Советская театральная и киноактриса Вера Марецкая являлась настоящей звездой своего времени. Народная артистка СССР четырежды была отмечена Сталинскими премиями, а также Орденом «Знак почета», стала одной из любимейших актрис вождя, но, несмотря на успех, признание, всенародную любовь и многочисленные награды, судьба этой талантливой женщины сложилась весьма трагично.
В этой статье мы расскажем вам о личной жизни актрисы, о самых близких и дорогих ей людях, которых она теряла одного за другим, и о страшном недуге, оборвавшем её жизнь. А также разберемся в том, почему легендарная Любовь Орлова считала Марецкую своим личным врагом, и за что до конца своей жизни так и не смогла её простить.
Вера Марецкая: биография, путь к славе
Будущая актриса появилась на свет в деревне Барвиха, располагавшейся в Московской губернии, в 1906-м году, 31-го июля, в довольно зажиточном по тем временам семействе. Кроме неё в доме воспитывалось еще трое наследников: сыновья Григорий и Дмитрий, а также дочь Татьяна. Глава семейства работал в буфете Введенского народного дома, а позже держал свой буфет при цирке Никитиных. Мама была домохозяйкой и занималась исключительно бытом и воспитанием многочисленных наследников.
Маленькая Вера с ранних лет принимала участие в домашних театрализованных постановках, демонстрируя очевидные актерские задатки. Родители позаботились о том, чтобы всем своим наследникам дать хорошее воспитание и образование: сыновья поступили в Институт красной профессуры и выучились на журналистов, дочь Татьяна получила педагогическое образование, а Вера поступила в Московский гуманитарный университет на философский факультет. Она свободно говорила на немецком и французском языках, но, проучившись в университете лишь год, в тайне от родителей ушла оттуда, и подала документы в театральную школу-студию, функционировавшую при Театре Вахтангова, ныне это легендарная «Щука».
Талантливая и привлекательная девушка очень быстро добилась определенных успехов и признания на театральной сцене, а в возрасте 18-ти лет дебютировала в кино, снявшись в мелодраматической картине под названием «Простые сердца». Следующей её работой стала драма «Его призыв», где на Веру обратил внимание кинорежиссер Яков Протазанов и пригласил начинающую актрису уже на главную роль в свой следующий фильм – кинокомедию «Застройщик из Торжка». Именно эта картина превратила юную Веру в любимицу публики.
Вера Марецкая: большая любовь и главное предательство
После кончины Евгения Вахтангова в мае 1922-го года, студентами его студии занялся известный актер и театральный режиссер Юрий Завадский. Вера в то время сама была еще студенткой, и новый педагог обратил на красавицу свое внимание. Девушке на тот момент едва исполнилось 16 лет, а режиссер был на двенадцать лет старше неё, к тому же, он уже успел побывать в браке и развестись с актрисой Ириной Вульф. Но это не помешало вспыхнувшему роману между преподавателем и студенткой.
В 1924-м году 18-ти летняя Вера окончила студию, а несколько месяцев спустя она стала законной женой Юрия Александровича. Они вместе создавали Театр-студию Завадского, в котором вплоть до середины 30-х годов Марецкая была главной примой. Она мастерски перевоплощалась на сцене и легко вживалась в самые разные образы. Нередко ей доставались и роли не по возрасту – к примеру, мадам Соковнина из постановки «Простая вещь». Никому из зрителей в зале даже в голову не могло прийти, что забавную старушку играет совсем молоденькая девушка.
В конце 20-х годов у супругов родился общий наследник – сын Евгений, которого назвали в честь Вахтангова. Однако, появление ребенка, увы, не укрепило этот брак, а скорее наоборот. Супруги начали отдаляться друг от друга, вскоре Завадский закрутил роман с балериной Галиной Улановой, после чего их брак с Верой окончательно распался, а в 1941-м году Уланова стала его третьей законной женой.
Для актрисы измена мужа стала тяжелым потрясением, тем не менее, им удалось развестись без скандалов и шумихи. Они расстались тихо, как интеллигентные люди, более того, экс-супруги продолжили сотрудничество, которое продлилось вплоть до самой кончины Юрия.
Как оказалось, все дело в том, что Марецкая, которая легко перевоплощалась на сцене и перед камерами, дома была кроткой и покладистой. Но режиссеру нужна муза, страсти и интриги, и все это он обрел рядом с красавицей-Галиной. Впрочем, и этот брак Завадского распался уже через несколько лет, хотя официально его развод с третьей женой так и не был оформлен. Позже биографы напишут, что именно Вера навсегда осталась главной любовью режиссера. После развода он удержал её в своем театре и продолжал давать ей главные роли.
Вера Марецкая: несчастливая звезда
В 1936-м году театр-студия Завадского попадает в опалу и вынужденно покидает Москву – ее ссылают в Ростов-на-Дону. Вера, которая к тому времени была уже довольно известной киноактрисой, вполне могла остаться в Москве, однако, она решила последовать за Юрием, и нисколько не пожалела. Работы для актеров там оказалось много, да и публика была более доброжелательной, нежели в Москве и менее избалованной.
В непростом 1937-м году актриса во второй раз пережила серьезнейшую личную драму, когда оба её родных брата вдруг бесследно исчезли. Вера знала, что они поддерживали вовсе не правящую власть. Она, используя все свои связи и известность, пыталась разыскать братьев и как-то повлиять на их судьбу. Однако, её умудренные опытом товарищи лишь шикали на актрису, уговаривая вести себя тихо и подумать о маленьком сынишке.
В итоге Вере удалось узнать только то, куда конкретно поздно ночью увезли её братьев. Актриса некоторое время слала родственникам передачки, пока одна из них не возвратилась обратно, так девушка поняла, что Дмитрия и Григория больше нет в живых. Тогда только сын давал ей силы жить дальше и не сойти с ума.
Кроме того, в Ростове Вера познакомилась с малоизвестным актером Георгием Троицким, за которого в 1940-м году она вышла замуж, а вскоре родила дочку Машу. Когда малышке было два годика, её родители смогли возвратиться обратно в Москву. Вера была принята в труппу театра Моссовета, который возглавил вышедший из опалы Завадский, а также вновь начала активно сниматься в кино. Она исполнила главную роль в исторической драме «Член правительства», затем появилась в биографической ленте «Котовский» и военной драме «Она защищает родину». Примерно в то же время она получает свою первую Сталинскую премию и становится одной из любимейших актрис вождя.
Но, несмотря на успех, семейное счастье Веры вновь оказалось недолгим, её супруг Георгий ушел на фронт добровольцем, а в марте 1943-го года он погиб. О случившемся актриса узнала на премьере одного из своих фильмов, она извинилась, покинула зал, а выйдя в холл, лишилась чувств.
Кроме того, в начале войны бесследно исчезла родная сестра Марецкой Татьяна. Помня о печальной участи братьев, Вера сразу почувствовала, что Таня вовсе не ушла добровольцем на войну, её постигла куда более печальная участь. И действительно, родственницу вскоре удалось отыскать в одной из тюрем, где она оказалась как политзаключенная. В местах лишения свободы она провела более десяти лет, а после была освобождена, но получила запрет на проживание на территории Москвы.
Вера Марецкая: тяжелая болезнь
После смерти Георгия больше замуж актриса так и не вышла, хотя, по словам её коллег, у неё случались время от времени служебные романы. Так, много лет ее большой любовью был актер Ростислав Плятт – исполнитель роли пастора Шлага в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Они вместе сыграли в мелодраматической картине «Сельская учительница», актриса мечтала стать законной супругой Ростислава, но мужчина почему-то не пожелал брать её в жены, хотя и отвечал взаимностью на трепетные чувства Веры. После этого она решила сосредоточиться исключительно на работе и детях.
Актриса была удостоена четырех Сталинских премий, стала Народной артисткой СССР, а также Героем Соцтруда, но беды и неприятности продолжали преследовать женщину. Её дочь Маша вышла замуж за молодого и перспективного ученого по имени Дмитрий. После свадьбы молодожены поселились в квартире Веры. У тещи с зятем сложились теплые отношения, Марецкая называла его сыном и буквально души не чаяла в избраннике наследницы.
Но беда не заставила себя ждать. Из-за неурядиц, связанных с работой у Дмитрия сдали нервы, и молодой человек неожиданно свел счеты с жизнью. Маша не смогла справиться с потрясением и оказалась в стенах психиатрической лечебницы. Такой стресс оказался разрушительным и для Веры, которая, переживая за дочь, начала еще чаще болеть.
Актриса в какой-то момент стала мучиться постоянными головными болями, и экс-супруг буквально насильно отвел её в больницу. Там у женщины сразу заподозрили онкологию, а более глубокое обследование лишь подтвердило неутешительный диагноз.
За что Любовь Орлова так и не простила Веру Марецкую
В то время на сцене театра Моссовета ставили «Странную миссис Севидж», где главную роль должна была исполнить Любовь Орлова, которая также уже была нездорова и считала эту постановку своей «лебединой песней». Однако, узнав о диагнозе любимой Веры, режиссер сразу же снял с роли Любовь и утвердил Марецкую. Орловой тогда ничего толком не объяснили, она была раздосадована, устраивала в театре скандалы и обещала дойти до руководства страны.
Вере довелось лишь семь раз выйти на сцену, блестяще сыграв свою последнюю роль. А вскоре она оказалась в больнице на операции. По иронии судьбы, они с умирающей от рака поджелудочной железы Любовью Орловой оказались в соседних палатах. Марецкая чувствовала свою вину перед коллегой, передавала ей букеты цветов и угощения, но Любовь лишь молчала в ответ.
Орлова скончалась в январе 1975-го года, так и не простив Веру. Марецкая же нашла в себе силы после операции снова выйти на театральную сцену. На последнем поклоне её коллеги по спектаклю кланялись не только зрителям, но и самой актрисе, а зал плакал, потому как известие о смертельном недуге народной любимицы уже разлетелось по всей Москве и никого не оставила равнодушным.
Весной 1977-го года не стало и самого Завадского. На его похороны Вера пришла уже будучи в совсем тяжелом состоянии, а чуть более, чем через год, 17-го августа 1978-го года, на 73-м году жизни не стало и самой актрисы. Что касается наследников, то её сын Евгений был режиссером Театра Моссовета, он умер в 2006-м году, а дочь Мария стала киноведом, эмигрировала в Соединенные Штаты и, по некоторым данным, ныне проживает в Лос-Анджелесе.