Rokotov & Fainberg — это совершенно уникальный бренд джинсов, основанный в 60-х годах в память о советских фарцовщиках. Обычные граждане СССР и не слыхивали о таком бренде, а вот за пределами стран соцлагеря он стал настоящим символом свободы. В данной статье вы узнаете об удивительной и трагичной судьбе Яна Рокотова и Владислава Файбишенко — организаторов и первопроходцев одного из первых советских чёрных рынков, а также первых советских миллионеров.
Исторический бэкграунд
Фарцовщики — люди, тайно покупавшие и продававшие дефицитные импортные товары и иностранную валюту, были очень распространенным явлением для Советского Союза. Товарные спекуляции были незаконны и карались сначала тюремным сроком до семи лет, потом до пятнадцати, а затем и вплоть до смертной казни. Однако это не мешало тысячам советских граждан покупать импортные вещи у иностранцев, а для самых продвинутых — даже покупать вещи за границей. Чёрный рынок в СССР рос с каждым днём и стал одной из отличительных черт советского строя.
В 1957 году во время Всемирного фестиваля молодежи в Москве советская молодёжь впервые увидела джинсы, в которых щеголяли их западные ровесники вместо традиционных брюк. К 1960-м годам случился настоящий бум на джинсы. Хотя советские чиновники осуждали джинсы как символ упадка и западного империализма, молодых людей по всему Союзу это только укрепило в желании владеть запретным плодом. Запрет был снят только спустя тридцать лет, в перестройку.
Чёрный рынок
Итак, джинсы были запрещены в СССР до самого конца существования этого государства. Но тогда где несколько поколений советской молодёжи находило запрещенный продукт капитализма? Ответ прост: при помощи фарцовщиков. 1959 год стал началом нелегального «валютного черного рынка джинсов». Москвичи Ян Рокотов и Владислав Файбишенко, а также Дмитрий Яковлев, организовали многослойную сеть скупки и перепродажи валюты и товаров у иностранных дипломатов и туристов.
Организатором рынка был в первую очередь Рокотов, чьи финансовые схемы позволили вывести небольшую группу спекулянтов в отлаженную сеть, с собственной иерархией и обширными связями с сотрудниками иностранных дипломатических ведомств. Кроме этого, Рокотов установил связи с арабскими военнослужащими, учившимися в советских военных академиях, у которых в больших количествах скупал золотые монеты времён царского режима, а также с руководством западногерманского банка Otto & Partners, через который позволял советским гражданам скупать иностранную валюту по выгодному курсу.
24-летний Владислав Файбишенко, самый младший из троицы организаторов, занимался преимущественно вербовкой новых кадров в сеть и работал в основном с иностранными товарами народного спроса. 30-летний Дмитрий Яковлев, аспирант и полиглот, отвечал за связь с прибалтийскими контрабандистами.
Под конец своего существования товарооборот подпольной империи составлял около 20 000 000 рублей или 80 000 000 долларов по курсу 1960 года.
Арест
Нелегальный бизнес процветал почти два года, пока в 1960 году вся троица не была арестована и приговорена к восьми годам тюремного заключения. Но к сожалению, на этом история не заканчивается.
Уже после ареста спекулянтов на дело обратил личное внимание Никита Хрущёв. Он был возмущен мягкостью приговора и потребовал повысить срок, аргументируя тем, что незадолго до этого максимальный срок заключения за валютные спекуляции был повышен до пятнадцати лет. Проблема заключалась в том, что данная поправка была внесена уже после вынесения приговора, поэтому увеличение срока было незаконным.
Но Хрущёв твёрдо стоял на своём: по его настоянию дело было пересмотрено и участникам были добавлены дополнительные семь лет. А ещё через год законодательство вновь ужесточили, а дело вновь было пересмотрено. Все три участника схемы были приговорены к смертной казни через расстрел.
Реакция международного сообщества
Уже через несколько дней после объявления о высшем приговоре Хрущёв начал получать телеграммы протеста со всего мира. Французский писатель Франсуа Мориак, экс-первая леди Элеонора Рузвельт и ещё множество публичных лиц публично призывали руководство СССР к отсрочке казни. В США была создана петиция об отмене смертной казни за экономические преступления, которую подписало 223 влиятельных американца, и которая была подана в советское посольство в Вашингтоне. Среди подписавшихся были такие фигуры, как Бертран Рассел, Артур Миллер, Ван Вик Брукс, Мартин Лютер Кинг-младший и Лайнус Полинг. Разумеется, ни петиции, ни демонстрации не произвели на Советское правительство ни малейшего впечатления. В июле 1961 года Рокотова, Яковлева и Файбишенко расстреляли. Однако сам факт того, что за троицу спекулянтов встал весь Западный мир, существенно повлиял на восприятие СССР за рубежом.
Rokotov & Fainberg
В 2013 году силами эмигрантов из бывшего СССР в США было основано предприятие по производству джинсов Rokotov & Fainberg, названное в честь расстрелянных спекулянтов. Инициатором и основателем стал живущий в Нью-Йорке режиссёр и продюсер Виталий Ализиер.
Всё началось с того, что Виталию пришла мысль снять фильм о подпольных советских торговцах 60-х годов. Чтобы собрать средства для начала производства фильма, он обратился к нескольким ведущим джинсовым компаниям в США с идеей выпустить ограниченный тираж их джинсов с лейблом «Rokotov & Fainberg», состоящим из 100 экземпляров. Предполагалось, что джинсы будут выставлен на аукцион, а средства будут пущены на съёмки фильма.
Однако Виталий решил не дожидаться положительного отклика и переработал свою идею о кинопроекте. Вместе со своей женой, моделью и дизайнером Милой Краснояровой, он решил возродить легенду о Рокотове и Файбишенко (Файнберге) в виде отдельного коммерческого проекта, основав компанию с соответствующим названием для производства нового бренда джинсов
Обладая обширным опытом в шоу-бизнесе и индустрии моды, основатели начали работать с американскими мастерами по созданию индивидуального дизайна. В результате этой работы, в 2013 году был запущен первый модельный ряд джинсов Rokotov & Fainberg.
Карманы внутри джинсов сделаны из хлопка и имеют маркировку и изображение флага США. На кожаной нашивке, а также кнопках и заклепках стартовой линии модели логотип «88» — номер статьи уголовного кодекса РСФСР 1960 года «Нарушение правил о валютных операциях». Сами джинсы изготовлены из селвидж-денима.
Винтажный стиль джинсов вдохновлен американским культурным наследием и любовью советских людей к иконам 60-х и 70-х годов — таким как Марлон Брандо, Элвис Пресли и Стив МакКуин. Таким образом советские эмигранты выражают благодарность приютившей их стране и сохраняют память о казнённых.