Фурцева, или Екатерина Третья, как ее называли в Москве, была одной из немногих советских женщин, которым удалось войти в состав руководства страны. Девочка из рабочей семьи проделала путь от ткацкой фабрики в Вышнем Волочке до Президиума ЦК КПСС, что можно считать невероятным успехом. Бескомпромиссная, властная и принципиальная, в душе она была обычной женщиной, которая мечтала о простом семейном счастье. Правда, навыки, полученные при построении карьеры, не работали в сфере личных отношений, из-за чего Фурцева практически всю жизнь чувствовала себя несчастной и преданной самыми близкими людьми.
Ткачиха из Вышнего Волочка
Родилась Екатерина 7 декабря 1910 года в поселке под Вышним Волочком. Отец погиб в Первую Мировую, а мать, Матрена Николаевна, работала на ткацкой фабрике и воспитывала детей (у Кати был старший брат) сама. Она была неграмотной, но очень активной и властной женщиной, числилась депутатом городского совета – ее уважали и побаивались все, включая дочь. Катя унаследовала пробивной материнский характер, да и идеологически правильное воспитание сделало свое дело. В она 14 лет вступила в комсомол, потом окончила семилетку, работала на одном предприятии с матерью и занималась общественной деятельностью.
Бойкую девушку быстро заметило руководство и начало продвигать по партийной линии. Ее перевели в Курскую область, потом в Крым и Ленинград. В 1933 году Екатерина поступила в институт химтехнологий имени Ломоносова, где продолжила делать карьеру. Времени на учебу особо не хватало, но должность инструктора отдела студенческой молодежи решала все проблемы. Фурцева получила диплом, хотя впоследствии ни дня не работала по специальности.
Во время войны Екатерина принимала участие в обороне города и эвакуации важных объектов. После победы окончила Высшую партийную школу и познакомилась с членами правящей элиты, в том числе со Сталиным. Иосифу Виссарионовичу понравилась привлекательная, активная и принципиальная женщина – он даже сделал ей комплимент. Это был несомненный успех, который Фурцева постоянно подкрепляла действиями. Ко дню смерти Сталина она пользовалась репутацией проверенной и надежной соратницы его преемника Хрущева. А Никита Сергеевич, несмотря на вспыльчивый характер, ценил преданных людей, и после прихода к власти начал расставлять их на все значимые должности.
Хозяйка Москвы Екатерина Третья
Несмотря на прорехи в образовании, Фурцева была мудрой и сильной женщиной. Она быстро научилась работать в мужском коллективе – твердо держала слово, не отказывалась от посиделок с крепкими напитками, не смущалась нецензурных выражений и при необходимости могла использовать крепкое словцо.
Екатерина Алексеевна быстро и уверенно добивалась целей – первый секретарь Мосгоркомитета КПСС, член президиума ЦК, секретарь ЦК. Немалую роль в продвижении Фурцевой сыграло покровительство Хрущева. Вопреки распространенному мнению, о любовных отношениях между ними речь не шла. Генсек, в отличие от некоторых партийных функционеров, не был замечен в чрезмерной любви к противоположному полу, а с женщин-руководителей спрашивал не меньше, чем с мужчин.
Вскоре Екатерина Алексеевна стала полноправной хозяйкой Москвы, а потом Министром культуры СССР. Это означало, что карьера пошла на спад, но Фурцева выдержала удар, преодолела личные амбиции и взялась за работу. Ее деятельность оценивают противоречиво, но большинство историков соглашаются, что создано в тот период было гораздо больше, чем разрушено. Под руководством первого министра-женщины было проведено несколько международных конкурсов и фестивалей, создан Театр на Таганке, цирк на проспекте Вернадского, а МХАТ получил новое здание.
Что же касается отдельных личностей, то у Екатерины Алексеевны были как симпатии, так и антипатии. Она дружила с Людмилой Зыкиной и Олегом Ефремовым, а вот некоторых деятелей культуры просто ненавидела. Высоцкого она обвиняла в антисоветчине, певицу Тамару Миансарову – в пропаганде западного образа жизни. Разумеется, нелюбовь Фурцевой сопровождалась всеми неприятными для человека последствиями.
Наталья Фатеева вспоминала – если какой-нибудь фильм опекала сама товарищ министр, его переделывали по несколько раз, выбрасывали целые куски и кардинально меняли сюжет. Екатерина Алексеевна знала, что никто не посмеет ей возразить, но могла извиниться, если понимала свою ошибку. Именно так произошло в случае с «Белорусским вокзалом». Фурцева хотела, чтобы в картине снялась Инна Макарова, но режиссер Андрей Смирнов настоял на кандидатуре Нины Ургант.
Несчастная любовь королевы
С первым мужем Петром Битковым Екатерина познакомилась в начале 30-х годов. Бравый летчик сразу покорил сердце девушки, они поженились и в 1936 году переехали в Москву. Семейная жизнь была счастливой, но ее омрачало одно обстоятельство – у пары не было детей. После начала Великой Отечественной муж ушел на фронт, а Фурцева наконец забеременела. Казалось бы, теперь семья будет полноценной и по-советски правильной, но на голову Екатерины обрушилась новая беда. Петр заявил беременной жене, что встретил другую женщину и собирается уйти к ней.
Существует версия, что Битков бросил семью из-за подозрений в неверности супруги. Словоохотливые соседки якобы рассказали мужчине, что жена ждет ребенка от любовника, и Петр решил бросить ее. Поверить в эту версию сложно, ведь о дочери Светлане отец не забывал никогда и общался с ней до самой смерти. На похоронах Фурцевой он сказал, что всю жизнь любил только первую жену, а через две недели скончался от инфаркта.
Екатерина тяжело пережила уход мужа. Она подумывала о том, чтобы избавиться от долгожданной беременности, но в дело вмешалась мать. Матрена Николаевна переехала из Вышнего Волочка в Москву и помогала дочери воспитывать внучку Светлану.
Как и все женщины, Фурцева мечтала о личном счастье. Она работала в окружении мужчин и служебные романы у нее случались, но ни один из них не закончился браком. В советские времена семья считалась нерушимой ячейкой общества, и партийные функционеры не хотели рисковать карьерой ради любовницы, пусть даже высокопоставленной. В числе мужчин Екатерины Алексеевны называли секретаря райкома Петра Богуславского, который покровительствовал ей и помогал продвинуться по партийной линии, но отношения закончились после того, как его сняли с должности.
Второй раз Фурцева вышла замуж только в 1956 году – брак с дипломатом Николаем Фирюбиным одобрил сам Хрущев. Но мечта о спокойной семейной жизни снова осталась мечтой. Теща Матрена Николаевна и падчерица Светлана невзлюбили нового мужа, и он по возможности старался избегать их. Некоторое время супруги жили отдельно. Николай был назначен послом в Чехословакию, а Екатерина не поехала с ним, так как не хотела оставлять собственный пост.
Через некоторое время после возвращения Фирюбин начал изменять жене, практически не таясь. Его любовницей стала соседка по даче с громким именем Клеопатра Гоголева, и Николай собирался уйти к ней. На этот счет у дипломата была особая теория, которая укладывалась в выражение «Не так страшно стать дедушкой – гораздо страшнее быть мужем бабушки». Фурцева следила за собой, занималась спортом, модно одевалась, но не могла тягаться с Клеопатрой, которая была намного моложе. После смерти Екатерины он все-таки ушел к Гоголевой и прожил с ней до самой смерти.
Самое страшное – это предательство
Личные неурядицы и пребывание в мужском коллективе, где практически все мероприятия проходят в сопровождении спиртного, привели к тому, что Екатерина Алексеевна начала выпивать. Она не была алкоголичкой, но могла пропустить стаканчик после трудного дня. Держаться женщине помогала работа – она верила, что делает очень важное для страны дело, которое стоит усилий и жертв. Но в начале 60-х Фурцева неожиданно попала в опалу из-за непрекращающихся интриг – ее убрали с поста секретаря ЦК партии и назначили министром культуры. А в 1961 году последовал очередной удар – женщину не выбрали ни членом Президиума, ни даже кандидатом.
Екатерина Алексеевна не выдержала стресса. Она ушла с заседания, нарушив все существующие правила, а дома легла в ванную и попыталась вскрыть вены. Возможно, это было просто попыткой привлечь к себе внимание и выразить свою боль, ведь Фурцеву быстро отправили в больницу. Дочь Светлана узнала о случившемся одной из последних и сразу пришла навестить мать. Она была грустной, тихой, немногословной, и сказала всего одну фразу:
«Самое страшное в жизни – это предательство».
В высших эшелонах власти поступок наделал немало шума. Суслов предлагал убрать Екатерину Алексеевну со всех должностей и отправить на заслуженный отдых, но Хрущев к тому моменту уже остыл. Он прокомментировал это со свойственной ему простотой и прямотой: «Обыкновенный климакс!». Сама Фурцева сказала, что не собиралась сводить счеты с жизнью, а ушла с заседания из-за сильной головной боли. Дело замяли, но ситуация с карьерой не улучшилась, что сказалось на эмоциональном состоянии Екатерины Алексеевны.
В 1972 году умерла мама Фурцевой, у дочери Светланы началась своя жизнь, муж открыто изменял, работа больше не радовала. Женщина впала в тяжелую депрессию, страдала от головных болей, все чаще топила одиночество в бутылке. Она решила немного отвлечься и занялась строительством частной дачи, но это снова обернулось неприятностями. Брежнев, который на тот момент уже занимал должность Генсека, решил проверить, на какие деньги ведется строительство. Оказалось, что Фурцева взяла стройматериалы из тех, которые были предназначены для ремонта Большого театра, хотя и заплатила за них своими деньгами. Грянул новый скандал, Екатерина Алексеевна отдала дачу государству, а ей вернули 25 тысяч рублей.
Накануне смерти Фурцева ходила в баню с подругой Людмилой Зыкиной, была спокойной, но очень грустной. «Что бы оно мне не говорили, я умру министром!», – говорила она. Рано утром певица уехала на очередные гастроли, а потом узнала, что Екатерина Алексеевна скончалась. Ее нашел муж, вызвал «скорую», но врачи были бессильны.
В свидетельстве о смерти написали «острая сердечная недостаточность», но по Москве сразу поползли слухи о самоубийстве, которые не утихают до наших дней. Их категорически опровергает дочь Светлана и подтверждают многие из тех, кто знал Фурцеву лично, но правда, скорее всего, так и останется тайной.