Культовый советский актер, лауреат Сталинской премии первой степени Николай Афанасьевич Крючков более всего запомнился зрителям по романтической комедии «У самого синего моря», героико-революционной драме «Сорок первый», а также кинокомедии «Свинарка и пастух» и десяткам других ярких работ.
Народный артист СССР официально был женат четырежды, но его личную жизнь, едва ли, можно назвать счастливой, разве что, с четвертой супругой – ассистентом режиссера Лидией он обрел долгожданный семейный покой и уют. У Николая Афанасьевича родилось трое наследников, но с одним из сыновей он всегда находился в сложных отношениях, и в итоге они перестали общаться совсем.
В этой статье мы расскажем вам о первой избраннице легендарного артиста – звезде драмы «Рассказы о Ленине», актрисе Марии Пастуховой, поведаем историю их любви, а также попробуем разобраться в том, почему не сложились отношения отечественных кинозвезд, и как жили экс-супруги после своего непростого расставания.
Николай Крючков и Мария Пастухова до знакомства
Будущий актер появился на свет в Москве, в 1910-м году, 24-го декабря (или шестого января 1911-го года по новому стилю), в простой рабочей семье. Маленький Коля родился семимесячным и очень слабеньким, было серьезное опасение, что мальчик не выживет, но мама сумела выходить сынишку. Помимо Николая, у его родителей было еще шестеро детей, но до зрелых лет дожил лишь он один, с рождения привыкший цепляться за жизнь.
Глава семейства Крючковых трудился грузчиком на «Трехгорной мануфактуре», его супруга, преимущественно занимавшаяся детьми и домашним хозяйством, параллельно подрабатывала ткачихой на том же самом предприятии, где и её супруг. Семья жила скромно, а после революции и первой мировой войны, отец, сильно подорвавший свое здоровье, скоропостижно скончался. После этого для Крючковых наступили совсем сложные времена. Детство для девятилетнего Коли закончилось, мальчик вынужден был пойти работать, чтобы хоть как-то помогать своей большой семье.
Параллельно учебе в школе, будущий актер работал на той же фабрике, что и его родители, а в возрасте четырнадцати лет он пошел учиться в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где осваивал специальность гравёра-накатчика. В это же время молодой человек начинает выступать в художественной самодеятельности, удивляя трудовой коллектив своим артистизмом и многогранностью талантов: он великолепно пел, играл на баяне и даже танцевал чечетку.
На талантливого юного гравера-накатчика вскоре обратило внимание начальство, которое и поспособствовало тому, чтобы молодой специалист в 1928-м году попал в школу-студию актерского мастерства, функционировавшую при театре рабочей молодежи. Первое время парнишке приходилось старательно совмещать работу на мануфактуре с игрой на театральной сцене, но уже тогда он отчетливо понимал, что трудиться по профессии в будущем не будет.
В 1931-м году юный актер пришел на киностудию «Межрабпомфильм», где годом позже снялся в эпизодической роли в драматической ленты «Горизонт», но его имя тогда даже не было указано в трах. Как-то на репетицию труппы столичного театра рабочей молодежи заглянул режиссер Борис Барнет. Кинематографист из всех молодых актеров выделил только Николая и вскоре решил пригласить его на съемки своей комедийной ленты «Окраина». Данная работа была тепло принята зрителями, получила приз второго Венецианского кинофестиваля, и стала для Крючкова пропуском в мир большого кино. А вскоре съемки очередного фильма подарили актеру судьбоносную встречу с его будущей первой супругой – актрисой Марией Пастуховой.
Мария Фоминична родилась в небольшом украинском городке Мелитополь, что в Запорожской области, в 1918-м году, 22-го июля. О семье актрисы практически нет никакой информации, известно лишь, что к кинематографу её родные не имели никакого отношения. Родители Пастуховой были коренными москвичами, но еще до революции главу семейства направили работать на Украину в должности архитектора. В детстве будущая актриса все ждала, что её семья вновь вернется в Москву, о которой ей так много рассказывали родители, но этого так и не произошло.
Маша росла творческой девочкой, с детства занималась самодеятельностью и серьезно увлеклась театром еще в школьные годы. Тем не менее, она в юности мечтала поступить в медицинский институт и стать врачом. После окончания школы Мария отправилась в столицу, чтобы осуществить свою мечту и стать медиком. Она остановилась у своих родственников. Но в первый же день пребывания в Москве в жизни девушки произошло событие, которое круто изменило всю её дальнейшую судьбу.
Когда Маше показывали город, к очаровательной юной блондинке подошел некий молодой человек и поинтересовался, не актриса ли она случайно. После этого родственница, которая была в этот момент с ней, тоже отметила, что Мария похожа на известную актрису Любовь Орлову. Девушка вначале посмеялась, а потом решила, что это, возможно, был знак, и вместо мединститута подала документы в престижный театральный вуз – ГИТИС, студенткой которого вскоре стала. Она обучалась на курсе Михаила Тарханова и была одной из лучших студентов на потоке.
Николай Крючков и Мария Пастухова: история любви
Актеры впервые встретились на съемочной площадке. По некоторым данным, они познакомились в 1939-м году во время совместной работы над комедийной мелодрамой «Трактористы», где Николай исполнял главную роль, а юная Маша снималась в массовке и даже не попала в титры фильма. В то время Крючков уже успел сняться в нескольких звездных картинах, был настоящей знаменитостью и любимцем публики, а вот Пастухова еще училась в театральном институте, и была никому неизвестной начинающей актрисой. Тем не менее, Николай обратил внимание именно на эту скромную голубоглазую блондинку.
Между актерами завязались романтические отношения. Мужчина был почти на восемь лет старше своей избранницы, но такая разница в возрасте вовсе не смущала пару. В 1943-м году они вместе снялись в драматической киноповести «Во имя Родины», где у обоих были ключевые роли. Этот фильм стал первой крупной работой Марии, и принес ей известность. К этому времени актеры уже были официально женаты. В том же году супруги также вместе сыграли еще в одной картине – военной драме «Фронт».
У знаменитой пары родился общий сын, которому родители дали имя Борис, но, несмотря на появление наследника, их брак быстро дал трещину. В 1944-м году на экраны вышла очередная совместная работа актеров – драматическая лента «Малахов курган». Супруги практически не расставались ни дома, ни на работе, однако, это вовсе не сближало их, а, скорее, даже наоборот. Николай пребывал на пике своей популярности, он был востребован и обласкан публикой. Актер начал регулярно употреблять горячительные напитки, а еще мужчина охотно отвечал взаимностью на знаки внимания, оказываемые его многочисленными поклонницами и коллегами.
Мария хоть и любила супруга, но долго терпеть его измены не стала. Их брак просуществовал всего несколько лет, а после, несмотря на наличие совместного маленького ребенка, Мария приняла предложение работы от Брестского русского театра, забрала сынишку и уехала, оставив мужа в Москве. Фактически, это и был крах брака актеров, но официально они оформили развод лишь спустя некоторое время.
Николай Крючков и Мария Пастухова: после расставания
Еще будучи женатым на Пастуховой, Крючков закрутил роман с другой молоденькой актрисой – Аллой Парфаньяк. Они познакомились на съемках комедийной ленты «Небесный тихоход», которая для девушки была дебютной экранной работой. Их отношения развивались стремительно, и вскоре после того, как Николай развелся, он сделал предложение своей новой избраннице.
В этом браке родился сын Николай Крючков-младший, но в 1957-м году супруги развелись. К слову, с сыном Николаем у актера складывались весьма непростые отношения, для ребенка развод родителей стал таким сильным потрясением, что мальчик некоторое время даже заикался. Позже с отцом Коля общаться не пожелал, а в какой-то момент, и вовсе, связь между родственниками окончательно прервалась.. навсегда.
В 1959-м году на съемках картины «Домой» актер познакомился с известной лыжницей и заслуженным мастером спорта СССР – Зоей Кочановской. После непродолжительного романа Николай сделал девушке предложение, на которое Зоя ответила согласием, однако, этот брак продлился всего лишь три месяца и закончился страшной трагедией. Третья супруга актера погибла под колесами автомобиля. Несчастный случай произошел в Ленинграде, на глазах у самого Крючкова. Этот инцидент обернулся для мужчины затяжной глубокой депрессией, проблемами с алкоголем, а также душевными терзаниями серьезно подорвавшими его физическое здоровье.
Через два года после трагедии Николай Афанасьевич женился в четвертый раз. Его избранницей стала помощник режиссера по имени Лидия. Девушка была намного моложе актера, но это обстоятельство не помешало им создать по-настоящему крепкий и счастливый брак. Супруга подарила Крючкову дочь Эльвиру. Наследница Народного артиста СССР не захотела идти по стопам своего родителя, и выбрала для себя профессию переводчика. Она состояла в браке с хоккеистом Борисом Александровым, от которого родила дочь Екатерину. Культового киноактера не стало в 1994-м году, тринадцатого апреля, он умер на 84-м году жизни.
Что касается Марии Пастуховой, то актриса после тяжелого развода с первым мужем, надолго ушла из кино, решив сосредоточиться на работе в театре. В 1950-м году женщина была удостоена Сталинской премии второй степени за великолепное исполнение роли Паши Сумской в постановке «Степь широкая» Н.Винникова. На сцене родного театра актриса выкладывалась по полной программе, так, что удалившись за кулисы после очередного спектакля, порой теряла сознание от усталости и нервного перенапряжения.
Изначально Мария думала, что всю оставшуюся жизнь посвятит лишь работе и воспитанию единственного сына, а свою личную судьбу устраивать не будет – столь сильной была боль от предательства первого мужа. Но шло время, и вскоре актриса познакомилась с писателем и драматургом Борисом Войтеховским. Мужчина красиво ухаживал за ней и сердце Марии растаяло. Правда, доподлинно неизвестно, были ли их отношения официально оформлены, или же влюбленные жили в гражданском браке.
В середине 50-х годов актриса снова вернулась в большое кино, сыграв Надежду Крупскую в картине «Пролог». Позже Пастухова еще пять раз воплощала на экране этот образ, из-за чего стала прочно ассоциироваться у зрителей именно с супругой первого председателя Совнаркома СССР Владимира Ленина.
В общей сложности, Мария Фоминична сыграла всего лишь в 26-ти картинах, но многие из них стали классикой отечественного кинематографа. В 1997-м году Пастухова была отмечена Премией мэрии Москвы за воплощение образа Шарлотты Эрдсли в постановке «Боже, храни короля!» по произведению Уильяма Моэма. Актрисы не стало 25-го октября 2003-го года, она скончалась на 86-м году жизни.