательным и музыкальным, так что родители, едва их наследник научился ходить и разговаривать, были уверены, что в семье подрастает еще один артист.
В непростое военное время семья вынуждена была покинуть родной город, но в 1945-м году они смогли возвратиться назад. Игорь тогда учился в школе, а параллельно посещал изостудию во дворце пионеров и занимался в секции фехтования. А все свое свободное время мальчик проводил в огромной библиотеке, работавшей там же, во дворце пионеров. Как-то в интервью Клименков признался, что большего счастья ему в то время и не надо было, чем провести вечер за чтением интересной книги. Именно за этим занятием мальчика и застал помощник режиссера Надежды Кошеверовой, которая как раз была в поисках юного актера на роль мальчика-пажа в экранизации сказки «Золушка».
Игорю в то время едва исполнилось тринадцать лет, и он всерьез не задумывался об актерской профессии. Мальчик сидел в читальном зале и увлеченно перечитывал книгу «Человек-амфибия», когда на него обратил внимание ассистент кинематографиста. На тот момент на роль мальчика-пажа никак не могли найти подходящего актера, и это обстоятельство сильно задерживало съемочный процесс. Режиссер перебрала более двух десятков тысяч фотографий претендентов, но не остановила свой выбор ни на одном из них. Когда её помощник увидел в библиотеке юного Игоря с волнистыми светлыми волосами и бездонными синими глазами, то решил, что наконец-то нашел подходящего кандидата на роль пажа.
Увлеченный чтением ребенок даже не понял, чего от него хотят, он был слишком озабочен судьбами героев книги. Поэтому ассистент режиссера просто сунул ему в карман курточки приглашение на прослушивание на киностудии. Игорь тут же о нем благополучно забыл, и лишь через пару недель, когда мама собралась постирать ту самую курточку, она обнаружила в кармане письмо. Больше всего этой идеей воодушевился отец, ведь он понимал, что большое кино – это не только весьма перспективное, но и довольно прибыльное занятие.
Родитель буквально за руку отвел свое чадо на киностудию, где Игорек без особого энтузиазма прошел пробы и прослушивания. Мальчик говорил, что не хочет сниматься в фильме, а еще, по воспоминаниям уже взрослого Клименкова, ему тогда казалось, что его беззаботное детство на этом закончилось.
Вскоре стало известно о том, что на роль маленького пажа утвердили Бориса Архангельского. Игорь ликовал, он снова мог вернуться к изобразительному искусству, фехтованию и чтению любимых книг, а вот отец был весьма опечален таким поворотом событий. Но через два месяца в дом Клименковых снова пришел помощник режиссера и велел Игорю как можно скорее явиться на студию. Как выяснилось, режиссер, после нескольких пробных сцен, передумала, и решила, что с ролью маленького пажа никто не справится лучше него.
Игорь Клименков: съемки в «Золушке»
Несмотря на то, что мальчик поначалу протестовал против съемок в кино, его отношение резко переменилось, как только началась работа над фильмом. По его воспоминаниям, это было сказочное время, а таких замечательных людей, с которыми ему довелось сниматься, он больше никогда в жизни не встречал. Игорь был маленьким, очень застенчивым, и не имел абсолютно никакого актерского опыта, но к нему все относились с таким теплом и заботой, что он справлялся с поставленными задачами на отлично.
Актриса Фаина Раневская, исполнявшая в картине роль мачехи, постоянно угощала Игорька бутербродами и журила других, за то, что ребенка не кормят, а работает он наравне со взрослыми актерами. Янине Жеймо, игравшей юную Золушку, на момент съемок в этой картине было уже 37 лет, но она легко нашла общий язык и даже подружилась с Клименковым. Она выглядела и вела себя на съемочной площадке, как обычная девочка-подросток, лишь только руки на крупных планах могли выдать истинный возраст актрисы, поэтому для неё изготовили специальные высокие перчатки, но в остальном, непосвященный человек никогда бы не догадался, сколько ей на самом деле лет.
По словам Игоря Афанасьевича, он тогда был по-детски влюблен в Янину, ему было с ней так легко и весело, что он был попросту очарован своей коллегой. В перерывах между съемками они забирались в карету-тыкву и подолгу болтали обо всем на свете. Жеймо курила «Беломор», а Клименков лузгал семечки или ел прихваченный с собой бутерброд. Период работы над «Золушкой» он называл самым счастливым временем в своей жизни.
Игорь Клименков: завершение актерской карьеры, поиски себя
После премьеры фильма-сказки «Золушка» Игорь стал настоящей звездой. Его узнавали на улицах, мальчику пророчили еще много ярких работ в кино, но, к сожалению, актерская карьера у него так и не заладилась. В 1949-м году Клименков снялся в роли курсанта нахимовского училища в драматической киноповести Николая Лебедева «Счастливого плавания!». Однако, эта работа стала последней в его фильмографии.
После окончания школы Игорь, все же, решил поступать в театральный институт, но учеба там ему быстро надоела, и он её бросил, осознав, что к этой профессии душа у него никогда не лежала. Его в тот период еще приглашали время от времени на пробы, но молодой человек эти приглашения отклонял. Далее Клименков решил попытать счастья в ленинградском художественно-промышленном училище, однако туда он не смог пройти из-за большого конкурса.
В конечном счете, юноша остановил свой выбор на пединституте, но и его он так и не смог закончить. В 1960-м году некоторые студенты, публиковавшие самиздатскую газету Горного института, были арестованы по обвинению в «антисоветской пропаганде», а Игорь, водивший с ними дружбу, тоже попал под опалу. По некоторым данным, он был арестован, и даже имел судимость по этому делу.
Игорь Клименков: гитарных дел мастер
Оставшись без какого-либо диплома вообще, Клименков увлёкся игрой на гитаре. Он буквально влюбился в этот музыкальный инструмент и вскоре стал не только самостоятельно играть на нем, но и обучать этому других. Со временем Игорь Афанасьевич начал собственноручно мастерить гитары, понемногу оттачивая свое мастерство, доведя его практически до совершенства. Это хобби довольно быстро стало основным занятием и во многом определило дальнейшую судьбу мастера, ведь его возлюбленной и спутницей жизни стала одна из его учениц.
Из родного Ленинграда уже вместе со своей семьей Клименков перебрался в Таллин, где он в качестве музыканта и гитарного мастера был куда более востребован и успешен. У него в свое время брали уроки игры многие известные прибалтийские гитаристы, а сделанные руками Игоря Афанасьевича музыкальные инструменты разошлись далеко за пределы постсоветского пространства. На его гитарах играли аргентинская звезда Мария Амди, мексиканский музыкант Джон Вильямс, а также Алирио Диас из Венесуэлы, который считался одним из лучших гитаристов мира.
Великолепные по звучанию инструменты мастер зачастую создавал из того, что другие люди считали мусором — материал он искал на свалках, куда выбрасывали старую мебель. А одну из лучших своих гитар музыкант вырезал из старой столешницы. Её Клименков делал больше двух десятков лет и, по мнению экспертов, этот инструмент практически бесценен. В одном из своих интервью супруга Игоря Афанасьевича сказала, что муж создал ту гитару из трехсотлетнего стола палисандрового дерева, некогда принадлежавшего семье императора. Когда во время революции царские покои были разграблены, тот стол по частям вывез мастер графа Шереметева. Много лет спустя Клименков водил дружбу с этим человеком, когда тот был уже стариком. Именно он рассказал историю этого старинного стола, а перед смертью подарил его музыканту.
Игорь Клименков: личная жизнь
Как мы уже отметили, со своей будущей супругой Клименков познакомился, когда давал уроки игры на гитаре. Избранница музыканта по имени Ирена Зыкова была одной из его учениц. Девушка оказалась дочерью известной советской гитаристки Лилианны Седлецкой. На момент их знакомства Ирена была еще подростком, но между ними вспыхнули серьезные взаимные чувства, так что Игорь Афанасьевич терпеливо дождался, пока его возлюбленная достигнет совершеннолетия, и сразу же женился на ней. В браке родился единственный наследник актера и музыканта – сын Николай.
Когда семья перебралась в Таллин, Игорь и Ирена нередко давали там совместные концерты и даже стали местными знаменитостями. В начале 80-х годов, на одном из подобных мероприятий на супругов обратил внимание Александр Перепадин – глава крымского колхоза «Победа». После концерта он подошел к Клименковым и предложил им переехать жить и работать на солнечный полуостров, пообещав супругам помочь с работой и предоставить жилье. Недолго думая, супруги приняли его предложение, и вскоре перебрались в Крым. Там Игорь Афанасьевич устроился директором местной музыкальной школы, а его супруга там же стала преподавать игру на гитаре.
По воспоминаниям учеников, они относились к преподавателям, как к столичным «штучкам»: с неподдельным любопытством наблюдали за их работой и ими самими. Ирена была настоящей модницей, она носила неимоверно красивые шляпки, которые сама же и шила. Её супруг, помимо музыки, увлекался также эзотерикой, что было немыслимо для советского времени. Также супруги прослыли диссидентами, но им все прощалось, а любили и уважали их окружающие от этого не меньше.
Игорь Клименков: предательство, болезнь и смерть в нищете
В Крыму супруги сумели воплотить в жизнь свою давнюю мечту – организовать собственный небольшой кукольный театр, в котором все герои были созданы руками Клименковых. Однако, такая идиллия, к сожалению, продлилась недолго. С приходом лихих 90-х годов единственный наследник бывшего актёра – Николай, как и многие в то время, решил заняться бизнесом. Вначале он бесцеремонно брал деньги у родителей, вкладывая их в «раскрутку», а после еще и набрал огромных кредитов в банках, но его дела так и не пошли.
Осознав, что бизнес «прогорел», а долги отдавать попросту нечем, Николай сбежал сначала в Москву, а вскоре, и вовсе, эмигрировал за границу, оставив пожилых родителей на растерзание кредиторам. Чтобы хоть как-то расплатиться с большими долгами сына, Клименковым пришлось распродать своих уникальных кукол, а также коллекцию гитар ручной работы.
На нервной почве Игорь Афанасьевич начал терять зрение, а окончательно его подкосила травма. Мужчина колол во дворе дрова, и одна неудачно отскочившая щепка повредила ему глаз, на который он полностью ослеп. Вскоре и второй глаз тоже практически перестал видеть. В последние годы жизни бывший актёр впал в депрессию и больше напоминал тень себя прежнего. Пока он еще мог хоть немного видеть, то старался каждый день кататься на велосипеде по своей улице, а гитары продолжал мастерить, даже будучи абсолютно слепым.
В одном из своих последних интервью Клименков поблагодарил журналистов за то, что они навестили его, но тут же добавил, что в этом уже нет никакого смысла, потому что жизнь его закончилась. Мужчина с горечью рассказал о проблемах со здоровьем, о нищете, в которой они с женой оказались из-за кредитов сына, а также отметил, что он чувствует, как умирает, и что жизнь его была прожита зря, потому как он лишился всего, к чему стремился, и чего смог достичь.
Игоря Афанасьевича не стало в 2006-м году, двенадцатого марта, он не дожил всего лишь один день до своего 72-го дня рождения. Клименков похоронен в Крыму, на кладбище маленького села Новенькое, что в Бахчисарайском районе. На могиле бывшего актера и музыканта был установлен небольшой памятник с фотографией мальчика-пажа и надписью: «Я не волшебник, я только учусь».
Вскоре после похорон вдова Клименкова продала их домик в Крыму и уехала. О том, как складывалась дальнейшая судьба женщины, практически нет никакой информации. В память об Игоре Афанасьевиче во дворце культуры, где он некогда работал, на почетном месте висит его большой портрет.