Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан. Постсоветские страны, в которых проживает множество успешных грузин. Один из них – Тариэл Майсурадзе. Выросший в Гудаута, в 1993 году, в результате военных действий он был вынужден покинуть Абхазию. Сегодня Тариэл – известный в Беларуси певец, композитор и актер. Как складывалась его судьба, каким был путь к успеху, о чем он сожалеет и о чем мечтает? Все это — в эксклюзивном интервью Тариэла Майсурадзе.
— Насколько мне известно, вы родились и выросли в Гудаута. Как вспоминаете «абхазский» период жизни?
— Это был удивительный период — время моего детства и юности. И для меня, и для всех, кто там проживал. А проживали там люди разных национальностей. Все жили, работали, веселились, женили сыновей и выдавали замуж дочерей. Там был наш дом, мы все были переплетены. Большинство из нас потеряли все это в 90-х годах.
— Где застала вас война в Абхазии?
— Я вспоминаю 90-ые годы с большой болью и скорбью. Люди, которые много лет жили вместе, вдруг стали фанатически, безжалостно уничтожать друг друга физически, психологически и материально. В августе 1992 года, когда началась грузино-абхазская воина, я был студентом Минского института культуры и приехал домой на каникулы вместе со своей первой женой, ее родителями и друзьями. Тогда были неспокойные времена, разваливался Советский Союз, рушились какие-то ценности и принципы. Основная часть жителей думала, что эти беспорядки скоро закончатся и жизнь наладится. Никто не верил, что все это зайдет так далеко. Поверьте, это очень страшно, когда ты живешь спокойно, ничего плохого не ждешь, и вдруг на твой дом налетают вооруженные люди, бьют, стреляют, грабят. Ополченцы на глазах у моей жены, ее родителей и гостей, поставили меня и моего отца к стене, избили, забрали в плен, взяли из дома все имущество. Помог нам тогда парень из Барановичей, который руководил частью «советских» войск в Грузии и дружил с моим отцом. Ему самому пришлось многое пережить. Его супругу, мать двух малолетних детей, выкрали ополченцы. Несчастную женщину изнасиловали, все это сняли на видео и прислали ему с угрозой: мол, если не отдаст оружие из военной части, то жену убьют. К счастью, ему удалось отвоевать свою супругу. Вместе с детьми я отвез ее в Беларусь. Он завез нас на военный аэропорт на бронетранспортерах и нас на транспортном самолете вывезли в Армавир. Потом мы уже через Харьков добрались на поезде в Минск. В той войне убили моего родного брата. Слава богу, он успел вывезти из плена свою жену и ребенка. Он умер в 1993 году, защищая территориальную целостность Грузии.
— Как и где начиналась музыкальная карьера?
— Большую роль в формировании моей музыкальной карьеры сыграли мои старшие братья. Я с третьего класса играл с ними в музыкальном коллективе на барабанах. Еще будучи школьником играл на свадьбах, зарабатывая немаленькие для того времени деньги. Потом я оказался в ВИА «Мзымта» при Гудаутском Доме культуры, а позже создал детский эстрадный коллектив и возил ребят по пионерским лагерям с концертами.
— Как оказались в Беларуси?
— В юности в Гудауте у меня была девушка. Мы любили друг друга, встречались. Естественно, никто ничего не скрывал и все об этом знали. Я не спал ночами, сочинял стихи. Уже после школы, сдав вступительные экзамены, мы с ней встретились. Она предложила пожениться. Но я тогда думал, что создавать семью пока рано и предложил ей сначала получить образование, а потом жениться. Она обиделась и через месяц назло мне вышла замуж. Прошло несколько месяцев, она позвонила мне домой и мы договорились о встрече. Я приехал и увидел молодую беременную женщину. И вот она мне говорит: «Я совершила глупость, я не люблю мужа, он пьет каждый день, давай уедим». Как я мог на это отреагировать? Я сказал ей: «Ты чужая жена, ты ждешь ребенка от своего мужа. Если бы вы развелись, тогда было бы понятно, а так…». Я отправил ее к мужу и просил больше не обращаться ко мне. А на следующий день я поехал в военкомат и попросился в армию. Настаивал на отправке в Афганистан, но — улетел в Минск. Так и оказался в Беларуси.
— Композитор, исполнитель, телеведущий и актер. Какое амплуа вам все – таки ближе всего?
— Мне ближе всего образ живого, естественного и реального человека. Сегодня ремесло композитора, исполнителя, актера и телеведущего — неизбежно интегрированная профессия для одного индивидуума. В этом и есть суть и смысл современного шоу – бизнеса.
— Легко ли грузину жить в Беларуси? Все – таки наши страны несколько отличаются ментально…
— В Беларуси живут люди разных национальностей. Многие из них смогли реализовать себя в разных отраслях. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Белорусы добрые и отзывчивые люди, без фанатизма и пафоса. В части менталитета у них все индивидуально — традиции и обычаи базируются на православном и католическом мировоззрении.
— Нет желания вернуться на Родину? Ну, хотя бы организовать концерт…
— Я мечтаю об этом последние 19 лет. Сначала ждал окончания войны и возможности вернуться в свой дом, потом ждал обещанного от правительства Грузии жилья — взамен потерянного в оккупированной Абхазии. Но — ни одно, ни второе пока не сбылись. А пока ждал, реализовался в Беларуси как профессионал, отец и муж. Скоро сын окончит Белорусский Государственный Университет информатики и радиоэлектроники, сделает меня дедушкой. Что касается организации моего концерта в Грузии, то я был бы счастлив!
— А какой Грузия кажется из другого государства?
— Отношение очень уважительное и доброжелательное. К негативным событиям, происходящим в Грузии и в отношении граждан Грузии, относятся с пониманием и с сочувствием. К сожалению, основная информация о Грузии в Беларуси распространяется из российских средств массовой информации, что оказывает неоднозначное влияние на имидж страны. Было бы неплохо создать в Минске ФМ радиостанцию, или ретрансляцию русскоязычного грузинского радиовещания для продвижения информации о сегодняшней Грузии и грузинской современной музыкальной культуры.
— О чем мечтаете?
— Мечтаю о том, чтобы не мечтать!