Брендовая обувь Adidas многими воспринимается как привычный элемент в гардеробе советских граждан. На деле западные товары найти в Союзе если и было возможно, то только с большим трудом. Производство советских товаров было весьма ограничено, а западное влияние, отражаемое в фильмах, только укреплялось. Чёрный рынок, на котором желающие не совсем легально, но все же могли приобрести товар, был единственной возможностью прощупать западный бренд собственными руками. Москва испытывала дефицит товаров для удовлетворения своих эстетических потребностей, не говоря уже о регионах страны.
Можно ли назвать Adidas символом советской эпохи?
Производство СССР, дабы сгладить ситуацию с ажиотажем на западную одежду и обувь, начало выпуск джинсовой одежды. В связи с нехваткой профессионального оборудования, результат данного процесса вряд ли можно было поставить в сравнение с тем, что народ видел оригинале.
Так что качественную брендовую одежду и обувь жители все ещё искали на чёрном рынке. Почему все стремились именно к тому, что видели на западе? Наверное, ответ очевиден: все пытались уследить за новыми тенденциями в моде, опередить остальных, купив джинсы нового фасона или кеды с узнаваемыми всеми тремя полосками.
Как появился советский бренд «Москва»?
Обувь Adidas в то время была доступна в основном спортсменам, для которых бренд открыл окно в мировые достижения. С появлением на рынке кроссовок Adidas, многие спортсмены стали бить давно поставленные рекорды.
Лучшей рекламой для брендов было сотрудничество со спортсменами разных стран, которые могли надеть брендированный товар, одежду или обувь, на олимпийские игры, тем самым вызывая интерес и повышая спрос. Adidas умело занимал эту нишу, предлагая выгодные условия и соглашаясь на жесткие требования стран ради своей выгоды.
Что касается Советского Союза, то несмотря на напряжение в отношениях с западом, генеральный директор Adidas Хорст Дасслер согласился поставлять обувь для наших спортсменов. Однако у СССР были свои условия: кроссовки нуждались в серьёзном ребрендинге. Во-первых, одежда должна исключать культовый логотип — три полоски. Во-вторых, обувь Adidas должна формировать из этих полосок буквы “М”. По всей видимости, в знак восхваления принимающей стороны — Москвы. Серьезные требования обуславливались не то, уже упоминаемым ранее, напряжением между СССР и Западом, не то стыдом за невозможность угнаться за более развитыми странами.
Изменение внешнего вида бренда привело к созданию нового советского бренда «Москва», представляющий всеобщему вниманию кроссовки, которые были почти точной копией Adidas.
Ещё одно требование, выдвинутое Adidas, заключалась в тот, что товары для игр производиться должны были на российской земле. В таком случае, Adidas пришлось бы оставить большую часть своих производственных мощностей после окончания игр.
Обувь фирмы «Москва» производилась ещё долгое время, хотя являлась репликой всем известного Adidas.
Кроссовки как дефицитный товар советского народа
Рекламная кампания, организованная Adidas, прошла успешно. Кроссовки разлетались очень быстро, а благодаря фотографиям спортсменок, пошла новая мода на повседневную носку такой обуви с джинсами. В то время спортивный стиль одежды приобретал неслыханную популярность. Если до этого носить кроссовки на работу считалось неуместным, то теперь это означало соответствовать моде. Наступил момент, когда даже отечественные бренды оказались в дефиците. Люди пытались угнаться за новой модой, скупая с прилавков кроссовки и кеды даже отечественных производителей. Скоро они станут на долгое время такой же редкостью, как копченая колбаса.
Кроссовки «Москва» на войне
После начала затяжной войны с Афганистаном встал вопрос: как подобрать экипировку под скалистую местность вражеских территорий? Сапоги были шумными и неудобными, так что ВДВ и спецназ предпочли кроссовки. Старый добрый бренд «Москва» демонстрировал сравнительно невысокие кроссовки, что тоже вызывало некоторые неудобства, но они были выбраны как альтернатива привычным военным сапогам.
Так спортивные кроссовки стали обувью для спецназа, которую носили исключительно для удобства передвижения.
Сейчас найти обувь того времени можно лишь на различных сайтах и интернет-аукционах, но и там они надолго не задерживаются. Такой раритет распродается очень быстро.