Февральская революция 1917 года стала первым рубежом, открывшим перед Россией путь выбора её дальнейшего развития. Также она пробудила политическую сознательность у огромного количества людей, многие из которых в будущем сыграют немаловажную роль в истории страны. Без сомнения, одним из самых ярких примеров таких людей является Никита Хрущёв — четвёртый (включая Маленкова) руководитель советского государства.
Детство и юность
Никита Сергеевич Хрущев родился 15 апреля 1894 г. в деревне Калиновка Российской Империи. Он происходил из простой крестьянской семьи и получил только самое базовое трёхлетнее образование в церковно-приходской школе, в следствие чего всю жизнь имел проблемы с грамотностью, и даже ходили слухи (которые во многом пустил Шепилов, ненавидевший Хрущёва), что он не умел писать. Конечно, писать Никита Сергеевич умел и существуют труды, написанные им от руки. Но делать он этого не любил и предпочитал надиктовывать важную информацию для записи профессиональным стенографистам.
В юности он подрабатывал в деревне на разных подработках, в том числе пас скот и работал трубочистом. Чуть позже он переехал в город и начал работать в шахте на окраинах Юзовки (нынешнем Донецке). Во время октябрьской революции и гражданской войны в России он однозначно поддерживал большевиков. В 1918 г. вступил в Коммунистическую партию Советского союза. В 20-е годы он отправился в Москву для прохождения партийной и идеологической подготовки, с чего и началась его настоящая политическая карьера.
Семья
В этот переходный для страны период Хрущёв был женат на своей коллеге — Ефросинье. В этом браке у него в 1915 году родилась дочь Юлия, а в 1917-м — сын Леонид, родившийся через несколько дней после октябрьской революции и погибший в 1943-м году, сражаясь в Великой Отечественной Войне в качестве военного лётчика.
Февральская революция
В феврале 1917-го года грянула Февральская революция, закончившаяся свержением монархии в Российской империи. В этот период будущему главе партии и правительства было 23 года. К этому времени он работал слесарем в Юзовке, причём был в этом деле настоящим мастером.
Нужно отметить, что пролетарием Хрущёв всегда был крайне нетипичным. В то время Юзовка представляла собой место для сезонных работ, куда стекались все те, кому не удалось найти работу в другом месте, в том числе многочисленные маргинальные элементы. Образ типичного чернорабочего соответствовал всем стереотипам того времени, и во многом был оправдан. Однако Хрущёв сильно выделялся на фоне товарищей: он никогда не пил и не курил, был председателем местного общества трезвости, всегда был активным и имел очень высокие характеристики как работник. Благодаря мастерству в своём деле и трепетному отношению к работе Хрущёв зарабатывал 30 рублей в месяц, что по тем временам было очень неплохо, имел роскошные и статусные вещи, такие как фотоаппарат или часы, и даже собственный мотоцикл, о котором мечтал с юношества. Причём мотоцикл Хрущёв сконструировал и собрал сам из подручных средств, и в результате тот проработал несколько десятков лет.
От призыва на войну в 1914-м году он был освобожден как квалифицированный рабочей, но из этого факта также можно вынести то, что он не поддался царившим тогда великодержавным патриотическим настроениям. Этому также могла поспособствовать интернациональность его тогдашнего окружения. Так или иначе, в ПВМ Хрущёв не воевал.
Как большинство простых рабочих и пролетариев, Хрущёв до 1917 года не состоял ни в какой партии. В своих мемуарах он мало рассказывает о своей политической активности до революции. Известно, что в Юзовке он зачитывался марксистской литературой, активно распространял и организовывал чтения рабочей большевистской ежедневной газеты «Правда», боролся за права рабочего класса. В апреле 1912 года, после трагических событий на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, когда правительственные войска открыли огонь по трёхтысячной толпе бастовавших рабочих, Хрущёв был активистом стачки в Юзовке. Имеются также документы Екатеринославской жандармерии о том, что восемнадцатилетний Хрущёв, который тогда был учеником слесаря на металлургическом заводе, собирал для семей расстрелянных рабочих пожертвования. За эту активность он был уволен с предприятия, но благодаря высокой квалификации был принят в шахту в Рутченково.
Первые слухи о его политической деятельности пошли уже после февральской революции — говорили, что он в ту пору он связал себя с эсерами, но эти слухи ничем не подтверждены. Зато после революции на него обратили внимание меньшевики, благодаря которым Хрущёв, как яркий и выделявшийся рабочий, вошёл в состав Рутченковского совета рабочих депутатов. Впрочем, несмотря на действующее руководство, Никита Сергеевич поддержал фракцию большевиков. В декабре 1917-го года он был смещён с поста председателя совета рабочих депутатов и был выбран председателем профсоюза работников горно-рудной промышленности.
После революции
Когда началась Гражданская война, Хрущёв вошёл в ряды Красной армии, где вскоре был назначен комиссаром стрелкового батальона.
После окончания войны возглавлял и участвовал в различных партийных организациях, управлениях и предприятиях в Юзовке, трудился в той же Рутченковской шахте, только уже в качестве политруководителя, зам. управляющего рудником. Поступил на рабочий факультет Донецкого техникума в Юзовке, где стал партийным секретарём. Входил в Юзовский губернский комитет. Возглавлял ВКП(б) Петрово-Марьинского уезда в Юзовке.
Новый виток в карьере Хрущёва произошёл в 1929 году, когда он поступил в промышленную академию в Москве и познакомился с супругой Сталина Надеждой Аллилуевой. Именно благодаря её рекомендациям, а также протекции Кагановича, он достаточно быстро вошёл в близкий круг Сталина (сам Хрущёв говорил, что знакомство с Аллилуевой стало его «счастливым билетом»). Благодаря полезным знакомствам он стал руководителем сначала Бауманского райкома, а затем Краснопресненского, крупнейшего в Москве.
Сам Хрущёв в своих мемуарах утверждал, что он окончательно принял новую жизнь партийного работника только в 1935-м году, когда был назначен секретарём Московского комитета ВКП(б), сменив на этой позиции Кагановича. До этого момента он всё ещё возил с собой чемодан со слесарными принадлежностями и инструментами, рассматривая партийную работу только как временную, будучи всегда готовым вернуться на производство.
В войну он участвовал в военных советах Сталинградского, Воронежского, Южного, Юго-Западного и Первого Украинского фронтов. На него возлагают ответственность за попадание советской армии в окружение под Киевом в 41-м и под Харьковом в 42-м году. В 1944-м году он был назначен 1-м секретарём ЦК КП(б) Украинской CCP, а в 1948-м снова вернулся в Москву.
В марте 53-го года, после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, Хрущёв был выбран секретарём партии, а спустя два месяца инициировал переворот партийной верхушки СССР против Лаврентия Берии, таким образом окончательно закрепив своё положение. В сентябре того же года Хрущёв был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС.