Какой была на самом деле знаменитая Салтычиха, которую называли первой в России женщиной-серийным убийцей

Женщин-маньяков и серийных убийц в десятки раз меньше, чем мужчин, а каждая подобная история вызывает в обществе огромный резонанс. Самой известной серийной убийцей женского пола в истории России считается богатая помещица Дарья Николаевна Салтыкова, прозванная Салтычихой. О ней написано немало статей и книг, а в 2018 году вышел сериал «Кровавая барыня» с Юлией Снигирь в главной роли. Исследователи и авторы находят, а иногда и придумывают разные факты о жизни Салтычихи, но никто из них не сумел ответить на вопрос, почему вполне приятная, не нуждающаяся в деньгах женщина с безумной жестокостью уничтожала собственных крепостных крестьян.

Иллюстрация работы В. Н. Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа». Фото: wikimedia.org

Наследница дворянского рода

Детство Дарьи Николаевны не отличалось от детства других девушек из высшего общества Москвы. Она родилась в большой семье дворян Ивановых (ударение на букву «а»), росла в роскоши и была выдана замуж за ротмистра Глеба Салтыкова. У пары родилось двое детей, Федор и Николай, которые с рождения стали служивыми гвардейского полка – подобная практика была распространенной.

Согласно историческим сведениям, Дарья Николаевна была красивой и набожной молодой женщиной строгих нравов. Она исправно посещала храм, ездила на богомолья и часто жертвовала деньги на церковные нужды. Семья жила спокойной, непримечательной жизнью, но, когда женщине было всего 26 лет, Глеб Салтыков скончался. Смерть мужа, несомненно, было трагедией для супруги, но вместе с тем она оказалась одной из самых состоятельных женщин столицы.

 

Предполагаемый портрет Дарьи Салтыковой. Фото: biographe.ru

Интересно, что судить о том, как выглядела Салтыкова на самом деле, судить сложно. Существует несколько портретов, но большинство историков с уверенностью говорят, что на них изображены другие женщины.

Дарья Николаевна унаследовала все состояние мужа, к которому прибавилась часть родительского богатства. Отец Салтыковой умер, мать повторно вышла замуж, а потом добровольно ушла в монастырь, разделив состояние между пятью дочерями. В итоге в руках молодой вдовы оказались многочисленные имения в нескольких губерниях и около 1200 душ крепостных крестьян, не считая детей. Городской дом Салтыковой находился на месте нынешнего здания ФСБ РФ, но жила она в имении Троицкое – сейчас это территория поселка Мосрентген. Примерно в 1756 году о нем стали ходить зловещие слухи, которые часто преувеличивались, но имели вполне реальную основу.

Садистка и душегубица Салтычиха

Юлия Снигирь в роли Салтычихи. Фото: kp.ru

Что случилось с милой, набожной Дарьей Николаевной после смерти мужа – сказать сложно. Будучи богатой и достаточно молодой вдовой, она могла выйти замуж во второй раз, но пойти под венец ей не пришлось. Возможно, причиной был ее сложный характер, который не могли не замечать потенциальные женихи. Информации о любовных связях женщины в истории не сохранилось, кроме одной, причем весьма примечательной.

Если бы не человеческий фактор и счастливое стечение обстоятельств, Салтычиха могла бы лишить Россию известного поэта и культурного деятеля Федора Тютчева. Дело в том, что его дед Николай Тютчев, работавший землемером, некоторое время состоял с Дарьей Николаевной в отношениях. Любовница наскучила мужчине, и он решил жениться на девушке из рода Панютиных. Узнав об этом, вдова пришла в ярость. Она дважды отправляла крестьян, чтобы они сожгли дом разлучницы, но «наемники» оказались ненадежными и попросту испугались. Потом Дарья Николаевна подослала убийц, которые должны были подстеречь парочку в пути и убить влюбленных. Тютчев узнал о преступлении и принял соответствующие меры.

Приведенная в сериале «Кровавая барыня» версия о том, что Дарья Николаевна состояла в связи с родственником мужа Сергеем Салтыковым и проявляла неоправданную жестокость из-за его предательства, не выдерживает критики. Фаворит императрицы Екатерины никогда не был любовником душегубицы, а она была слишком набожной, чтобы изменять мужу.

Некоторые специалисты, изучавшие дело Салтыковой, утверждают, что она страдала психическим заболеванием, но информации для доказательства этого факта слишком мало. О генетическом происхождении болезни тоже судить сложно. Как уже было сказано выше, помимо Дарьи Николаевны, в семье Ивановых было еще четыре дочери и ни одна из них не была замечена в неадекватных поступках.

Как бы там ни было, но набожная женщина стала неоправданно жестокой. Она избивала крепостных всем, что попадет под руку (чаще всего поленом), порола кнутами, жгла кожу щипцами для завивки, обливала кипятком, часами заставляла стоять голышом на морозе. Особую «любовь» Салтычиха питала к молодым девушкам – вырывала им волосы и не раз убивала невест перед свадьбой. Со временем садистские наклонности заходили все дальше – в Троицком творилось такое, о чем здоровому человеку даже страшно подумать. Дарье Николаевне помогали специально выделенные мужчины-гайдуки (что-то среднее между слугами и телохранителями), но часто она справлялась самостоятельно.

Следует отметить, что отношение к крестьянам в конце 18 века в принципе оставляло желать лучшего. Они считались такой же собственностью барина, как неодушевленные предметы, поэтому телесные наказания были привычным делом. Существовал закон, который ограничивал жестокость помещиков (например, дозволялось не менее 40 ударов розгами и не менее 15 палкой), но он был скорее формальным. Ответственность за злоупотребление властью тоже существовала, но Салтыкова была уверена в своей безнаказанности. Она водила дружбу с высокопоставленными чиновниками, прослыла известной меценаткой и щедрой рукой раздавала взятки.

Показательный процесс

Иоанно-Предтеченский монастырь. Фото: culture.ru

Доносы на Салтычиху начали поступать давно, но связываться с женщиной из влиятельной семьи не хотелось никому. Жалобы Елизавете Петровне и Петру III приводили только к наказанию самих доносчиков – их пороли кнутом и ссылали в Сибирь либо возвращали домой, чтобы было еще хуже. Результата удалось добиться только после того, как на престол вступила Екатерина II. Двоим крестьянам, Ермолаю Ильину и Савелию Мартынову, удалось передать донос новоявленной императрице. Один из них утверждал, что барыня извела троих его жен одну за другой.

Екатерина поняла, что показательный процесс сослужит ей хорошую службу. Суд над душегубицей мог стать началом эры нового правления и продемонстрировать зарвавшимся помещикам, что государыня не потерпит злоупотребления властью на местах. Благодаря политической окраске дело расследовалось с особой тщательностью.

На территории Троицкого обнаружились настоящие пыточные камеры с кандалами и жуткими приспособлениями. Были исследованы домовые книги и бухгалтерия Салтыковой – оказалось, что судьба 138 крепостных остается невыясненной. Например, странным было то, что молодые девушки поступали в дом в качестве прислуги и тут же умирали. Некоторые крестьяне значились пропавшими без вести, другие – беглыми или умершими от болезней, тогда как свидетели говорили, что они погибли от рук барыни.

Последней жертвой помещицы стала дворовая девушка Фекла, которую Салтыкова замучила уже после того, как попала под подозрение (скорее всего, просто не смогла совладать с привычкой к насилию или психическим недугом). Еще живой несчастную привезли к местному старосте на захоронение, но он побоялся скрыть преступление, как делал это раньше, и привлек к нему внимание людей.

На допросах Салтычиха вела себя нагло и вызывающе. Не напугала ее и угроза пытками – правда, применить физическое воздействие так и не решились. Священник, уговаривавший Дарью Николаевну покаяться, тоже ушел ни с чем. Следствие велось 6 лет и доказало виновность подозреваемой в смерти 38 человек. Этого оказалось достаточно для приговора «без снисхождения».

Екатерина II собственноручно выносила вердикт и несколько раз переписывала его. Салтыкову приговорили к часу у позорного столба (она стояла с табличкой «мучительница и душегубица»), лишению всех званий и даже права называться женщиной. Преступницу отправили в подземную тюрьму, где ей надлежало провести всю жизнь. На тот момент Дарье Николаевне не исполнилось и 40 лет.

Дальнейшая судьба

Призрак Салтыковой, якобы снятый скрытой камерой. Фото: versiya.info

Сначала Салтычиха сидела в подземелье без света, свежего воздуха и человеческого общения. Камера в Иоанно-Предтеченском монастыре освещалась свечным огарком только во время кормления, а по большим церковным праздникам заключенной разрешалось постоять у окна. Через 11 лет ей выделили каменную клетку, где люди могли посмотреть на известную мучительницу. Говорят, что, когда кто-то заглядывал в небольшое окошко, Салтыкова плевалась, ругалась и пыталась ударить любопытных палкой.

Дарья Николаевна оказалась поразительно выносливой. Даже в таких условиях она прожила 33 года, скончалась в 71-летнем возрасте и была похоронена рядом с предками на Донском кладбище. Но легенды о кровавой Салтычихе ходят до сих пор. Говорили, что она умудрилась вступить в связь с охранником и родила ребенка, которого сразу отобрали. А еще ходили слухи, что помещица вовсе не сидела в тюрьме, а вышла замуж за некого поручика и спокойно дожила свой век рядом с новым мужем.

Сейчас на месте здания, где содержалась Салтыкова, стоит корпус университета МВД. Свидетели утверждают, что привидение кровавой помещицы все еще живет в его подвалах. В 2019 году группа молодых людей, которые искали острых ощущений, увидели призрак черноволосой женщины в длинной белой одежде. На место прибыли исследователи паранормальных явлений, и, по их словам, сумели заснять дух Салтычихи на пленку. А в лесах рядом с бывшим имением барыни часто видят призраков убитых ею девушек – они плачут и просят похоронить их по-человечески.

Читайте нас в: