Зрителям наверняка не будет давать покоя и после просмотра фильма, кто же сыграл Высоцкого? По задумке авторов в центре фильма должен был быть не актер, похожий на великого поэта, а сам поэт. Абсолютного сходства с Высоцким удалось достичь благодаря идеально подобранному артисту и сложнейшему гриму, сообщает Комсомольская Правда.
— Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, — вспоминает Иван Ургант. — И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. И я до сих пор не знаю, кто это!
Кстати, сам Ургант играет друга Высоцкого Севу Кулагина, персонажа вымышленного (в фильме таких немало), в котором можно угадать сразу нескольких близких Владимиру Семеновичу людей — Всеволода Абдулова, Ивана Дыховичного, Бориса Хмельницкого.
Еще одного друга поэта, актера по имени Юра, сыграл Сергей Безруков — тот самый, которого молва и считала исполнителем главной роли. Ну а кто же тогда на самом деле совершил этот безымянный подвиг? Этого мы так и не узнаем, во всяком случае в ближайшее время. «Я испытываю огромное уважение к нашему безымянному исполнителю и надеюсь, что ему воздастся когда-нибудь по заслугам», — сказал сын Высоцкого Никита, ставший автором сценария картины.
Создание двойника
Для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий Высоцкого. Сначала изготавливалась точная копия лица актера. На этой модели создавалась тончайшая скульптура из скульптурной массы — воска, пластилина, другого материала — и воссоздавалось искомое лицо. При создании скульптуры учитывалось, насколько органично впоследствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она естественным продолжением лица актера. Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора кожи.
Когда скульптура была готова, с нее снималась форма, в форму заливался многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получался комплект пластических деталей. То есть грим героя — не маска, а несколько отдельных деталей: нижняя часть, нос, лоб.
Когда изготовили первый комплект деталей и актера загримировали, стало ясно, что нужно доработать. А для доработки каждый раз приходилось изготавливать новую скульптуру, которую в итоге делали девять раз.
Главные строки
Даже знатоки творчества Владимира Семеновича, возможно, не сразу догадаются о том, что название картины взято из стихотворения поэта, начинавшегося со строк «мой черный человек в костюме сером…». Именно так и назывался фильм изначально — «Мой черный человек». Но сценарий видоизменялся по ходу работы, и в итоге создатели пришли к другому названию, подсказанному, впрочем, тем же стихотворением — «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой». С учетом того, что картина рассказывает о том, как в 1979 году во время гастролей по Узбекистану артист пережил клиническую смерть, второй вариант названия выглядит очень точным. Кстати, в творчестве поэта было немало строк, которые могли бы быть в данном случае вынесены в заглавие. Вспомним хотя бы «Балладу о вольных стрелках»: «Жив — и славно, если жив».
ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ
При съемках фильма использовали раритетные советские объективы, под которые расточили современную камеру. Это помогло создать картинку, характерную для советского кино 70 — 80-х годов.
Съемки проходили в России, Беларуси и Узбекистане. В Бресте, в частности, снимали сцены в узбекском аэропорту, а в Бухаре — концерт Высоцкого.
«Высоцкий. Спасибо, что живой»
Режиссер — Петр Буслов.
В ролях: Оксана Акиньшина (играет подругу Высоцкого Татьяну Ивлеву), Андрей Панин (личный врач Высоцкого Анатолий Федотов), Иван Ургант (друг Высоцкого Сева Кулагин), Алла Покровская (мать Высоцкого), Сергей Шакуров (отец Высоцкого), Андрей Смоляков (полковник КГБ Бехтеев), Максим Леонидов (импресарио Высоцкого Павел Леонидов) и другие.
В российском и беларусском прокате с 1 декабря 2011 г.